Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации






Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Формирование Совета Федерации зависит от тех функций и задач, которые данная палата реализует. В качестве специальной палаты представительства регионов она обеспечивается баланс федеративных и региональных интересов государственно важных решений.

Согласно второму разделу Конституции Российской Федерации «Общие и переходные положения» Совет Федерации первого созыва формировался на два года. Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1626 было утверждено Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[215], в соответствии с которым депутаты Совета Федерации избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по двухмандатным избирательным округам, образуемым в пределах субъекта Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 1995 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[216] установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу своего политического и правового статуса они остаточно эффективно представляли интересы субъектов Федерации. Именно благодаря этому факту Совет Федерации укрепил свой конституционный статус, и его авторитет в системе органов государственной власти значительно возрос и укрепился. Однако такой принцип формирования Совета Федерации имел некоторые недостатки. В частности, руководители субъектов Федерации не могли значительное время нахолодиться в Москве и поэтому многие важные федеральные законы принимались без их участия и одобрения.

В 2000 г. был принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[217], согласно которому член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В настоящее время Совет Федерации формируется на основе Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[218]. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий этого органа.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта Российской Федерации. В этом случае кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации также может быть член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, который на день представления Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа его депутатов, установленном его регламентом. Это решение может быть принято не ранее чем за 40 дней и не позднее чем за 25 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 45 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа в течение одного месяца со дня первого его заседания в правомочном составе. Кандидатуры для наделения полномочиями вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов.

В случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями члена Совета Федерации, вправе совмещать осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на эту должность представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации. При этом одна и та же кандидатура не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность.

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации - представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренным законодательством.

Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Вопросы ведения Совета Федерации устанавливаются ст. 102 Конституции Российской Федерации.

а) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Этот вопрос рассматривается по инициативе субъектов Российской Федерации, представивших соглашение (договор) об изменении границ, подписанное их высшими должностными лицами, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

б) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения. Переданный в Совет Федерации указ Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае не утверждения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации о введении военного положения указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, военное положение прекращают свое действие со следующего дня после дня принятия такого решения Советом Федерации.

в) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 72 часов с момента его обнародования. Решение об его утверждении принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае не утверждения Советом Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

г) Решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации приступает к рассмотрению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации после получения обращения Президента Российской Федерации, содержащего обоснование его предложения. Решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Так, 1 марта 2015 г. Совет Федерации разрешил использовать российские войска на территории Украины для защиты российских граждан. Это решение было принято после обращения Президента Российской Федерации о предоставлении ему права использовать вооруженные силы на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».

д) Назначение выборов Президента Российской Федерации. Основаниями для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента Российской Федерации являются истечение срока пребывания Президента Российской Федерации в должности, а также досрочное прекращение Президентом Российской Федерации исполнения полномочий.

Выборы Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

В случае отставки Президента Российской Федерации или его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия выборы назначаются Советом Федерации не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения исполнения полномочий. В случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации в день принятия указанного решения.

Решение о назначении выборов Президента Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

е) Отрешение Президента Российской Федерации от должности. Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключения Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации.

Вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Решение принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности не проголосовало две третьих членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента Российской Федерации прекращается.

ж) Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Вопрос о назначении на должность этих судей рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

з) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора Российской Федерации в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации считается назначенным на должность, если за представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Кандидатуры для назначения на должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации представляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации проходит по аналогичной назначению процедуре.

и) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов. Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации рассматриваются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации или аудитор Счетной палаты Российской Федерации считается назначенным на должность, если за представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Вопрос о досрочном освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации, рассматривается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за досрочное освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение Президента Российской Федерации о досрочном освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитора Счетной палаты Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется.

Внутренняя структура и порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Органами Совета Федерации являются Совет палаты и комитеты Совета Федерации. К должностным лицам Совета Федерации относятся Председатель Совета Федерации, его заместители, председатель комитета Совета Федерации, его заместители, член комитета Совета Федерации.

Совет Совета Федерации является постоянно действующим органом палаты и образуется для подготовки и рассмотрения вопросов её деятельности. В него входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов Совета Федерации. Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа его членов.

Председатель Совета Федерации, его заместители избираются тайным голосованием. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов палаты. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если ни один из кандидатов не получит требуемого для избрания числа голосов, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Заседания Совета Федерации по общему правилу проводятся в городе Москве. Обычно заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. При этом Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки.

Ряд полномочий Совета Федерации находят закрепление в федеральных законах. Например, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи е в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации принимает участие в формировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, посредством назначения её пяти членов.

Во время сессии Совета Федерации (весенняя - с 25 января по 15 июля, осенняя - с 16 сентября по 31 декабря) проводятся заседания палаты, Совета палаты, комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.

Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения этих правил, выступающий может быть лишен слова без предупреждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.