Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания ШОС.






Важность данного вопроса для молодого постсоветского государства определяется также тем, что еще в августе 1969г. на его территории (в районе озера Жаланашколь), вдоль тогда еще советско-китайской границы произошло вооруженное столкновение, которое угрожало вылиться в полномасштабную войну между СССР и Китайской Народной Республикой (КНР). Все же как советскому, так и китайскому руководству хватило мудрости прекратить кровопролитие и приступить к переговорному процессу по вопросам прохождения границы и разрешения территориальных споров (при этом в состав советской правительственной делегации вошли представители всех сопредельных с Китаем союзных республик).

Данный переговорный процесс, который долгое время не отличался особой оживленностью, заметно активизировался с процессом перемен в Советском Союзе во второй половине 80-х гг. При этом переговоры характеризовались готовностью сторон идти на взаимные компромиссы не только относительно прохождения границы, но и по взаимному разоружению во имя получения гарантий безопасности в отношениях с друг другом и достижения таким образом внешнеполитической стабильности. В результате 24 апреля 1990г.было подписано Соглашение между СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы.

Взаимное сближение сторон было продолжено и после распада СССР, теперь уже в рамках пяти государств (т.н. формулы «4+1» - четырех постсоветских государств: Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана плюс Китай).В этой связи в июле 1992г.Республика Казахстан (так же как и другие постсоветские государства) сформировал свою национальную делегацию, в задачи которой входило (исходя из советско-китайского соглашения 1990г.) не только решение пограничных вопросов, но и взаимное сокращение вооруженных сил, и укрепление доверия в военной области в районе казахстанско-китайской границы.

Гарантированная прочной международно-правовой базой стабильность и предсказуемость межгосударственных отношений рассматривалась как в постсоветских государствах, так и в Китае в качестве неотъемлемого предусловия для проведения набравших в то время полный оборот внутренних реформ. При этом если во всех постсоветских странах эти реформы характеризовались авральным демонтажом коммунистической идеологии и социалистической экономики и привели к состоянию глубочайшего кризиса в 90-х гг., то Китай выбрал путь постепенной модернизации и начал стремительно развиваться и все более укреплять свое политическое и экономическое могущество.

В таких условиях вполне логичным шагом оказалось принятое 8 сентября 1992г. в Минске соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, РФ и Таджикистаном о ведении переговоров с КНР по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе границы государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) с Китаем. В соответствии с данным соглашением создавалась совместная делегация четверых постсоветских государств для ведения переговоров с КНР, которая могла разрабатывать единую позицию на переговорах с КНР по пограничным вопросам и (после утверждения сторон), отстаивать ее в ходе переговоров. Данный шаг, несомненно, способствовал тому, что Китай в принципе признал ранее существовавшие договоренности с СССР по территориальным вопросам (которые, в свою очередь, базировались на договорах, заключенных между Российской империей и Китаем) и начал процесс закрепления этих договоренностей с каждой из постсоветских стран в соответствующих двусторонних соглашениях. Так, 26 апреля 1994г. Казахстан и Китай заключили Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе, за которым последовал целый ряд дополнительных соглашений/1/.Данное соглашение стало основой для начала демаркационных работ, которые, начавшись в июле 1996г., завершились подписанием соответствующего Протокола от 10 мая 2002г.(общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской границы составила 1782, 75 км).

Нахождение компромисса по принципам разрешения территориальных вопросов дало возможность начать эффективно решать вопросы, связанные укреплением взаимодоверия вдоль всего периметра границ постсоветских стран с Китаем. Прорывным шагом в этом направлении стало подписание 26 апреля 1996г. в Шанхае Соглашения между четверкой постсоветских государств и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы (в частности, было закреплено, что вооруженные силы сторон, дислоцированные в районе границы, не будут вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы. Также стороны договорились информировать друг друга о действиях войск в пределах 100 км от границы). Именно с этого момента в политико-правовой лексикон вошло понятие «Шанхайская пятерка». Год спустя 24 апреля 1997г.на этот раз в Москве пятеркой был подписан еще один важнейший документ: Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (в соответствии с данным соглашением вводились предельные количественные уровни для вооруженных сил в 100 км демилитаризованной зоне. Таким образом, практически все военные силы, кроме погранвойск, были отодвинуты на 100 км от линии границы). Также главы пяти государств договорились проводить свои встречи на ежегодной основе, и в 1998-2000 гг. поочередно встречались в Алма-Ате, Бишкеке и Душанбе, где также в дружественной атмосфере на основе равенства, взаимного доверия и стремления к совместному развитию (что стало именоваться «шанхайским духом») плодотворно дискутировались важнейшие вопросы как региональной, так глобальной безопасности. Более того, стороны значительно расширили круг обсуждаемых вопросов, который теперь стал включать сферы экономического сотрудничества, охраны окружающей среды, рационального использования водных ресурсов, культуры и т.д.

