Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Главная идея обращения к Шри Ишопанишад
Почему многие стихи имеют много вариантов перевода. Т.к. это множество уровней прочтения для людей с разными уровнями сознания. Но зная сиддханту Вед, мы можем понять, к чему все уровни прочтения в итоге приводят. Бог совершенен, из него исходит множество полных совершенных частей, но их совершенство проявляется только в связи с Полным Целым. Как только убираем Бога из центра, сразу лишаемся высшей цели и теряем способность достичь совершенства. Если бы не было Бога, то какой был бы хаос. Просто попробуйте оставить детей на 1 день в квартире… мы как маленькие дети. Сутра парибхаши-сутры к Шри Ишопанишад: Все части Полного Целого совершенны, когда соединены с Полным Целым. Читать мантры Шри Ишопанишад (в руководстве Приложение 1), анализировать, надо ориентироваться в тексте. Перед изучением любого ведического произведения человек должен был знать 4 вещи о произведении: 1) Имя риши – мудреца, который проявил эти мантры. У нас это Сваямбхува Ману – прородитель человечества. 2) Девата – божество, кому мантры посвящены. У нас это Ягья – внук, сын дочери. 3) Чхандос – размер, на который читаются мантры произведения (ритм). Ануштуб (8x4=32 слога), но 8 и 16 мантры имеют более сложное строение. 4) Винийога – предназначение мантр (разрешения, запреты, прославления или описания Господа и т.д.). Это упасана – поклонение Господу. Фактически это бхаджан. Но в тоже время разные мантры имеют разную винийогу. Четыре вещи, которые помогают нам понять суть произведения (анубандха чатуш-пада, взаимосвязи четверные): 1) Главная тема произведения (вишая, абхидхея). Вишая – объект наслаждения. 2) Цель – прайоджина. 3) Адхикари – на какую квалификацию рассчитано произведение. 4) Самбандха – метод, который позволяет теме раскрыться. Тема Шри Ишопанишад: Бог, джива и их отношения – бхакти. Т.е. как обрести милость Господа. Цель Шри Ишопанишад: достичь Бога, восстановить свои взаимоотношения с Ним. Т.е. обрести милость Бога. Адхикари для Шри Ишопанишад: желающие обрести милость Бога. Человек отрешившийся от чувственных наслаждений. Самбандха Шри Ишопанишад: тема раскрывается через прославление величия Господа/Мадхава Ачарья. Четыре качества, которыми надо обладать, чтобы шабда для нас была раскрыта (Йога Сутры Патанджали): 1) Аканкша – желание учиться; 2) Йогйата – пригодность человека, наличие квалификации. 3) Асакти – Преданность, привязанность ученика к учителю. 4) Тат парья гйан – проницательность – способность проникать глубже, не находиться на поверхности. Целостно воспринимать произведение помогают его: 1) Структуризация; 2) Проработка текста произведения по системе анализа ведических произведений Пурва-мимамсы Джаймини Муни. Эта система анализа ведических произведений, которая позволяет выделить главную идею произведения и выявить ньюансы, все расставить по своим полочкам. Д/з стр. 2 руководство. Подумать какая главная идея Шри Ишопанишад. Представить структуру Шри Ишопанишад. Как все стихи связаны с главной идеей. Диалог учителя и ученика.
