Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль налогов, уплачиваемыми физическими лицами в бюджетах РФ.






Налоги с физических лиц занимают довольно большое место в доходах консолидированного бюджета. Так на протяжении многих лет " Налог на доходы физических лиц" занимает 3-е место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. " Налог на имущество предприятий и физических лиц" занимает 5-е место.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, наряду с подоходным и имущественными к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

Подоходный налог с физических лиц - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности. Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета (консолидированный - 11%, региональный - 21%), но и интересам пяти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Несмотря на все преимущества, как для граждан, так и для государства, подоходный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты. Поэтому нет ни одной налоговой системы, в которой бы налогообложение доходов граждан не подвергалось изменениям, чаще всего представляющим собой борьбу государства с уходом от налогообложения. Изменение налоговых ставок, расширение объекта обложения, сокращение льгот не всегда преследует лишь фискальные интересы. Часто подоходное налогообложение выступает инструментом регулирования социально-экономических процессов.

Налоговые поступления от налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%.

Столь незначительная доля поступлений по налогообложению имущества физических лиц, несмотря на высокие предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.

В настоящее время механизм налогообложения имущества физических лиц регулируется Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 1 с последующими дополнениями и изменениями.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах.

Первый из них - это обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй - обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого крупного баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию доходов. Государство должно беречь своих налогоплательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, налогоплательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличения потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, роет всех налоговых поступлений. [11, с. 113]

Как уже отмечалось выше, физические лица обязаны уплачивать не только прямые налоги с дохода или имущества, но и косвенные налоги, например налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д Но эта обязанность возникает не всегда. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

История развития подоходного налогообложения берет начало от налогообложения имущества, поскольку оно стало объектом обложения раньше других источников дохода. Однако прямое обложению дохода от имущества и использование его в качестве базы для исчислено налога тоже возникло не сразу. Вначале применялись косвенные критерии (количество окон, дверей у объектов недвижимости, наличие прислуги мужского пола), свидетельствующие о высоком достатке их владельцев, а значит, и о доходе.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.