Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы организации местного самоуправления






Под принципами организации местного самоуправлении понимаются закономерности, устои данного института конституционного права, образующие пределы организации и осуществления местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации относится к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Содержание принципов организации местного самоуправления получило развитие также в правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что принципы организации местного самоуправления не находят конкретного закрепления в нормативных правовых актах, их позволяет сформулировать анализ норм Конституции России, федерального законодательства и Европейской хартии местного самоуправления. К ним следует отнести:

а) Самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Это означает, что население решает все вопросы своей жизнедеятельности непосредственно. В свою очередь, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет и т.д.

б) Организация и осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно этому принципу, при организации местного самоуправления в конкретной местности должны учитываться исторические, национальные, культурные и иные местные традиции, а также разнообразие видов и наименований поселений, органов местного самоуправления.

в) Организация местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.

г) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не составляют с органами государственной власти единую систему, не подчиняются им в процессе осуществления местного самоуправления. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только ими самими или в судебном порядке.

д) Запрет осуществления местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами государства, за исключением случаев, предусмотренных законом. Это вытекает из конституционного положения о недопустимости ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения. Это связано с регулированием прав и свобод человека и гражданина, относящимся к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации), поскольку любое такое ограничение непосредственно влияет на нормативно - правовое содержание и полноту права граждан на осуществление местного самоуправления. Именно поэтому, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации[283] в федеральном законодательстве отсутствует какое бы то ни было указание на возможность передачи органам государственной власти полномочий по вопросам местного значения.

В качестве примера исключения, предусмотренного законом, является положение ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающее участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе замещения должности главы местной администрации. В соответствии с ним в муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии, организованной для проведения конкурса для назначения на должность главы местной администрации по контракту назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

е) Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

ж) Финансово-экономическая независимость местного самоуправления и соразмерность его полномочий своим материальным и финансовым ресурсам. Существование местного самоуправления невозможно при отсутствии финансово-экономической основы, которую составляют муниципальная собственность, местный бюджет и т.д. При этом средства, предоставляемые местному уровню власти должны соответствовать объему возложенных на него полномочий.

з) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это означает существование различных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления. Население может решать вопросы местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления и выбрать любую форму осуществления местного самоуправления. Например, к формам непосредственного решения вопросов местного значения относятся местный референдум, муниципальный выборы, сходы граждан и др.

и) Судебная защита местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обратиться в судебные органы с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, государственных должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления

19.3. Полномочия местного самоуправления:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.