Мы должны слушать мантры Шри Ишопанишад. Пытаться понять глубокий смысл, заложенный в них, и это должно побудить нас к изменению самих себя. Это происходит благодаря контакту с личностью, которая в лице этого произведения перед нами предстает. 1. Сперва мы структурируем произведение (делаем план произведения, выделяем основные моменты). Хороший план должен быть простым. «Расчленяем на кусочки и проглатываем». 2. Используем методы анализа, которые применяются в Пурва (Карма) мимамсе. 3. Делаем детальный разбор каждого стиха с пословным переводом. Чтобы можно было применять на практике то, что заложено в них. В Кали Югу эти знания нужно было обобщить. Веданта сутра – ее цель обобщить упанишады. В философии, описанной в Карма мимамсе, Бог становится швейцаром в банке кармы. Эта тема в Веданта-сутре опровергается. На что надо обращать внимание в тексте, чтобы понять идею произведения. Методы анализа ведических текстов (из Карма мимамсы Джаймини муни): 1) Упакрама – начало (провозглашение темы); 2) Упасамбхарана – конец (вывод). Начало – торжественное провозглашение темы трактата. В краткой форме все, что нужно. Презентация темы. В хорошем произведение начало и конец можно поменять местами. Анализируя начало и конец можно понять главную тему (цель), идею трактата. 3) Абхйаса – повторения. Если повторяется, то это очень важно; 4) Апурва – то, чего не было раньше; что-то необычное, новое, что-то не тривиальное, не традиционное, то, что меня поразило. Чтобы возбудить интерес. Пробудить энергию вичар, побудить нас думать об этом, заставить размышлять. Выявляет головоломки. 5) Пхала – результат (плод). Что мы получим в результате Часто апурва и пхала объединяются, получается апурва-пхала – необычный результат. Что-то уникальное. 6) Артха-вада – (артха – цель, вада – учение) прославление цели, и осуждение, если этого не делать. Что-то важное. Пример: считать славу Святого Имени преувеличенной. Мы не должны считать, что слава Святого Имени раздута. Что-то важное в категории практики (деятельности). 7) Упапати – пример, иллюстрация, вывод логический.
Упапати в Шри Ишопанишад: мантры 6 и 7 (пример того, кто может постичь это знание). (17) – иллюстрация йога, оставляющего тело в полном сознании. Артха-вада: мантры 2 и 3, 9 и 12 (10). Пхала: мантры 7 и 8, 11 и 14, 10 и 13, (2). Апурва: мантры 3 (убийца души), 4, 5, 8 (исполняет желания каждого), 16 – «как и я», 9-11, 12-14. Абхйаса: мантры 6 и 7 (всего можно достичь, следуя по стопам) «анупашйати», 15 и 16, повторение целого блока 9-11 и 12-14, в 17 мантре повторяется 1 строчка 2 раза, слово «пушан» присутствует в 15 р 16 мантрах. Здесь ничего случайного нет. Упакрама: мы и все находится во власти Господа. Господь, мы и наши с Ним взаимоотношения. Упасамбхарана: полное предание Богу. Тот, кто идет верным путем (как жить так, чтобы познать Бога) знания, тот придет к Богу. Призыв Шри Ишопанишад: посвящена теме абхидхеи. Учит нас как жить так, чтобы в конце концов познать (достичь) Бога. Д/З: увязать все мантры в логическую цепочку. Сделать связку. Свои варианты. Последовательно. Поразмышлять. Диалог гуру и ученика. Главная идея 1 стиха Шри Ишопанишад: надо жить и служить Господу. Все, что имею, я должен посвятить Господу, использовать в служении Ему. Связь первой мантры с обращением к Шри Ишопанишад: практическое приложение Парибхаша Сутры (обращения) ко мне лично. Это что на практике означает для меня обращение к Шри Ишопанишад. Связь между 1 