Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуляние на сырной неделе (масленица) на Охотном ряду. Ж.Делабард.






Всем этим развлекали народ скоморохи. Это были бродячие музыканты и раз­влекали людей разными способами: играли, плясали, веселили шутками, рассказами или устраивали небольшие спектакли. В основном обыгрывали древние славянские мифы. Одним из любимых народом зрелищ были ручные звери. Часто можно было встретить уличного поводыря с ручным медведем и мальчиком-подручным. Сначала медведя заставляли подражать людям, показывать «как зубы болят», «как девушка в зеркало смотрится» и т.д. Затем мальчик, нарядившись козой пускался с медведем в смешной танец-присядку.

В праздники народ собирался на кулачные и палочные бои. Составлялись две команды, со свистком бросались друг на друга с криками. Палочные бои часто сопро­вождались убийствами. Но считалось, что эти игры делали народ храбрым и неустра­шимым в бою. В этих играх победители получали награды. Церковь за такие забавы часто карала отлучением.

Женщины и девушки летом в праздники водили хороводы на лугах, а зимой в избах. Часто хоровод представлял собой небольшое представление участием ряжен­ных. Большей частью это были парни, переодетые козой, медведем. По церковному воззрению, танцы, особенно, женские считались грехом. Женщины и девушки часто качались на качелях. Женщины посадские и среднего достатка качались на улицах, а богатые у себя во дворе.

Зимой москвичи катались на коньках. Делали деревянные подковы с узкими же­лезными полосами, которые впереди загибались вверх. Также зимой катались на сан­ках. Зимние праздничные вечера проводились в кругу семьи и сопровождались песнями и плясками, девушки гадали.

Также москвичи играли в карты, шахматы, шашки и зерно. Зерно - это были косточки белого цвета с одной стороны и черного с другой. Они бросались на стол и нужно было угадать, с какой стороной они упадут. Кто угадывал, тот и выигрывал.

Также забавы, как соколиная охота, были доступны только князьям и боярам. А в целом, в старину существовало более 3000 игр, в которые играли и взрослые и дети. Большинство дошли до наших дней. Например, горелки, жмурки, пятнашки, кошки-мышки, прятки, ворота, пустое место, волки и овцы, гуси-лебеди, лапта, казаки-разбойники, чехарда, ручеек, палочка-выручалочка и др.

Москвичи праздновали церковные праздники. Например, престольный день, в который поминали святого, имя которого носила приходская церковь. Праздни­ки были временем отклонения от обычной ежедневной жизни. Ходить в церковь к бо­гослужению было обязательно. Люди в праздники приглашали к себе духовенство, по­сещали тюрьмы, давали милостыню.

До 1700 года новый год праздновали 1 сентября, Все духовенство собиралось в Кремль, патриарх выходил на Красную площадь, выходил царь со свитой. Патриарх благословлял царя на следующий год.

На масленицу пекли блины и устраивали народные гулянья. В прощеное воскресенье родня и знакомые ходили друг к другу и просили прощения.

Во время Великого поста начинались дни воздержания в еде и жизни. Никаких гуляний в это время не было.

Пасха праздновалась всю неделю. На Пасху пекли куличи, красили яйца, иногда даже расписывали их золотом. В этот праздник бояре являлись к царю и приносили ему дары. В день Пасхи ходили на могилы родственников.

Суббота перед Троицыным днем и рождества Иоанна Предтечи сопровождалась полуязыческими обрядами. Троицкая суббота - день поминовения усопших, сопровож­далась забавами и весельем. Народ собирался на кладбищах: сначала плакали и вспо­минали усопших, потом появлялись скоморохи и начиналось веселье.

В праздник Ивана Купала народ праздновал языческую ночь, проводя ее в заба­вах. Мужчины и женщины всех возрастов собирались на игрища. Тут опять присутст­вовали скоморохи, развлекавшие народ. Девушки в эту ночь гадали, бросая венки в ре­ку. Если венок тонул, значит, год будет не счастливым. Если же он плыл, то это означа­ло, что девушка встретит своего суженного.

Все праздники, в том числе и семейные, сопровождались пирами. В день рожде­ния младенца устраивалось торжество. Матери получали от гостей подарки, чаще день­гами. Комната, где родился ребенок, считалась несколько дней оскверненной.

