Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуляние на сырной неделе (масленица) на Охотном ряду. Ж.Делабард.
Всем этим развлекали народ скоморохи. Это были бродячие музыканты и развлекали людей разными способами: играли, плясали, веселили шутками, рассказами или устраивали небольшие спектакли. В основном обыгрывали древние славянские мифы. Одним из любимых народом зрелищ были ручные звери. Часто можно было встретить уличного поводыря с ручным медведем и мальчиком-подручным. Сначала медведя заставляли подражать людям, показывать «как зубы болят», «как девушка в зеркало смотрится» и т.д. Затем мальчик, нарядившись козой пускался с медведем в смешной танец-присядку. В праздники народ собирался на кулачные и палочные бои. Составлялись две команды, со свистком бросались друг на друга с криками. Палочные бои часто сопровождались убийствами. Но считалось, что эти игры делали народ храбрым и неустрашимым в бою. В этих играх победители получали награды. Церковь за такие забавы часто карала отлучением. Женщины и девушки летом в праздники водили хороводы на лугах, а зимой в избах. Часто хоровод представлял собой небольшое представление участием ряженных. Большей частью это были парни, переодетые козой, медведем. По церковному воззрению, танцы, особенно, женские считались грехом. Женщины и девушки часто качались на качелях. Женщины посадские и среднего достатка качались на улицах, а богатые у себя во дворе. Зимой москвичи катались на коньках. Делали деревянные подковы с узкими железными полосами, которые впереди загибались вверх. Также зимой катались на санках. Зимние праздничные вечера проводились в кругу семьи и сопровождались песнями и плясками, девушки гадали. Также москвичи играли в карты, шахматы, шашки и зерно. Зерно - это были косточки белого цвета с одной стороны и черного с другой. Они бросались на стол и нужно было угадать, с какой стороной они упадут. Кто угадывал, тот и выигрывал. Также забавы, как соколиная охота, были доступны только князьям и боярам. А в целом, в старину существовало более 3000 игр, в которые играли и взрослые и дети. Большинство дошли до наших дней. Например, горелки, жмурки, пятнашки, кошки-мышки, прятки, ворота, пустое место, волки и овцы, гуси-лебеди, лапта, казаки-разбойники, чехарда, ручеек, палочка-выручалочка и др. Москвичи праздновали церковные праздники. Например, престольный день, в который поминали святого, имя которого носила приходская церковь. Праздники были временем отклонения от обычной ежедневной жизни. Ходить в церковь к богослужению было обязательно. Люди в праздники приглашали к себе духовенство, посещали тюрьмы, давали милостыню. До 1700 года новый год праздновали 1 сентября, Все духовенство собиралось в Кремль, патриарх выходил на Красную площадь, выходил царь со свитой. Патриарх благословлял царя на следующий год. На масленицу пекли блины и устраивали народные гулянья. В прощеное воскресенье родня и знакомые ходили друг к другу и просили прощения. Во время Великого поста начинались дни воздержания в еде и жизни. Никаких гуляний в это время не было. Пасха праздновалась всю неделю. На Пасху пекли куличи, красили яйца, иногда даже расписывали их золотом. В этот праздник бояре являлись к царю и приносили ему дары. В день Пасхи ходили на могилы родственников. Суббота перед Троицыным днем и рождества Иоанна Предтечи сопровождалась полуязыческими обрядами. Троицкая суббота - день поминовения усопших, сопровождалась забавами и весельем. Народ собирался на кладбищах: сначала плакали и вспоминали усопших, потом появлялись скоморохи и начиналось веселье. В праздник Ивана Купала народ праздновал языческую ночь, проводя ее в забавах. Мужчины и женщины всех возрастов собирались на игрища. Тут опять присутствовали скоморохи, развлекавшие народ. Девушки в эту ночь гадали, бросая венки в реку. Если венок тонул, значит, год будет не счастливым. Если же он плыл, то это означало, что девушка встретит своего суженного. Все праздники, в том числе и семейные, сопровождались пирами. В день рождения младенца устраивалось торжество. Матери получали от гостей подарки, чаще деньгами. Комната, где родился ребенок, считалась несколько дней оскверненной. Люди того времени спешили крестить. Крещение происходило на 8-й день или 40-й день после рождения. В церкви, при крещении ребенок приобретал духовного отца и мать. После обряда устраивали «крестильный стол», где кормили не только гостей, но и нищих. Крестины считались духовным рождением ребенка. Духовное рождение было важнее телесного, поэтому день рождения оставался незаметным, а именины пышно отмечались. Но, несмотря на такое предпочтение, младенца