и 2 мантрами: 1й стих говорит о самбандхе и абхидхее, а второй о прайоджине. Что будет за то, что я буду жить таким образом. Каков будет результат. Возможный результат. Это прославление пути. Связь между 2 и 3 мантрами: обязательно ли так жить? Что будет с человеком, если он не будет так жить. Это также артха-вада. Негативные последствия не следования пути. Идея 4 мантры: более детально объясняется (описывается) Бог, описывается совершенство Господа (Его превосходство над всеми другими живыми существами). Он не постижим для ума и чувств. Связь между 3 и 4 мантрами: с чего это я должен служить Богу? Почему именно Ему служить? (Связь с 1 мантрой). Демоны не поклоняются Ему, т.к. Он не очевиден, они не могут чувствами постичь Бога. ШБ (3.25.22) – полубоги олицетворяют чувства. Полубоги управляют нашими чувствами, и не могут постичь Бога. То что уже говорить о нас… 4 мантра отвергает методы пратйакша и анумана. Избежать наказания Бога не возможно. Идея 5 мантры: Он вездесущь, Он имеет и личностный и безличный аспекты, Он независим, Он знает обо всем, т.к. прибывает внутри всего. Стих описывает Ачинтья-бхеда-абхеда-таттву. Она суммирует всю самбандху. Бог примеряет в себе все противоречия. Связь 4 и 5 мантры: дальнейшее описание Бога. Говориться, что Бог близко, и его все-таки можно постичь, только через веру (шабду). Параллельно идет тема гносеологии – какие методы познания необходимы для познания Бога. Полубог Ваю является одним из самых могущественных полубогов. Он повелевает движением воздушных потоков в нашем теле. А Господь повелевает даже им. В 6 мантре описывается характеристика человека, который начинает понимать Бога. Это пример упапати. Мантры 6 и 7 описывают квалификацию человека, какой у него духовный уровень (критерий святого). Человек, который видит все связанным с Богом, обретает любовь. У него нет ненависти ни к кому и ни к чему. Кто же Его может постичь? Это описание качеств гуру. Кого слушать. «Эва анупашйати» - проявление аппаурушея шабды, как метода познания Бога. Величие человека проявляется в критических ситуациях, когда ситуация выходит из равновесия. Гуна благости – это маскировка. Мантра 7: продолжение темы. У человека нет иллюзии и беспокойств, когда он все видит связанным с Богом. Новое в 7 стихе: человек избавляется от иллюзий и тревоги. Человек осознает Кому все принадлежит. Этому стиху соответствует стих из БГ(18.54). Трансцендентный уровень достигается. Практически это преданное служение. Здесь описывается критерий прогресса. Главная идея 8 мантры. Связка 7 и 8 мантры. Это Личность. Такой человек, он видит Бога, он получит даршан Бога. Получает осознание Бога. Перечисление качеств Бога: трансцендентных и эманентных. Бог все расставляет по своим местам и исполняет желания каждого. Это параматма. Этот стих подводит итог постижения Бога. Описывается объект медитации – Господь. 4 и 8 мантры описывают, что пратйакша и анумана не работают в этой сфере. Необходима только аппаурушея шабда. Текст 9. Связь 9 и 3 мантры: описываются убийцы души. Мы нашли гуру и гуру дает нам наставления, и первое, что он дает понять – раздел праману – критерий истинности знания (отличить истину от лжи). Прадокс – что авидья – плохо, а видья – хорошо. Но бывает ложное знание, а это – еще хуже. 9 стих описывает метод. Связка 8 и 9 мантр: гуру мне расскажет, что мне надо знать. Всья гьяна предназначена, чтобы понять, где корень мироздания. А процесс Бхакти – это полив этого корня.