Люди того времени спешили крестить. Крещение происходило на 8-й день или 40-й день после рождения. В церкви, при крещении ребенок приобретал духовного отца и мать. После обряда устраивали «крестильный стол», где кормили не только гостей, но и нищих. Крестины считались духовным рождением ребенка. Духовное рождение было важнее телесного, поэтому день рождения оставался незаметным, а именины пышно

отмечались. Но, несмотря на такое предпочтение, младенца нарекали не только христианским именем, но давали прозвище или не крёстное имя: Злодий, Май, Козёл, Мясоед, Первый. Случалось, что прозвище употреблялось чаще крещеного имени. Даже священники носили такие имена. Прозвища, по верованию, давались для того, чтобы чужие люди не могли сглазить.

Брак сопровождался затейливыми обрядами. Семейная жизнь в дни свадьбы об­лекалась блеском, как никогда более. Иногда бывало так, что жениху и невесте было по 12-13 лет. Но жених и невеста не имели права видится до свадьбы и, очень часто даже не знали друг друга. Право выбирать пару предоставлялось родителям. Иногда браки заключались по воле высших лиц. Если первый шаг был сделан со стороны родителей невесты, то они отсылали к жениху близкого человека. Если родители жениха соглаша­лись, то сватовство шло обычным порядком.

Если родители жениха собирались его женить, то избирали семью, с которой не стыдно породниться, и посылали туда сваху. Ответа обычно сразу не давали и совето­вались с родней. Если давалось согласие, то сват просил позволения видеть невесту. Случалось, что в позволении отказывали из-за гордости или от того, что невеста была дурна. Смотреть невесту приезжала родственница, но чаще мать жениха. Смотрительница смотрела на внешность невесты, говорила с ней, стараясь узнать, умна ли невеста. Жених довольствовался теми известиями о будущей жене, какие давала ему смотри­тельница.

После смотрин происходил сговор - день, когда жених с родней приезжали к родителям невесты. В этот день обговаривались все условия брака: приданое, место, время и т.д.

Свадебные обряды изображали вступление молодых в иную жизнь. В день бра­косочетания назначался главный се стороны жениха—тысяцкий, который сопровождал жениха повсюду. В этот же день родственники жениха благословляли его на брак. С обеих сторон выбирались две свахи, дружки и из прислуги свечники, караванщики, ягельничий или конюший, который должен был оберегать свадьбу от порчи. Накануне свадьбы собирались дома у жениха и пировали и посылали невесте подарки. Венчание чаще происходило вечером. До венчания сваха невесты приготовляла свадебное ложе в сеннике, который обивали коврами, а в углу ставили мед. Над кроватью вешали крест и образа. После венчания нарядно украшенная процессия отправлялась пировать в дом жениха. Во время пира молодожены ничего не ели. Они могли есть, только придя в сен­ник. На следующий день жена шла в мыльню со свахою и свекровью, а жених с тысяц­ким и дружкой. После этого опять продолжался пир.

Свадебные обряды были одинаковы у первобрачных и у тех, кто женился или выходил замуж во второй раз.

Новоселье сопровождалось пирами, перед которыми духовенство освящало но­вый дом. Гости являлись с хлебом и солью, некоторые с черной кошкой или петухом.

Смерть человека сопровождалась обрядами и обычаями. Около умирающего собиралось все семейство и слуги, подносили к нему образа. После того как человек испускал дыхание, на него ставили чашу со святой водой и миску с мукой или кашей. Это был пережиток язычества. На следующий день толпы знакомых и незнакомых сте­кались в дом умершего, и начинался плач. Летом хоронили на следующий день после смерти, зимой похороны могли отложиться на неделю. Могилы предков и родителей считались святыней.

Утопленников, самоубийц не хоронили на кладбищах. Их зарывали в лесу или в поле.

На сороковой день после смерти назначались поминки. Члены семьи носили траурное платье, молились, устраивали поминальные обеды, но чаще поминали три раза: на 3-й день, на 9-й и сороковой.

Костомаров Н. И." О жизни, быте и нравах русского народа"

Темы для рефератов.

1. Нарышкинское баррокко.

2. Школы в Москве.

3. Московские слободы.

4. Свадебный обряд в Москве.

5. Московские пиры.

6. Московские кладбища.

