Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточная политика»: признаки перемен






Вместе с тем, христианские демократы пытались осуществить некоторую переориентацию в германской и восточной политике, которая во многом была связана с именем нового министра иностранных дел Герхарда Шредера (1910-1989). Он высказывался за улучшение германо-советских отношений, и не только в сфере экономического и культурного обмена, но и в политической области. Он полагал, что если в отношении ГДР по-прежнему должна проводиться политика непризнания и изоляции, то со странами Восточной Европы необходимо установить официальные контакты и наладить торгово-экономические и культурные отношения — так сказать, активная восточная политика при обходе ГДР. В 1963-1964 гг. были направлены торговые делегации в Польшу, Болгарию, Румынию и Венгрию.

Некоторые новые акценты были отмечены в «мирной ноте» правительства ФРГ от 25 марта 1966 г., в которой оно признавало отказ от применения силы и призывало СССР и страны Восточной Европы обменяться заявлениями подобного содержания. Тем самым федеральное правительство демонстрировало готовность к участию в мероприятиях по разоружению, поиску взаимопонимания с восточными соседями и проведению политики разрядки. Впервые прогресс в решении германского вопроса не ставился предварительным условием разрядки международной напряженности. Однако правительство ФРГ продолжало настаивать на международно-правовом характере границ Германии 1937 г. и «доктрине Хальштейна».

В целом внешнюю политику правительства «большой коалиции» можно рассматривать как некий «переходный период», когда были предприняты попытки преодолеть инерцию конфронтационного мышления. В первую очередь это было обусловлено изменившейся международной обстановкой: наметившимся улучшением американо-советских отношений и отказом в связи с этим от традиционного постулата, что европейская безопасность и германская проблема неразделимы, что без воссоединения Германии невозможна разрядка в Европе.

В ФРГ росло понимание того, что на путях непримиримой конфронтации с СССР воссоединения достигнуть невозможно, и во имя этой главной цели требовалось улучшить отношения с Советским Союзом. СССР тоже был заинтересован в налаживании отношений с ФРГ как с целью экономического сотрудничества, так и для обеспечения большей безопасности.

Шредер, выступавший за политику «наведения мостов», особое значение придавал примирению с Польшей, сравнивая его по значимости с франко-германским примирением. Для этого необходимо было решиться на окончательное признание границы по линии рек Одер-Нейсе, к чему пока не были готовы ни федеральное правительство, ни общественное мнение ФРГ в целом.

К середине 1960-х гг. все более стала проявляться нежизнеспособность «доктрины Хальштейна», ее соблюдение правительством ФРГ все более затруднялось, особенно после 1960 г., когда Камбоджа, Ирак и Судан начали устанавливать дипломатические отношения с ГДР. Федеральное правительство вынуждено было пойти на некоторую модификацию «доктрины Хальштейна», особенно применительно к восточноевропейским странам. В 1967 г. были установлены дипломатические отношения с Румынией, в 1968 г — с Югославией, открылись германские торговые миссии в Бухаресте, Будапеште и Праге.

Правительство Кизингера заявляло также о готовности внести свой вклад в политику разрядки, способствовать ослаблению конфронтации Восток-Запад. На Женевской конференции по разоружению 1968 г. ФРГ предложила меморандум, призывающий все неядерные страны добровольно взять на себя обязательство об отказе от производства ядерного оружия, а страны, обладающие ядерным оружием, — отказаться от его распространения и в перспективе перейти к поэтапному сокращению ядерных вооружений.

Заявления и действия правительства ФРГ второй половины 1960-х гг. показывали, что западногерманские политики искали новые подходы в проведении своего внешнеполитического курса. Становилось очевидным, что «доктрина Хальштейна» с ее непризнанием ГДР и политика «с позиции силы» в отношении социалистических стран могут привести ФРГ к политической изоляции на Западе. Важным был и экономический фактор: западногерманский бизнес был заинтересован в широком выходе на традиционные для Германии рынки Восточной Европы. Наконец, общественное мнение ФРГ все более склонялось к необходимости примирения не только с западными, но и с восточными соседями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.