Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения Конституционного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации






 

Под решением Конституционного суда Российской Федерации понимается судебный правовой акт, принимаемый Конституционным Судом Российской Федерации с соблюдением установленных законом процедур и характеризуемый как государственно-властное веление по материальным, процессуальным или организационным вопросам. Законодательство предусматривает следующие виды решений: постановление, заключение и определение.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу вопросов о соответствии Конституции РФ упоминавшихся выше нормативных правовых актов и договоров, по существу споров о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененном в конкретном деле, по конституционности закона, подлежащего применению в конкурентном деле и по вопросу о толковании Конституции именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей, путем поименного опроса судей и считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законодательством. Председательствующий во всех случаях голосует последним. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: 1) наименование решения, дата и место его принятия; 2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение; 3) необходимые данные о сторонах; 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; 5) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суда РФ», согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос; 6) требования, содержащиеся в обращении; 7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации; 8) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения; 9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; 10) формулировка решения; 11) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления по вопросам о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или несоответствующими Конституции Российской Федерации; 12) указание на окончательность и обязательность решения; 13) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании, является окончательным и не подлежит обжалованию, и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

В Федеральном Конституционном законе «О Конституционном Суда Российской Федерации» закрепляются обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда.

В случае признания не конституционными федеральных законов обязанность разработки проекта нового федерального закона лежит на Правительстве Российской Федерации, которое должно не позднее шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части.

Признанные неконституционными акты Президента РФ и Правительства РФ не позднее двух месяцев должны быть отменены или приняты новые.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании закона субъекта неконституционным, вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон, принимает новый закон или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Согласно ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суда Российской Федерации»решения и другие акты Конституционного Суда выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей. В ст. 79 Закона уточняется, что позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой. Следовательно, правовые позиции Конституционного Суда это итоговый вывод о соответствии иди несоответствии нормы оспариваемого акта Основному закону.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации обладают общим характером, что означает иХ распространение не только на конкретный случай, который являлся предметом рассмотрения, но и на все аналогичные ситуации. Общеобязательный характер правовых позиций предполагает их юридическую силу равную решениям Конституционного Суда Российской Федерации и обязательность для всех субъектов права.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое «конституционный контроль»?

2. Охарактеризуйте европейскую и американскую модели конституционного контроля.

3. Что такое «решение Конституционного Суда Российской Федерации», «правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации»?

4. Опишите структуру Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Назовите отличия конституционного судопроизводства от иных видов судопроизводства, предусмотренного конституцией Российской Федерации.

6. Охарактеризуйте особенности решений Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Перечислите дела, которые относятся к подведомственности Конституционного Суда Российской Федерации.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.