Лекция №17
Мантра №9 открывает серию стихов: 2 блок по 3 мантры. 9, 10, 11 – в них рассматривается видья и авидья. 12, 13 и 14 стихи – самбхутим и асамбхутим. Самбхутим – самодостаточно; асамбхутим – несамодостаточное, независимое. Д/з: каждой мантре найти стихи из Бхагават Гиты. Те, кто поклоняются авидье, те попадают в тамас слепоты и темноты; но те, кто увлечены видьей, теряют понимание высшей цели (знание ради знания). Бриджабаси пр. семинар «Дхарма мимамса». Автор Кама-сутры – найштике брахмачарья. И он ее писал, находясь в самадхи на стопы Господа. Цель Кама-сутры: следуя этим путем, достичь контроля чувств. Это путь праврити марг. В западном мире люди знают понятие сутры только благодаря Кама-сутре. Любопытство праздное приводит к атеизму, к усилению чувственных наслаждений. А слушение из желания служить – наоборот, приводит к сильной вере. Мантра №10 Подчеркивается необходимость духовного учителя. Дхира – невозмутимый, его не достигает жар майи. Этот стих является переломным. Авидья приводик к аду, а видья (так называемое знание) – к глубокому, глубокому аду. Авидья – материальное невежество. В лабораториях разрабатываются атомные бомбы и эта видья намного хуже, чем авидья. Ратаха – привязанность; упасате – поклонение. Мантра №11 Есть личная привязанность, которая ослепляет и приводит в ад. Если я под руководством дхиры понял, что такое видья и авидья, я не попадаю в ловушки авидьи. Иллюзия, мной осознанная, теряет силу иллюзии. Благодаря этому я преодолеваю смерть. Стихи 9-11 объясняют, каким путем человеку следовать. Если человек пытается понять Бога самостоятельно, он попадает в ад; он станет убийцей души; он не сможет преодолеть майу из-за своей свабхавы; он будет думать, что открыл свой путь к Богу; будет считать, что нашел свое понимание писаний. За пределы материи не выйти без принципа предания. Десятый стих говорит, что переключателем являются шастры-гуру-садху. Нужен процесс слушания и предания. Дхира позволит все увидеть в истинном свете. Иначе из майи не вырваться, это ловушка. Под руководством дхиры мы будем использовать авидью, чтобы не попасться в ловушки майи, а видью, чтобы попасть в духовный мир. Мантра №12 Благодаря связи с дхирой поклонение, привязанность превращаются в видью. Те, кто поклоняются самбхутим и асамбхутйам отправляются в ад и супер-ад. Мантра №13 Поклонение Господу стоит выше всего остального. Мантра №14 Гьяна приводит к тому, что мы видим цель, БГ (7.19), постичь корень мироздания, мы понимаем категории, цели. Гьяна раскрывает для нас категории. Первые 3 стиха рассеивают туман невежества, раскрывают категории самбандхи. Что подлинное, настоящее духовное. А вторая триада вводит нас в сферу практики, духа. Даже здесь остаются наши привязанности, обусловленность, остается тенденция впадать в крайности. Стихи говорят, что не стоит впадать в крайности. Бог находится все сферы двойственности, а мы в двойственности, поэтому нам тяжело Его понять. Даже, поклоняясь Кришне, мы можем впадать в крайности. И если нет дхиры, то мы не сможем понять всего. Здесь ключевой момент – это связь с дхирой. Первая триада стихов объясняет, что такое дух и не дух, как соблюсти баланс материального и духовного, а вторая триада объясняет, как соблюсти баланс между кармой и гьяной, имперсональное и материалистичное (сахаджия – подмена материализма на духовность). Наши двойственные мозги либо черные, либо белые, и мы сами никак не разрешим противоречий в писаниях. Нам трудно воспринять, что Божество – это Бог; что «Харе Кришна» - это Личность; что Бхагаватам – это Кришна, что Прасад – это Кришна. Мы умом воспринимаем, но разумом не принимаем, не относимся к ним как к Богу. Кто-то зацикливается на анартхах, кто-то только на Боге и становится сахаджией. Поэтому надо все делать под руководством дхиры. Убийца души – тот, кто не видит связи всего с Богом. Эта серия стихов описывает абхидхею – процесс. С 15 мантры начинаются молитвы. В этот момент на автора Шри Ишопанишад напали ракшасы и настроение упанишады резко меняется. Связь с Богом – двусторонние отношения. Они не зависят только от меня. Практика нас подготавливает к милости, подготавливает квалификацию для ее получения. Последние мантры – для того, чтобы не получилось иллюзии, что все зависит только от меня. Без милости ничего не произойдет.
|