 

 

Карта Москвы 17 век. Составил посол Священной римской империи в Москве. Сигизмунд Геберштейн.

 

Тема 2.7 «Москва в эпоху Петра Первого».

План.

1. Детство Петра в Москве.

2. Перемены в повседневной жизни москвичей.

3. Просвещение петровского времени.

4.Архитектура петровского времени.

5. «Юности честное зерцало».

1. Пётр I Алексе́ евич, прозванный Вели́ кий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

 

 

Пётр в детстве.

Царь Иван V. (1682-1697г.)

 

Царевна Софья (1682-1689г.)

Детство Петра ознаменовалось конфликтом между его родичами Нарышкиными и Милославскими — родственниками сводных брата и сестры Петра, Ивана и Софьи. После стрелецкого восстания 1682 года Ивана и Петра формально вместе венчали на царство.

Фактически управлять Московским государством стала царевна Софья. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Двухместный трон царей Петра и Ивана. (Оружейная палата).

 

Юный царь в основном жил в подмосковных селах Воробьеве и Преображенском, где создал «потешное» войско из сверстников. Вскоре потешный полк обзавелся настоящей артиллерией и стал называться Преображенским, по месту своего расквартирования. Позже к нему прибавился Семеновский полк. В будущем сформированные Петром полки стали гвардейскими частями русской армии.

В Преображенском на берегу Яузы был построен «потешный городок». Крепость была названа Прешбургом, вероятно, по имени знаменитой в то время австрийской крепости Прессбург.На её месте сейчас расположен Преображенский рынок. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда. Яуза и Просяной пруд оказались тесными для корабля (английского ботика), поэтому Петр отправился в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов.

Топонимика района Преображенское сохранила память об этих временах: Ул. Потешная, Игральная, Бухвостова, 9-я Рота.

Царь Петр Алексеевич не любил Москву. Возможно, потому, что с нею было связано одно из наиболее ужасных для него воспоминаний.
В мае 1682 г. десятилетний царевич стал свидетелем расправы стрельцов с его родными — Нарышкиными, братьями матери Петра.

Впрочем, и будучи в Москве, Петр избегал находиться во дворце, предпочитая обществу бояр и думных людей беседы с обитателями Иноземной слободы.
Москва и заведенный в ней патриархальный быт претили Петру, искавшему идеал города в устроенном по западноевропейскому образцу Кукуе. Москва конца XVII столетия и впрямь во многом жила старозаветными представлениями, восходящими к решениям Стоглавого собора. По-прежнему текли дела в многочисленных приказах, у которых толпились челобитчики; улицы — почти все — были погружены во мрак и во время слякоти становились непроходимыми; на площадях (не исключая и главной кремлевской площади — Ивановской) слышались стоны: совершались публичные казни...

 

Царь «тешился» не только маневрами, но и странными для москвичей маскарадами. В январе 1695 г. женился царский шут Яков Тургенев. И на этой свадьбе, передразнивавшей традиционный свадебный обряд, бояре, думные люди и придворные ехали «на быках, на козлах, на свиньях, на собаках, а в платьях были смешных, в кулях мочальных, в шляпах лычных, в крашенинных кафтанах, опушены кошачьими лапами, в серых разноцветных кафтанах, опушены беличьими хвостами, в соломенных сапогах, в мышьих руковицах».
В шутовских свадьбах, в иных маскарадах и «славлении» бояр и купцов веселой компанией во главе с царем, зарождался знаменитый всешутейший и всепьянейший собор Петра.

 

