Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь в Москве.






 

1. «Ужасный спектакль – море огня, океан пламени. Это был самый великий, самый величественный и самый ужасный спектакль, который я видел за свою жизнь», ‑ воскликнул Наполеон на острове Св. Елены, вспоминая о московском пожаре и будучи в полной уверенности, что его слова дойдут до потомков. Свое поражение в России Наполеон неизменно объяснял так: хотя все сражения в ходе кампании 1812 г. он и его солдаты выиграли, ничто не могло победить природной стихии – огня, холода и «жестокости населения», которое само было одной из стихий, не подвластных человеческому гению. Великая армия увидела Москву в полдень 14 сентября (все даты даны по новому стилю) 1812 г. Картина, неожиданно открывшаяся солдатам Наполеона с Поклонной горы, была настолько ошеломляющей, что свои впечатления от нее сочли необходимым описать десятки, если не сотни, участников похода. «Вид на эту столицу с холма, откуда Москва предстала перед нашим изумленным взором, ‑ записал в дневнике 21 сентября Фантен дез Одар, ‑ как будто перенес нас в детские фантазии об арабах из сказок тысячи и одной ночи. Мы были внезапно перенесены в Азию, так как [то, что мы видели] уже не было нашей архитектурой.… В отличие от устремленных к облакам колоколен наших городов Европы, здесь тысячи минаретов ‑ одни зеленые, другие разноцветные ‑ были закруглены и блестели под лучами солнца, похожие на множество светящихся шаров, разбросанных и плывущих над необъятным городом. Восхищенные этой блестящей картиной, наши сердца забились сильней с гордостью, радостью и надеждой». Пока же, 14 сентября, восторг Наполеона при виде древней русской столицы был столь же сильным, как и у его солдат. «Он остановился в восхищении, и у него вырвался возглас радости», ‑ отметил бригадный генерал Ф.П. Сегюр.

Во второй половине дня 14 сентября части Великой армии вступили в Москву. Первое впечатление о Москве как об азиатской столице сменилось более сложными чувствами. «Мое удивление (из-за отсутствия жителей – В.З.) при вступлении в Москву было смешано с восхищением, ‑ сообщал в письме своему отчиму интендантский чиновник Проспер, ‑ ибо я ожидал увидеть деревянный город, как говорили мне многие люди, но, вопреки этому, почти все дома были из камня и в высшей степени элегантной и самой современной архитектуры. Особняки частных лиц походили на дворцы, все было богато и восхитительно»].

Входя в Москву, которая потрясла захватчиков своими размерами, блеском и роскошью, Наполеон принял меры к тому, чтобы город не подвергся разграблению и пожарам от рук солдат Великой армии. К вечеру 14 сентября в Москве должны были находиться только дивизия генерала Ф.Роге из Молодой гвардии (3, 5 тыс. чел.) и горстка гвардейских жандармов. Солдатам остальных частей было запрещено входить в Москву, а вдоль западной окраины были расставлены посты, с тем, чтобы предотвратить проникновение в город мародеров. Наполеон все еще вел «правильную» войну и надеялся, что «цивилизованное» вступление его войск во вторую русскую столицу с неизбежностью приведет к заключению мира «Арестовано много русских, с фитилем в руке, – записал 15-го в своем дневнике Кастелян. – Наши солдаты смогли затушить огонь в нескольких местах, но не везде. Говорят, что губернатор Москвы отрядил солдат полиции для исполнения этой почетной миссии.

Наполеон, наконец-то представил, хоть и в несколько преувеличенном виде, истинную картину случившегося, возложив вину за пожар на московского главнокомандующего: «Русский губернатор, Ростопчин, хотел уничтожить этот прекрасный город, когда узнал, что русская армия его покидает. Он вооружил три тысячи злодеев, которых выпустил из тюрем; равным образом он созвал 6 тысяч подчиненных и раздал им оружие из арсенала пожран пламенем. 20 сентября император Франции пишет письмо Александру I: «Прекрасный и великий город Москва более не существует. Ростопчин ее сжег. Четыреста поджигателей схвачены на месте; все они заявили, что поджигали по приказу этого губернатора и начальника полиции: они расстреляны. Огонь, в конце концов, был остановлен. Три четверти домов сожжены, четвертая часть осталась. Такое поведение ужасно и бессмысленно».

Особенно поразило французов то, что русские, сжигая Москву, оставили в ней огромное количество своих раненых. «Эти варвары не пощадили даже собственных раненых. 25 тысяч раненных русских, привезенные сюда из Можайска, стали жертвами этой жестокости…», ‑ записал в дневнике 18 сентября Пейрюс. «30 тысяч раненных и больных русских сгорело», ‑ заявил Наполеон в бюллетене от 17 сентября.