нарекали не только христианским именем, но давали прозвище или не крёстное имя: Злодий, Май, Козёл, Мясоед, Первый. Случалось, что прозвище употреблялось чаще крещеного имени. Даже священники носили такие имена. Прозвища, по верованию, давались для того, чтобы чужие люди не могли сглазить. Брак сопровождался затейливыми обрядами. Семейная жизнь в дни свадьбы облекалась блеском, как никогда более. Иногда бывало так, что жениху и невесте было по 12-13 лет. Но жених и невеста не имели права видится до свадьбы и, очень часто даже не знали друг друга. Право выбирать пару предоставлялось родителям. Иногда браки заключались по воле высших лиц. Если первый шаг был сделан со стороны родителей невесты, то они отсылали к жениху близкого человека. Если родители жениха соглашались, то сватовство шло обычным порядком. Если родители жениха собирались его женить, то избирали семью, с которой не стыдно породниться, и посылали туда сваху. Ответа обычно сразу не давали и советовались с родней. Если давалось согласие, то сват просил позволения видеть невесту. Случалось, что в позволении отказывали из-за гордости или от того, что невеста была дурна. Смотреть невесту приезжала родственница, но чаще мать жениха. Смотрительница смотрела на внешность невесты, говорила с ней, стараясь узнать, умна ли невеста. Жених довольствовался теми известиями о будущей жене, какие давала ему смотрительница. После смотрин происходил сговор - день, когда жених с родней приезжали к родителям невесты. В этот день обговаривались все условия брака: приданое, место, время и т.д. Свадебные обряды изображали вступление молодых в иную жизнь. В день бракосочетания назначался главный се стороны жениха—тысяцкий, который сопровождал жениха повсюду. В этот же день родственники жениха благословляли его на брак. С обеих сторон выбирались две свахи, дружки и из прислуги свечники, караванщики, ягельничий или конюший, который должен был оберегать свадьбу от порчи. Накануне свадьбы собирались дома у жениха и пировали и посылали невесте подарки. Венчание чаще происходило вечером. До венчания сваха невесты приготовляла свадебное ложе в сеннике, который обивали коврами, а в углу ставили мед. Над кроватью вешали крест и образа. После венчания нарядно украшенная процессия отправлялась пировать в дом жениха. Во время пира молодожены ничего не ели. Они могли есть, только придя в сенник. На следующий день жена шла в мыльню со свахою и свекровью, а жених с тысяцким и дружкой. После этого опять продолжался пир. Свадебные обряды были одинаковы у первобрачных и у тех, кто женился или выходил замуж во второй раз. Новоселье сопровождалось пирами, перед которыми духовенство освящало новый дом. Гости являлись с хлебом и солью, некоторые с черной кошкой или петухом. Смерть человека сопровождалась обрядами и обычаями. Около умирающего собиралось все семейство и слуги, подносили к нему образа. После того как человек испускал дыхание, на него ставили чашу со святой водой и миску с мукой или кашей. Это был пережиток язычества. На следующий день толпы знакомых и незнакомых стекались в дом умершего, и начинался плач. Летом хоронили на следующий день после смерти, зимой похороны могли отложиться на неделю. Могилы предков и родителей считались святыней. Утопленников, самоубийц не хоронили на кладбищах. Их зарывали в лесу или в поле. На сороковой день после смерти назначались поминки. Члены семьи носили траурное платье, молились, устраивали поминальные обеды, но чаще поминали три раза: на 3-й день, на 9-й и сороковой. Костомаров Н. И." О жизни, быте и нравах русского народа" Темы для рефератов. 1. Нарышкинское баррокко. 2. Школы в Москве. 3. Московские слободы. 4. Свадебный обряд в Москве. 5. Московские пиры. 6. Московские кладбища.
Карта Москвы 17 век. Составил посол Священной римской империи в Москве. Сигизмунд Геберштейн.
Тема 2.7 «Москва в эпоху Петра Первого». План. 1. Детство Петра в Москве. 2. Перемены в повседневной жизни москвичей. 3. Просвещение петровского времени. 4.Архитектура петровского времени. 5. «Юности честное зерцало». 1. Пётр I Алексе́ евич, прозванный Вели́ кий (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Пётр в детстве. Царь Иван V. (1682-1697г.)
Царевна Софья (1682-1689г.) Детство Петра ознаменовалось конфликтом между его родичами Нарышкиными и Милославскими — родственниками сводных брата и сестры Петра, Ивана и Софьи. После стрелецкого восстания 1682 года Ивана и Петра формально вместе венчали на царство. Фактически управлять Московским государством стала царевна Софья. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний. Двухместный трон царей Петра и Ивана. (Оружейная палата).
