Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циклические волновые («маятниковые») концепции развития.






На два цикла, сменяющие друг друга делит историю культуры, в

середине XIX века И.Я. Баховен, классифицируя ее по гендерным основаниям: матриархальный и пaтpиapxaльный.

Матриархальный тип культуры, отмечает Баховен, существовал на заре человеческой истории, поскольку кровные узы можно было проследить только по материнской линии. Для такого типа культуры

Рис. 76. Баланс доминирования. Патриархат и матриархат.
характерна полигамная семья, женщина-мать выступает правительницей и законодательницей, как в роду, так и в обществе в целом. Религия-вера в богинь, олицетворяющих материнское начало, диктует ведущие ценностные основания - связь с землей кровные узы материнскую любовь, не делающую различия между детьми. Важным качеством жизни общества является равенство людей, поскольку все люди – дети матерей и дети Матери-Земли. Самым важным для этого типа культуры становится - жизнь человека.

Патриархальный тип культуры характеризует моногамная семья (в основном для женщин), безусловное главенство отца в семье и общественной иерархии. В сфере религии – смена богини-матери пантеоном богов, олицетворяющих мужское начало, которые становятся верховными божествами. Для этого типа культуры характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладания рационального мышления и приоритет подчинения законам. Равенство сменяется принципом любимого (или старшего) сына в иерархии. Важнейшая ценность - подчинение власти.

Немецкий этнограф Л. Фробениус (1873-1938), развивая идеи

И.Я. Баховена, классифицирует культуры по гендерным основаниям, и также выделяет матриархальный и патриархальный типы культуры как два первичных ее типа. Он полагает, что в различных культурах всегда обнаруживается два начала-женское и мужское. Их попеременное доминирование выступает

источником развития человечества. Преобладание мужского начала в культуре обусловливает главенство власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает культуре ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и человечность. На этом основании И.Я. Баховен делает вывод, что в культурной практике проявляются два свойства (характеристики) - присущие культуре в целом: стремление к изменениям, инновациям и стремление к стабильности, устойчивости.

Циклы истории культуры по «гендерному» признаку, по «женственности» и «мужественности» в определенной степени представлены в концепции А.Чучина–Русова. В своем произведении[56] историю культуры автор делит на два типа, которые опираются на космогенные (М-мужской тип) и хаосогенные (W-женский тип) основания.

На протяжении мировой истории М- и W-типы культуры ритмически сменяют друг друга, образуя волнообразную траекторию развития. В истории Европы автор выделяет шестнадцать основных культурно-исторических типов генотипических по существу и фенотипических по форме. Чередование М- и W-типов (отсчет начинается с М-типа): классическая античность (VIII-IV века до новой эры) - эллинизм (IV-I века до новой эры) - республиканский Рим (III-I века до новой эры) -Римская империя (I век до новой эры - V век новой эры) - Византия (IV-XV века) - латинское Средневековье (IV-XVI века) - Возрождение (XIV-XVI века) - Пост-возрождение (XVI-XVII века) - классицизм и Просвещение (XVII-XIX века) - романтизм (вторая половина XVIII - первая половина XIX века) - критический реализм (середина-конец XIX века) - импрессионизм, символизм, модерн (вторая половина XIX - начало XX века) -конструктивизм (первая половина XX века) - закат Европы (1910-1960-е годы) - прагматический реализм (1960- 1970-е годы) - новый культурный ландшафт (с середины 1970-х годов). Автор акцентирует внимание на относительном характере своей бинарно-генетической историко-культурной схемы, в которой важна не столько точка отсчета, сколько последующее волнообразное движение. Еще важнее выделение автором «подпериодов» смены М- и W- типов внутри культурных эпох, например латинское Средневековье (W-типа): «темные века (VI-VIII века) - каролингское возрождение (VIII- X века) - средневековое барокко(XI-XIII века) - средневековый классицизм (Х-ХШ века) - средневековый романтизм (XIII-XIV века). Возможно и дальнейшее деление подтипов на более мелкие периоды М- и W-типов. Чучин-Русов называет это фундаментальное свойство культуры свойством голографичности и помещает в ряд четырех ключевых понятий культуры - архетипичность, (анти) типичность, голографичность, цикличность.