9 марта 1697 г. Петр покинул Москву, оставив ее на попечение князя-кесаря Ф.Ю.Ромодановского и боярина Т.Н.Стрешнева.
Отъезд царя усилил ропот и общественное недовольство. Наиболее активно оно распространялось среди стрельцов. Если ранее московские стрельцы пользовались довольно привилегированным положением — их редко отправляли в походы, предпочитая иметь в столице вооруженные отряды для охраны особы государя и общественного порядка, а также для участия в придворных церемониях. Живя в Москве, стрельцы занимались мелкой торговлей и ремеслом, но были освобождены от налогов. Свою силу стрельцы почувствовали в мае 1682 г., когда столица несколько дней находилась в их руках, и правительство послушно исполняло любые их требования.
В марте 1698 г. 175 стрельцов, бежавших со службы, пришли в Москву и обратились с жалобами на свое бедственное состояние к начальнику Стрелецкого приказа боярину князю Ивану Борисовичу Троекурову. Только после выдачи им жалования при помощи солдат власти смогли выгнать стрельцов из Москвы, отправив их к месту службы. Однако это было только начало стрелецкого выступления.
В мае 1698 г. четыре полка были переведены из Великих Лук в Торопец. Стрельцы надеялись, что их вернут в Москву, но этого не произошло; правительство решило развести полки по разным городам. Кроме того, вышел указ о наказании стрельцам, бегавшим в Москву в марте.
Но, когда командующий этими отрядами князь М.Г.Ромодановский попытался арестовать беглецов, в полках начался бунт. Стрельцы отбили своих товарищей, отказались подчиняться своим командирам и на совете решили идти в Москву.

Царь находился за границей более года. По Москве ползли слухи, что он умер «за морем». Большинство стрельцов, двигавшихся в Москву, не имели никаких политических намерений. Устав от походной жизни, они хотели отдохнуть и встретиться с женами и детьми, однако, судя по данным последовавшего розыска, среди зачинщиков бунта были и такие, которые хотели перебить бояр, генералов, солдат и иноземцев, убить Петра, когда он вернется из-за границы, и царевича Алексея, освободить из Новодевичьего монастыря царевну Софью и возвести ее на престол.
Узнав о бунте стрельцов, Боярская дума отправила против мятежников А.С.Шеина, генерал-поручика П.И.Гордона и генерал-поручика князя И.М.Кольцова-Мосальского — с отрядом в 3700 человек, в основном солдат Преображенского и Семеновского полков. На вооружении у Шеина находились и 25 пушек.
Шеин встретился со стрельцами под Воскресенским монастырем (Новый Иерусалим) на реке Истре. После недолгих переговоров, когда стрельцы отказались вернуться к месту службы и выдать зачинщиков, воеводы приказали стрелять. После четвертого выстрела, потеряв 15 человек убитыми и 37 раненными, стрельцы сдались.

 

Во время войны Петр I, и ранее не жаловавший Москву, бывал в ней редко. В 1703 г. Петром был основан в устье Невы Санкт-Петербург, который и стал любимым местом пребывания царя, а с 1712 г. — столицей Российского государства.
В то время как новый город рос и отстраивался под неусыпным наблюдением преобразователя, Москва терпела на себе все тяготы войны. В конце 1700 г. вышел указ о чеканке медных денег. Его результатом стало не только пополнение казны, но и девальвация рубля и инфляция. В 1701 г. царь приказал сломать в Кремле и в Китай-городе каменные дома бояр Одоевского и Салтыкова, здания Каменного и Судного приказов, церкви и иное «каменное строение».
Причины этого распоряжения не вполне ясны. В 1714 г., однако, вышел указ, запрещавший возведение каменных зданий во всех городах государства, кроме Санкт-Петербурга.
Многократно усилилось налоговое бремя. В 1699 г. была проведена городская реформа. 30 января было обнародовано два указа — один касался управления Москвой, другой — управления в провинциальных городах. В Москве было указано создать особый орган для управления городом и сбора налогов — Бурмистрскую палату. Ее составляли выборные из купцов и посадских.

 

3.