Юный царь в основном жил в подмосковных селах Воробьеве и Преображенском, где создал «потешное» войско из сверстников. Вскоре потешный полк обзавелся настоящей артиллерией и стал называться Преображенским, по месту своего расквартирования. Позже к нему прибавился Семеновский полк. В будущем сформированные Петром полки стали гвардейскими частями русской армии. В Преображенском на берегу Яузы был построен «потешный городок». Крепость была названа Прешбургом, вероятно, по имени знаменитой в то время австрийской крепости Прессбург.На её месте сейчас расположен Преображенский рынок. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда. Яуза и Просяной пруд оказались тесными для корабля (английского ботика), поэтому Петр отправился в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов. Топонимика района Преображенское сохранила память об этих временах: Ул. Потешная, Игральная, Бухвостова, 9-я Рота. Царь Петр Алексеевич не любил Москву. Возможно, потому, что с нею было связано одно из наиболее ужасных для него воспоминаний. Впрочем, и будучи в Москве, Петр избегал находиться во дворце, предпочитая обществу бояр и думных людей беседы с обитателями Иноземной слободы.
Царь «тешился» не только маневрами, но и странными для москвичей маскарадами. В январе 1695 г. женился царский шут Яков Тургенев. И на этой свадьбе, передразнивавшей традиционный свадебный обряд, бояре, думные люди и придворные ехали «на быках, на козлах, на свиньях, на собаках, а в платьях были смешных, в кулях мочальных, в шляпах лычных, в крашенинных кафтанах, опушены кошачьими лапами, в серых разноцветных кафтанах, опушены беличьими хвостами, в соломенных сапогах, в мышьих руковицах».
9 марта 1697 г. Петр покинул Москву, оставив ее на попечение князя-кесаря Ф.Ю.Ромодановского и боярина Т.Н.Стрешнева. Царь находился за границей более года. По Москве ползли слухи, что он умер «за морем». Большинство стрельцов, двигавшихся в Москву, не имели никаких политических намерений. Устав от походной жизни, они хотели отдохнуть и встретиться с женами и детьми, однако, судя по данным последовавшего розыска, среди зачинщиков бунта были и такие, которые хотели перебить бояр, генералов, солдат и иноземцев, убить Петра, когда он вернется из-за границы, и царевича Алексея, освободить из Новодевичьего монастыря царевну Софью и возвести ее на престол.
Во время войны Петр I, и ранее не жаловавший Москву, бывал в ней редко. В 1703 г. Петром был основан в устье Невы Санкт-Петербург, который и стал любимым местом пребывания царя, а с 1712 г. — столицей Российского государства.
3. И всё же в первые годы XVIII в. Москва занимала немалое место в преобразовательной деятельности Петра. Особенное значение ей придавалось в осуществлении программы распространения европеизированного образования. Одновременно с Навигацкой школой возникли Курсы иностранных языков при Посольском приказе, Немецкая школа Николая Швимера. Была возобновлена деятельность Славяно-греко-латинской академии, захиревшей в конце 1690-х гг. Газета «Ведомости» 1703 г. Первая русская печатная газета — «Ведомости». Указ о печатании газеты «по ведомости о воинских и о всяких делах, которые надлежит для объявления Московского и окрестных государств людям», был дан 17 декабря 1702 г. Первый номер газеты, редактировавшийся самим царем, вышел в 1703 г. под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти случившихся в Московском государстве, и в иных окрестных странах». Большинство строившихся домов были деревянными, что способствовало распространению пожаров, угрожавших Москве на протяжении всего Средневековья. Городское благоустройство и санитарное обеспечение Москвы к середине XVIII в. оставляли желать лучшего. XVIII век с его практицизмом стремился преодолеть свойственное для Средневековья единение мертвых и живых. Впрочем, еще при царе Алексее Михайловиче вышел указ, запрещающий хоронить мертвых при церквях Кремля и Китай-города. Петр I 10 октября 1723 г. издал Указ о запрете погребения в пределах города — кроме «знатных персон», и об отводе для погребения загородных монастырей и приходских церквей. Однако этот указ не исполнялся.
4. В середине XVII века долгое господство барокко, пышного стиля римских пап, которому подражала вся Европа, заколебалось. В передовом государстве Европы - во Франции был создан новый стиль - классицизм. Москва шла своим путем. Суровая простота петровской эпохи повела к строгости и монументальности возводимых зданий. Первым значительным строением эпоху Петра I была Сухарева башня (Чоглоков, 1692-1701), сменившая деревянные крепостные ворота Земляного города. Она имела значение триумфальных ворот на Ярославской дороге, по которой будущий император Петр I возвратился из Троице-Сергиевской лавры в Кремль после падения Софьи. Подобно воротным башням Кремля, Сухарева башня стояла на высоком месте. Ее архитектура была продолжением и завершением традиций допетровской эпохи. Сухарева башня, (рис.19 век.)
|