Рассмотрение на генетическом уровне отдельных культурных

явлений с их бинарно-гендерной структурой, с одной стороны, и

феноменологическое соотнесение их между собой по тому же гендерному принципу - с другой, позволили автору создать сторико- культурную схему, вмещающую череду закономерно сменяющих друг друга культурных эпох от архаики до наших дней, и не только прогнозировать наступление через 10-15 лет новой культурной эпохи, приходящей на смену пятитысячному макроциклу, но и описать ее основные черты. Систематизация культурных образцов разных периодов, соотнесенных по принципу «мужское - женское», «классицистическое -романтическое», «Запад-Восток», т.е. по тому же культурно-гендерному принципу, прорисовывает направление и характер движения макрокультурных потоков.

Чучин-Русов на широком материале истории культуры обосновывает тезис: человечество вступает в эпоху новой архаики, еще одного «осевого времени» - культурного синтеза. Однако обобщенная характеристика этой эпохи с позиций равноценности человека и природы представляется ему недостаточной. Новое состояние глобальной системы «природа-общество-человек» возможно только в «сотворчестве человека и природы», антропогенном, поддерживаемом человеком равновесии биосферы, в котором может проявиться «биосферная» функция человека. С определенной долей условности, периоды развития М- и W-культур аналогичны эволюции в биосфере: 1- периоды М- культур соотносятся с ускоренным прогрессом материального производства; 2- переход от М- к W-культуре происходит в связи с проявлением фактора ограниченности используемых ресурсов;

3 - периоды W-культур отвечают «ресурсному голоду»; 4 - переход от W- к М-культуре соотносится с освоением нового ресурса. С этой точки зрения современность отвечает переходу от М- к W-культуре в связи с происходящим осознанием фактора ограниченности невозобновляемых ресурсов, будущий период культуры должен пройти под знаком ресурсосбережения, оптимизации материальных потребностей и поиска нового ресурса.

В целом же парадигма циклического развития культуры,

последовательной смены М- и W-культур определенным образом соотносится с представлениями о циклах синтетического (материально-социально-духовно-экологического) развития в системе «природа-общество-человек».

Известный социолог П.А. Сорокин (1889-1968) выражает концепцию культуры в виде волн развития, в соответствии с которыми в истории существуют два основных типа культуры, поочередно сменяющих друг друга (т.е. мировой культурный процесс имеет волновой или «маятниковый» характер; при этом, как полагает ученый, в целом у истории «есть некая трансцендентальная цель и невидимые пути приближения к ней», но они никем не установлены, и, с этой точки зрения, любые изменения в развитии культуры оцениваются им как «шараханье истории»).

Концепцию культуры как исторически развивающуюся, по определённым волнам-типам обосновал П.А. Сорокин в 30-е г. XX

столетия. В своем четырехтомном труде «Социальная и культурная

динамика» он рассматривает в качестве основания для типологизации

культур различия межу ними по характеру восприятия реальности и

методам ее познания. Социокультурные системы, образующие сферы,

действия которых распространяется на многие общества, есть суперсистемы. В их основе лежат фундаментальные мировоззренческие установки, опирающиеся на различные способы постижения мира. Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный - мироощущение, опирающееся на сенсорное постижение мира (посредством слуха, зрения, осязания, обоняния); идеационалъный, или умозрительный - мироощущение, опирающееся на интуицию (порождающую господствующие идеи); идеалистический - мироощущение, опирающееся и на чувства, и на интуицию, и на разум. Этим типам мировоззрения соответствуют три вида истины: чувственная, духовно-интуитивная, рациональная. Но в истории существуют именно два основных типа культуры, сменяющих друг друга, т.е. мировой культурный процесс имеет «маятниковый» характер.

Идеационалъный (умозрительный) тип, когда мироощущение

человечества направлено на сверхчувственное и сверхразумное

постижение Абсолюта. При преимуществе такого типа восприятия и

познания мира человек использует откровение, интуицию, мистический

порыв. Рациональное познание при этом отвергается человеком, он не

доверяет разуму, не стремится к естественно-научному познанию, его

внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну

существования иного мира. Религия, при этом пронизывает все формы

жизнедеятельности, искусство тяготеет к условности, символичности,

создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры является европейское средневековье IX-XII вв. Идеациональные ценностные ориентации присутствуют в культуре брахманской Индии, даоситской и буддийской культурах, ранней греческой культуре (VIII-VI вв. до н.э.).