И всё же в первые годы XVIII в. Москва занимала немалое место в преобразовательной деятельности Петра. Особенное значение ей придавалось в осуществлении программы распространения европеизированного образования.
Во время своего заграничного путешествия в составе Великого посольства Петр нанял в Англии трех преподавателей, силами которых думал начать организацию школ. Задачу образования Петр видел в том, чтобы «из школы... во всякие потребы люди благоразумно учася, происходили в церковную службу и в гражданскую, и воинствовати, и знати строение и докторское врачевское искусство».
Англичане прибыли в Россию в 1699 г., но указ о создании Школы математических и навигацких наук был обнародован только 14 января 1701 г. Школа должна была находиться в ведении Оружейной палаты, которую возглавлял прибыльщик Курбатов. Расположилось это учебное заведение в здании Сухаревой башни.
Письмо А.Курбатова к адмиралу Ф.Головину (1703) рисует состояние Навигацкой школы так: «По 16 июля прибрано и учится 200 человек... Англичане учат их той науке чиновно, а когда временем загуляются или по своему обыкновению почасту и долго проспят. Имеем по приказу милости твоей определенного им помоществователем Леонтия Магницкого, который непрестанно при той школе бывает и всегда имеет тщание не только к единому ученикам в науке радению, но и к иным к добру поведениям, в чем те англичане, видя в школах его управление непоследнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавидением, так, что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы свободости».
Леонтий Федорович Магницкий (1669—1739) — выдающийся ученый того времени, автор первого русского учебника по математике. В 1703 г. в Москве была напечатана книга Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная...» — значительный по объему фолиант в 600 страниц полулистового формата.
Печатанию «Арифметики» предшествовало прошение «некоего иноземца», поданное в 1701 г. А.Курбатову, «чтоб ему печатать книги Арифметики», но Магницкий, прочтя книгу, признал ее негодной — «переведена на славенский диалект зело неисправно, и разуметь невозможно, и дивных вещей нет».
Курбатов согласился с Магницким и приложил немалые старания к тому, чтобы Магницкий мог составить свой учебник, а затем и для публикации этой книги.

Одновременно с Навигацкой школой возникли Курсы иностранных языков при Посольском приказе, Немецкая школа Николая Швимера. Была возобновлена деятельность Славяно-греко-латинской академии, захиревшей в конце 1690-х гг.
В 1717 г. в ней обучалось 290 учеников, в 1725 г. — уже 629. Как известно, в числе студентов Академии в 1731—1734 гг. был и Ломоносов.
В 1707 г. при Московском военном госпитале организуется Медицинская школа. В 1712 г. возникают Инженерная и Артиллерийская школы в Москве (впоследствии переведенные в новую столицу). В 1715 г. учреждается в Петербурге Морская академия. В Москве остаются Математические классы.
Особое место среди школ петровской эпохи занимает Гимназия пастора Э.Глюка, созданная в 1703 г. в доме В.Ф.Нарышкина на Покровке. Эта школа имела широкую образовательную программу. Подростки и юноши изучали по выбору любой из трех (затем — из пяти) иностранных языков, арифметику, математику, географию, «делательную итику», политику, искусство танцев и каламбуров, верховую езду.

Газета «Ведомости» 1703 г.

Первая русская печатная газета — «Ведомости». Указ о печатании газеты «по ведомости о воинских и о всяких делах, которые надлежит для объявления Московского и окрестных государств людям», был дан 17 декабря 1702 г. Первый номер газеты, редактировавшийся самим царем, вышел в 1703 г. под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти случившихся в Московском государстве, и в иных окрестных странах».
В числе известий первого номера «Ведомостей» были следующие: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трех и двухпудовые и менше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А медь на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 4000 пуд лежит.
Повелением его величества московские школы оумножаютя, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили. В математической штурманской школе болше 300 человек оучатся, и добре науку приемлют.
На Москве ноября с 24 числа по 24 декабрь родилось мужска и женска полу 386 человек.
Из Персиды пишут: индийский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи послан он в Астрахань сухим путем».
Газета издавалась в Москве вплоть до 1711 г.

Большинство строившихся домов были деревянными, что способствовало распространению пожаров, угрожавших Москве на протяжении всего Средневековья.
Наиболее страшными пожарами в XVIII столетии были пожары 1712 г. (тогда сгорели 9 монастырей, 56 церквей и 4500 дворов); 1737 г. (сгорели 11 монастырей, 102 церкви, более 2500 дворов, более 486 лавок) и 1748 г.
Пожар 29 мая 1737 г. был особенно страшен для памятников московской старины, поскольку охватил Кремль и Китай-город. В огне погибли множестве архивных документов, церковное убранство и утварь, пострадали даже мощи святых. Про этот пожар говорили, что Москва «от копеечной свечи сгорела» — по преданию, он начался от свечи, поставленной перед иконой.

