Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытие станции Курская в 1938 г.






Во время строительства метрополитена не было предусмотрено его использование для военных целей, но еще в апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений.

С первых дней войны сна ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро " Белорусская". После закрытия метро, часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а на другой части, находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы. Каждый вечер офицерам генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром - обратно. На это тратилось слишком много времени. В конце августа - начале сентября генштаб переезжает в здание на улице Кирова (ныне - Мясницкая) и получает в свое полное распоряжение станцию метро " Кировская".

 

В подземных помещениях станции были оборудованы рабочие кабинеты руководителей ставки Верховного Главнокомандования. На соседней станции «Красные ворота» был создан командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Наркомата путей сообщения, на других центральных станциях разместились различные военные организации.

В первую же воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метро собралось 500 000 человек, причем люди прятались не только на станциях, но и в тоннелях.

К осени 1941 года метрополитен переведен на особый режим. При объявлении воздушной тревоги немедленно останавливалось движение поездов, напряжение на контактном рельсе снималось и граждане заполняли свободные места не только на станциях (это очень хорошие и престижные места), но и в тоннелях. В стоящие вдоль станции составы пускали, как правило матерей с малолетними детьми.

На станциях всю ночь дежурили милиционеры, осуществляя охрану общественного порядка, смотрели за сохранностью объектов метрополитена, следили за тем, чтобы среди граждан не возникало паники. При воздушных налетах у вентиляционных сооружений на поверхности выставлялись посты из стражей порядка Отдельного дивизиона милиции. Они принимали меры к тушению пожаров, возникавших вблизи вентиляционных отверстий из-за сброшенных «зажигалок».

Вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги разрешался только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста. Запрещалось пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т.д.); лицам в нетрезвом состоянии; лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т.д.). При этом гражданам разрешалось иметь при себе постельные принадлежности.

В октябре и ноябре, когда гитлеровцы бомбили Москву особенно часто, люди могли приходить в метро на ночевку до пяти часов утра. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, остановленных у платформ. Остальные располагались на станциях и в тоннелях. Люди брали с собой и постельные принадлежности.

5 октября 1941 года от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это стал единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

6 ноября 1941 года накануне годовщины Октябрьской революции ст. Маяковская стала центром столицы. Эту станцию, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания. Тем, кто был приглашён на заседание (их было около двух тысяч человек), сообщали устно: «станция метро “Маяковская”». На пригласительных билетах адрес указан не был.

Торжественное заседание 6 ноября 1941 г.

На станциях были организованы магазины, парикмахерские. На станции метро " Курская" работала библиотека.

Молочно-раздаточный пункт на «Маяковской».

 

Во время войны не прекращались работы по строительству метрополитена. 1 января 1943 г. был введен в эксплуатацию участок Горьковской линии от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская». 18 января 1944 г. было закончено строительство участка от станции «Курская» до станции «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Оба участка были введены в эксплуатацию без обкатки. На станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловский парк» установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». Сразу же после завершения строительства вышеупомянутых станций, еще до окончания войны, началось сооружение Кольцевой линии. Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года, а последняя бомба упала на город в июне 1943.

 

 

 
 
 
 

3.


22 июня 1945 года в центральных газетах СССР был опубликован приказ Верховного главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина № 370:

«В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы. На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому. Общее руководство по организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника П. А. Артемьева». Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза И. Сталин.

Жуков Г.К.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.