Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АРМ №30






СРО №44   Выучите наизусть стихотворение Т. Травника«Всё для любви».
    Всё для любви – и боль, и радость, И час рассветный, и закат, Любой каприз, любая малость. И даже то, что невпопад…   Всё для любви – и гарь, и копоть От умирающей свечи. И то, что эти чудо-строки К вам отсылаются в ночи.
СРО №45   Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Национальные игры».
Казахские обычай и традиции

 

 

 

СВАТОВСТВО (Қ Ұ ДА ТҮ СУ)

Любое бракосочетание у казахов начинается с традиции «куда тусер» – ритуал сватовства невесты , прошения руки невесты у её родителей. По согласованию с родственниками невесты назначается день, когда самые близкие родственники жениха приезжают свататься. Главный сват («Бас Куда») – это обычно старший брат отца жениха или близкий родственник отца жениха, старший по возрасту.

Очень интересен обычай встречи сватов – встречают со словами «Кто вы такие? К кому идете?» в полушутливой форме и обязательно кидают «Шашу» (конфеты и сладости). Прибывших гостей рассаживают на самое почетное место за дастарханом и начинается знакомство с представителями обеих сторон. После того, как отец невесты во всеуслышание даёт свое согласие на замужество дочери, подается блюдо «куйрык-бауыр» – это кусочки отварной печени (бауыр) и кусочки отварного курдюка (куйрык) только что забитого барана. Родители невесты кормят своих сватов – родителей жениха и скрепляют новый родственный союз между сватами.

 

 

 

ПРИЕЗД НЕВЕСТЫ (КЕЛІН ТҮ СІРУ)

" Келін тү сіру" — приезд невесты в дом жениха. Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той — " келін тү сіру". Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с " женге" ее оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая ее лица, вводят в дом и сажают за " шымыддық " (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех " шашу", поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, жең ге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д.). Однако, всем не терпится увидеть будущую " келін" (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь " беташар".

 

 

ДОМ МОЛОДЫХ (ШАҢ ЫРАҚ КӨ ТЕРУ)

Шаң ырақ кө теру (шаң ырақ — решетка центра купола юрты, котеру — поднять). Шаң ырақ является семейной реликвией — символом хранимого очага и продолжения рода. Поднятие шанырака молодой семьи при отделении от отцовского очага — еще один красивый обряд. Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции: "... у казахов шаң ырақ молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять". Для выполнения этого важного обряда специально едут за ним. Для большой юрты (отау) зятю приходится поднимать шаң ырақ на шесте, сидя на лошади. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд.

Обычно купол юрты поднимают мужчины. Глубокий смысл лежит в том, что именно " старый" зять поднимает " шаң ырақ " юрты молодоженов. Он уважаемый человек, и чем старше по возрасту, тем авторитетней для родственников жены. Приезд старого зятя радует всех аулчан; с ним заговаривают и шутят взрослые и дети, мужчины и женщины.

 

 

 

Қ АРАШАНЫРАҚ и БАУЫРЫНА САЛУ

 

Қ арашаң ырақ – дом (юрта), которая как наследство переходит потомству. Оно считается священным, почитаемым. К нему относятся с уважением. Наследник –по обычаю младший сын. Старшие сыновья уходят из отцовского дома, а младший сын остается при " карашаң ырақ ". В обязанность наследника входит соблюдение всех обычаев и традиций, как при живых родителях, так и после их кончины.

Бауырына салу – это давняя традиция казахской семьи, понимается как временное воспитание ребенка. По обычаю первенца берут на воспитание дедушки и бабушки или очень близкие родственники. При этом его не усыновляют и не удочеряют, поддерживают постоянные отношения с его родителями. О ребёнке могут одинаково заботиться и родители, и воспитатели. Обычно дедушка с бабушкой уделяют ребенку много внимания, чтобы он вырос достойным, впитал народную мудрость и национальные традиции. Ребенок, повзрослев, может остаться у приемных родителей или вернуться в отчий дом.

 

 

ТОЙБАСТАР и БАТА БЕРУ

 

 

Ни один казахский той не проходит без традиционного " Тойбастар" и благословления (бата беру). Той всегда начинается с заглавной песни, называемой " той бастар", которую исполняет акын, открывая праздник. Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына за первую песню, преподнести ему подарок.

" Бата" – благословение, благопожелание. Благословение произносят обыкновенно самые старшие аксакалы. Виды " бата" разнообразны:

" дастархан бата" — проявление благодарности за угощение, за гостеприимство.

–Благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями.

" алғ ыс бата" дается за благотворительность, за доброту. " Бата" воспитывает доброту, милосердие,

гуманность. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа ладони раскрытыми, а затем проводят ими по лицу. " Бата" всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.

" жаң а айдың батасы" — благословение новому месяцу.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.