Продуктивность и взаимный интерес в подобных встречах привели к осознанию необходимости оформления системы саммитов в новое региональное объединение и к принятию 15 июня 2001г.в Шанхае по инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева Декларации о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. Кроме того, в тот же день в ряды альянса был принят также Узбекистан. Консолидации альянса и превращению его в один из важнейших факторов стабильности в регионе и в мире, несомненно, способствовали трагические сентябрьские события 2001г.в Соединенных Штатах Америки, и уже на следующем саммите 7 июня 2002г.в Санкт-Петербурге главы шести государств альянса приняли Хартию ШОС - основополагающий уставный документ, который вступил в силу 19 сентября 2003г.и закрепил цели, принципы, структуру и основные направления деятельности новой организации.

Внешнюю политику Республики Казахстан традиционно отличают активность, сбалансирован­ность, прагматизм, конструктивный диалог и многостороннее сотрудничество. Исторические, геопо­литические и экономические факторы во многом обусловили тот факт, что страна проводит взвешен­ную многовекторную внешнюю политику, основанную на принципах международного сотрудниче­ства, добрососедства и уважения территориальной целостности других государств.

За период независимого развития республика заняла достойное место в системе международных отношений. Были осознаны национальные интересы, выработана собственная концепция внешней политики, разработана договорно-правовая база международных связей, установлены дружественные и партнерские отношения не только со своими ближайшими соседями, но и с большинством госу­дарств Запада и Востока. Существенный экономический рост, открытость для иностранного капита­ла, усиливающийся интерес ведущих стран мира в ЦАР являются факторами, которые способствуют увеличению веса и авторитета республики в региональных объединениях.

В Послании народу Казахстана 2008 г. Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев под­черкнул, что Казахстан остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на активизацию деятельности нашего государства по обеспечению региональной ста­бильности, поскольку многие проблемы Казахстана носят трансграничный характер, решить которые можно только вместе с соседними государствами.

Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 г. на базе «Шанхайской пятерки», ос­нованной после подписания главами Казахстана, Китая, России, Кыргызстана и Таджикистана Со­глашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Согласно Хартии ШОС от 7 июня 2002 г., одними из приоритетных целей организации являются укрепление дружбы, взаимного доверия и добрососед­ства; поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной, образовательной, научно-технической, энергетической, транспортной, экологической и других сфе­рах. Республика Казахстан стояла у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества, и одним из основных направлений во внешнеполитической деятельности страны стало участие в ее деятельности.

На данный момент членами ШОС являются Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджики­стан и Узбекистан. Статус наблюдателей при ШОС имеют Монголия (с 2004 г.), Индия, Иран и Паки­стан (с 2005 г.). В июне 2009 г. на саммите в Екатеринбурге принято решение о предоставлении ста­туса партнеров по диалогу ШОС Беларуси и Шри-Ланке.

Республика Казахстан рассматривает деятельность в ШОС как одно из приоритетных направле­ний внешней политики и позиционирует организацию как практический и важный инструмент ре­гионального взаимодействия в политической, военной и культурной сферах.