Фантен дез Одар записал в дневнике: «Регулярный грабеж… был организован. Каждому корпусу определялось, каким кварталом необъятного города он ограничивает свои поиски, и [этот] приказ привел к беспорядку.

На улицах горящей Москвы разыгрывались жуткие сцены, связанные с дележом награбленного. Так как дома, наряду с солдатами наполеоновской армии, грабила и городская чернь, а затем и прибывшие из ближних деревень русские крестьяне, все перемешалось. А вот простой солдат из 21-го линейного Ф. Пулашо заявляет в письме жене о том, что французы были виновниками не только разграбления Москвы, но и самого пожара: «…Всюду, где мы проходили, мы выжигали все дотла».

Бесконтрольный грабеж Москвы Наполеону удалось остановить только к началу октября. Но теперь перед ним стояла задача подготовиться к эвакуации и начать отступление. Специальная комиссия под руководством генерального секретаря генерального интендантства Сен-Дидье должна была собрать все драгоценности, найденные в Москве, особенно в кремлевских соборах. «…Собраны многочисленные драгоценные вещи в церквях Кремля, дабы в качестве трофеев отправить их в Париж, а также многочисленные слитки золота, которые, вы, без сомнения, получите в руки», ‑ сообщал 15 октября своему отчиму чиновник интендантского ведомства. Проспер Кастелян 16 октября записал в журнале: «Собрано и переплавлено столовое серебро кремлевских церквей и передано казначею армии» «…Его величество, ‑ зафиксировал в журнале 28 сентября Пейрюс, ‑ решил забрать из церкви Кремля серебряные полосы, которыми отделаны стены, так же, как и восхитительную люстру из литого серебра». Армия стала «варварской» не только внешне. Наполеон, покидая Москву, в каком-то мстительном ожесточении решил уничтожить то, что осталось. Чиновник Итасс (вероятно из почтового ведомства) написал 14 октября о том, что армия готова «покинуть Москву и уничтожить все запасы муки, вина, фуража и всего остального, что нельзя транспортировать, вплоть до того, чтобы не оставлять никаких ресурсов для тех жителей, которые остаются…».

Наполеон отдал приказ о разрушении Москвы: «22-го или 23-го, к 2 часам дня, предать огню склад с водкой, казармы и публичные учреждения, кроме здания детского приюта. Предать огню дворцы Кремля. А также все ружья разбить в щепы; разместить порох под всеми башнями Кремля…» После эвакуации гарнизона следовало в 4 часа дня взорвать Кремль». Девять башен из двадцати будет взорвано.

 

 

Генерал-губернатор Москвы в 1812 г. Растопчин Ф.В.

2. Комиссия для строения Москвы учреждена в 1813 для восстановления Москвы после пожара 1812. Помеща­лась в Москве в Успенском переулке (ныне Сверч­ков переулок, 8). Директор комиссии — М. Д. Цицианов; ему подчинялись чиновники и архитекторы, составлявшие присутст­вие комиссии, — О. И. Бове, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди, В. И. Гесте и другие. Комиссия подготовила ряд планов застройки города, планы улиц, площадей и набережных, подроб­ные планы всех городских частей, проекты фасадов зданий. Контролировала плани­ровку и застройку Москвы. С целью придания единообразия фасадам домов комиссия наладила производство дверей, оконных рам, лепнины; имела 5 кир­пичных заводов. В помощь квалифициро­ванным рабочим по инициативе комиссии были созданы военно-рабочие батальо­ны. В результате деятельности комиссии в ходе застройки изменился внешний вид всех площадей и многих улиц Москвы. В центре города усадьбы уступили место особнякам. Были восстановлены Кремль, Верхние торговые ряды (на месте современного ГУМа), здание Петровского (Большого) театра, университет. Вновь построены Синодальная ти­пография, Манеж, сотни крупных жи­лых домов, разбит Александровский сад. К середине 20-х годов последствия пожара были в основном ликвидированы. В 1843 комис­сия была упразднена.

. Московский Мане́ ж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 18, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — Центра́ льный вы́ ставочный зал «Мане́ ж».

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Здание сильно пострадало от пожара в 2004 году и было перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.

 

Алекса́ ндровский сад — парк в центре Москвы. Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной. Расположен с северо-западной стороны от Кремля в районе Китай-города Москвы. Площадь сада около 10 гектаров.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

В 1817—1819 годах р. Неглинная была заключена в трубу (кирпичный свод) на протяжении трёх километров. Работы по сооружению подземного ложа для реки Неглинной проводил геодезист, градостроитель, военный инженер Е. Г. Челиев, изобретатель цемента, затвердевающего в воде.

Во время регулярных наводнений Неглинная выходила на поверхность.

никакого внимания».

В 1860-х годах был сооружён новый коллектор длиной около 1 км.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.