Городское благоустройство и санитарное обеспечение Москвы к середине XVIII в. оставляли желать лучшего.
В 1705 г. было указано мостить улицы «диким камнем». Петр приказал собирать с каждых четырехсот крестьянских домов и доставлять в Москву четыре сажени камней разной величины: «аршинного, трехаршинного, полуторааршинного, четвертного и мелкого», «в гусиное яйцо и больше».
Всем приезжающим в Москву вменено было в обязанность привозить с собою «по три камня диких ручных, а чтобы те камни меньше гусиного яйца не были». Каменная пошлина при въезде в город сдавалась караульным.
Однако содержание мостовых требовало больших затрат, и в 1722 г. эта задача была возложена на обывателей: каждый домовладелец был обязан следить за участком улицы перед своим двором.
В 1703 г. А.Д.Меншиков очистил известные своим зловонием Поганые пруды, которые после этого получили название Чистых.

XVIII век с его практицизмом стремился преодолеть свойственное для Средневековья единение мертвых и живых. Впрочем, еще при царе Алексее Михайловиче вышел указ, запрещающий хоронить мертвых при церквях Кремля и Китай-города.
Петр I в своей преобразовательной деятельности обратил внимание и на устройство некрополей, и на погребальный ритуал.
Император стремился использовать для воплощения всегосударственной европеизации и ту область, которая до этого была исключительно частным делом. В создании нового похоронного церемониала Петр опирался прежде всего на опыт протестантских стран Западной Европы.
Первым по-новому обставленным было погребение адмирала Ф.Я.Лефорта, умершего в 1699 г., подробно описанное И.Г.Корбом. В этой церемонии впервые участвовали регулярные войска (Семеновский, Преображенский и Лефортовский полки) и иностранные посланники. Над гробом умершего читал проповедь протестантский священник.
Во время другой подобной церемонии — похорон князя-кесаря Ф.Ю.Ромодановского в Георгиевском монастыре в 1717 г. — царь обратил внимание на то, что надгробия, расположенные на территории монастыря, мешают движению войск в траурной процессии.
Это вызвало указ Петра I 12 апреля 1722 г., предписывавший «надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху; которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное».
О том, что этот указ был приведен в исполнение, сохранилось свидетельство архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича, который в 1737 г. доносил, что «гробница с немалым украшением», стоявшая над могилой ересиарха И.Суслова в Ивановском монастыре, была снесена после указа о сносе могильных камней, а надпись с надгробия вмонтирована в стену церковной трапезной.

Петр I 10 октября 1723 г. издал Указ о запрете погребения в пределах города — кроме «знатных персон», и об отводе для погребения загородных монастырей и приходских церквей. Однако этот указ не исполнялся.

 

4. В середине XVII века долгое господство барокко, пышного стиля римских пап, которому подражала вся Европа, заколебалось. В передовом государстве Европы - во Франции был создан новый стиль - классицизм.

Москва шла своим путем. Суровая простота петровской эпохи повела к строгости и монументальности возводимых зданий. Первым значительным строением эпоху Петра I была Сухарева башня (Чоглоков, 1692-1701), сменившая деревянные крепостные ворота Земляного города. Она имела значение триумфальных ворот на Ярославской дороге, по которой будущий император Петр I возвратился из Троице-Сергиевской лавры в Кремль после падения Софьи. Подобно воротным башням Кремля, Сухарева башня стояла на высоком месте. Ее архитектура была продолжением и завершением традиций допетровской эпохи.
Вслед за Сухаревой башней в самом начале века был выстроен дворец в Лефортове (впоследствии перестроенный Казаковым). Симметричность здания относительно короткой оси роднит его со строго симметричными дворцами Европы. Складывание же дворца из нескольких палат, высокие крыши, особые для каждой палаты, каменные наличники окон - продолжение традиций московского зодчества.
Несколько позже были выстроены арсенал в Кремле (Христофор Конрад, 1702-1736), церковь Петра и Павла на Ново-Басманной улице (1717) и наиболее " европейское" и вместе с тем самобытное по формам здание " Меншиковой башни" (Зарудный, 1704-1707) у Мясницких ворот, близ усадьбы Меншикова. Строгость и простота архитектуры лучших строений Петра в Москве (арсенал) отличают их от предшествовавших им зданий нарышкинского стиля, сплошь затканных каменным кружевом.
Здания петровского времени были построены вдоль улиц, соединявших Кремль с новым центром, складывавшимся в Лефортове и Преображенском.
Стремление Петра I привить Москве европейские принципы градостроительства не дало больших результатов, несмотря на угрозу " бить батогами". Строительная деятельность в Москве была парализована до второй половины XVIII века.

 
 

Сухарева башня, (рис.19 век.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.