Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия Президента Российской Федерации






Полномочия Президента Российской Федерации представляет собой совокупность прав и обязанности по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации. Рамки её реализации определяются предметами ведения, относимыми Конституцией к исключительному ведению Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Полномочия главы государства получили закрепление на конституционном уровне в главе «Президент Российской Федерации», и в нормах иных глав, касающихся взаимоотношений главы государства с органами государственной власти.

Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие возможность закрепления полномочий главы государства в законах, иных нормативных правовых актах, его полномочия закрепляются как на законодательном, так и на подзаконном уровнях. Примером может являться право Президента утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, ему подведомственных. Оно сначала было закреплено его указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»[194], а затем уже и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[195].

Основные направления своей деятельности будущий глава государства обнародует еще в период выборов в своей программе. Согласно законодательству, кандидат на должность Президента России, принимая участие в выборах, представляет предвыборную программу, в которой намечаются стратегические направления развития российского государства. Избрание того или иного кандидата является одобрением положений программы избирателями.

Полномочия Президента Российской Федерации вытекают из направлений его деятельности и могут быть разделены на полномочия в сфере государственного строительства, полномочия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданин, полномочия направленные на участие его в правотворческом процессе, полномочия в сфере внешней политики и обороноспособности государства.

К полномочиям в сфере государственного строительства, можно отнести права главы государства, связанные с формированием органов государственной власти и координационные полномочия Президента Российской Федерации, посредством которых он обеспечивает выполнение органами государственной власти своих конституционных обязанностей, не выходя за пределы своей компетенции.

К ним относятся право Президента Российской Федерации принимать участие в формировании и деятельности органов государственной власти Российской Федерации и политико-правовых решений, связанные с функционированием их системы (назначение выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятие решения о её роспуске, решение об отставке Правительства Российской Федерации, право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и др.).

В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства, представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов, предложение о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и др.

Некоторые полномочия Президента Российской Федерации находят закрепление в федеральном законодательстве. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Президент Российской Федерации назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Не все эти полномочия реализуются главой государства самостоятельно. Например, назначение Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется с согласия Государственной Думы, и поэтому Президент должен учитывать расстановку политических сил в парламенте. Назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров осуществляется Президентом по предложению Председателя Правительства.

Важная роль Президенту Российской Федерации отводится в разрешении посредством согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции Российской Федерации, конфликтов между органами государственной власти. В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур. В связи с этим Президент свободен в выборе большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении консенсуса. Наиболее частотой формой разрешения спора, к которой прибегают стороны, - это непосредственные переговоры. Для достижения консенсуса Президент Российской Федерации организует переговоры с участием спорящих сторон и образует согласительные комиссии.

Полномочия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина вытекают из его статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина, Президент обладает правом реализовывать свои правотворческие полномочия в сфере защиты правового положения как человека, так и отдельных групп населения. Этому способствует и деятельность существующего при Президенте Российской Федерации Совета по развитию гражданского общества и правам человека, являющегося консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Нормативно-правовую базу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»[196].

В сфере правотворчества Президент Российской Федерации обладает неограниченным правом законодательной инициативы, позволяющим ему ставить вопрос о приведении федерального и регионального законодательства в соответствии с Конституцией, направлять в Конституционный Суд Российской Федерации запросы о конституционности федеральных законов, иных нормативных актов. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия в сфере внешней и внутренней политики и обороноспособности государства. Президент как глава государства определяет и реализует основные направления внешней и внутренней политики. Необходимо отметить, что определение внутреннего и внешнеполитического курса главой государства происходит на основе взаимодействия с различными органами государственной власти, политическими силами, представленными в обществе. Например, назначая дипломатического представителя Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, который будет принимать участие в реализации внешнеполитического курса России Президент Российской Федерации консультируется с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

Полномочия в сфере обороноспособности государства определяются статусом Президента как верховного главнокомандующего. Президент Российской Федерации назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Основные направления внешней и внутренней политики находят отражение в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию (ст. 84 Конституции Российской Федерации). В них подводятся итоги предыдущего года, определяются основные направления внешней и внутренней политики. По сложившейся практике Послания Президента заслушиваются на совместном заседании обеих палат парламента.

Хотя Послания не являются нормативным решением, обязательным для исполнения органами государственной власти, они служат не только для ориентации законодательной деятельности парламента. Основная тяжесть и ответственность за их исполнение лежит на Правительство Российской Федерации. Тема и структура ежегодных Посланий определяются Президентом исходя из актуальных задач текущего периода, политической ситуации в государстве и стратегического видения будущего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.