Взаимодействие в рамках ШОС позволило Казахстану урегулировать ряд спорных территори­альных вопросов, а планомерное и прозрачное сокращение вооруженных сил в приграничных рай­онах разрядило остаточные элементы военно-политической напряженности. Проблема разрешения территориальных вопросов возникла с момента образования суверенных государств после распада СССР. Процесс демаркации и делимитации границ происходил на протяжении нескольких лет. Таким образом, еще на основе деятельности Республики Казахстан на форуме «Шанхайской пятерки», как основы будущей ШОС, Казахстану удалось завершить долгий процесс переговоров и обозначить в большинстве границы нашего государства. Собственно результатом данных переговоров и стали за­ключение, а затем и ратификация Соглашения об укреплении мер доверия в военной области (1996 г.) в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). А также 24-25 августа 1999 г. в Бишкеке состоялась четвертая встреча глав государств «Шанхайской пятерки», в ходе которой было подписано «Соглашение между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных гра­ниц трех государств». Особое внимание было уделено вопросам восстановления значения Вели­кого Шелкового пути, проходившего по территории всех государств «Шанхайской пятерки». Итого­вым документом саммита стала «Бишкекская Декларация», подписанная главами пяти государств. Таким образом, после определения границ государства сотрудничество с соседними государствами в других областях взаимодействия вышло на совершенно другой уровень. После первой встречи «Шан­хайской пятерки» данный форум стал постоянным местом совета представителей региона ЦА. Казах­стан, как наиболее заинтересованная в дальнейшем развитии сотрудничества в регионе сторона, активизировал процесс взаимодействия стран в решении политических, экономических, социальных проблем, с которыми встретились центральноазиатские страны.

Саммит в Бишкеке практически совпал по времени с вторжением зарубежных банд формирова­ний на территорию Кыргызстана, в связи с чем все участники встречи выразили единодушную под­держку мерам, предпринимаемым кыргызским руководством по противодействию экстремистам. Возможно, что данное событие подтолкнуло государства «Шанхайской пятерки» обратить особое внимание на необходимость углубления сотрудничества в сфере борьбы с международным террориз­мом и религиозным экстремизмом. В данном направлении с 2000 г. начались активное сотрудничест­во и выработка общего плана действий стран-членов организации. Результаты деятельности членов форума уже были ощутимы на пятой встрече «Шанхайской пятерки» в Душанбе, на которой были выработаны единые методы в борьбе с экстремизмом и терроризмом, так как они превратились в ре­альную угрозу для безопасности всех без исключения государств региона.

Отметим, что данная встреча имела еще несколько моментов, которые необходимо обозначить. Во-первых, в качестве наблюдателя в саммите принял участие президент Узбекистана И.Каримов. Узбекистан, тем самым, подключился к процессу поиска совместных мер противодействия религиоз­ному экстремизму и международному терроризму. Во-вторых, принимая во внимание перспективное расширение числа участников организации, президент Таджикистана Э.Рахмон выдвинул инициати­ву переименования ее в «Шанхайский форум». В принятой по итогам встречи «Душанбинской Дек­ларации» была выражена решимость участников «пятерки» не допускать использования своих терри­торий для деятельности, «наносящей ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку любого из пяти государств». В документе также было подчеркнуто стремление сторон превратить «Шанхайскую пятерку» в «региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах».

События 11 сентября 2001 г. существенно изменили ситуацию в мире. Таким образом, выработ­ка и освещение, а также начало действий по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом яви­лось своевременным шагом государств. На саммите стран ШОС в КНР была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которая в очередной раз под­твердила решимость государств-участников организации противостоять совместными усилиями этим негативным явлениям, угрожающим всему мировому сообществу. Как отмечено в принятой на сам­мите Декларации, страны-участницы намерены быть верными «шанхайскому духу», который харак­теризуется взаимным доверием, равенством и уважением друг к другу. Главы государств также приняли «Совместное заявление» о вступлении Узбекистана в состав Шанхайского форума в качест­ве полноправного участника. При этом необходимо иметь в виду, что Шанхайская организация со­трудничества создана не потому, что в нее было принято еще одно государство. По словам Президен­та Н. Назарбаева, решив одну проблему, члены «пятерки» должны были приступить к решению дру­гих задач. Время предъявило новые вызовы: терроризм, экстремизм, сепаратизм. Подписание «Дек­ларации о создании Шанхайской организации сотрудничества» символизирует выход объединения на качественно новый, более высокий уровень и значительно повышает авторитет этой организации в регионе и в мире в целом. К 2003 г., при проведении Московской встречи глав государств, оконча­тельно завершился процесс становления ШОС как региональной международной организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.