Чувственный тип социокультурной системы проявляется когда

мировоззренческие установки опираются напостижение мира как данного человеку в чувственном опыте. Мир познается опытным путем, опыт выступает как единственный критерий истины, рациональное познание на уровне рассудка абсолютизируется; развивается техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия. Для этой культуры характерны сенсорность, светскость и соответствие реальному миру; стиль искусства становится натуралистическим. Этот тип наблюдается в Европе в эпоху Нового времени.

Идеалистический тип – выделяется П. Сорокиным как гармоничное слияние двух типов мировоззрения и единое целое, значение идей и чувственно осязаемой реальности становится равноправным, способы воплощения художественных образов в искусстве частично символичные, частично реалистические (в европейской культуре его примерами являются эпоха Высокой античности и культура Возрождения); Эклектичный тип - конфликтное

сочетание в одной культуре двух основных типов мировосприятия,

фрагментарное нагромождение и противостояние друг другу чувственных и идеациональных элементовмироощущения (к нему можно отнести направленную культуру поздней античности).

Говоря о волновых циклах развития человечества следует отметить теорию длинных волн Н.Д. Кондратьева (1892-1938), который в 30-х годах обосновал три повышательных волны и исследовал два с половиной больших цикла в экономике. Теория больших волновых циклов Кондратьева, которую его ученик, С.Ю. Глазьев, обогатил анализом смены основополагающих «технологических укладов» показывает, что каждый следующий цикл истории протекает при новых конкретно-исторических условиях и на новом витке развития производительных сил, и поэтому не является абсолютным повторением предыдущего цикла. Цикл содержит повышательную, а затем

понижательную волны. Кроме того понижательная волна всегда в истории связана с чередой глубочайших кризисов, войн и революций.

Н Д. Кондратьев смог исследовать только два с половиной больших цикла, прервав свой анализ на повышательной волне третьего цикла. Со своим докладом он выступил в начале понижательной волны, в 1926 году, когда еще невозможно было определить её границы и к каким последствиям она приведет. Исследуемые им циклы представляют:

I. Повышательная волна: с конца 1780-х - начала 790-х гг. до

1810-1817 г. Понижательная волна: с 1810-1817 гг. до 1844-185 гг.

II. Повышательная волна: с 1844-1851 гг. до 1870-1875 гг.

Понижательная волна: с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.

III. Повышательная волна: с 1890-1896 гг. до 1914-1920 гг:

Периодичность волн, начиная с точки, на которой остановился

Н.Д. Кондратьев, его последователи предполагают, должна выглядеть

таким образом:

Понижательная волна третьего цикла: с 1914-1920 гг. (в США она началась чуть позже - с 1929 г.) до 1936-1940 гг. — начало Второй мировой войны.

IV. Повышательная волна: с 1936-1940 гг. до 1966-1971 гг.

Понижательная волна: с 1966-1971 гг. до 1980-1985 гг. – начало

крушения мировой системы капитализма и социализма.

V. Повышательная волна с 1980-1985 гг. до 2000-2007гг.

Понижательная волна с 2000-2007 гг. до, предположительно, 2015-2025 –

мировой финансовый кризис.

VI. Повышательная волна с 2015-2025 гг. до 2035- 2045 гг. (прогноз).

Понижательная фаза третьего цикла завершилась с началом Второй мировой воины, а повышательная волна четвертого цикла, начавшаяся вместе с войной, продлилась до середины 1960-х годов. Кризис доллара и крах бреттон-вудской валютной системы в 1968-1971 гг. стал переломной точкой перехода к понижательной фазе четвертого цикла, которая соответствует нефтяным кризисам и стагфляции 1970-х годов. «Рейганомика» в США и политика Маргарет Тэтчер в Великобритании ознаменовали переход к новому - пятому циклу, повышательная волна которого заняла вторую половину 1980-х и все 1990-е годы.Как всегда, в конце повышательной волны (в зоне

насыщения) стали проявляться такие явления, как снижение нормы

прибыли на вложенный капитал в реальном секторе и вызванный этим переток средств в область финансовых спекуляций, породившие сначала перегрев на фондовом рынке (вторая половина 1990-х гг.), а затем в сфере недвижимости (начало 2000-х гг.). Последователи Н.Д. Кондратьева полагают также, что по мере интенсификации научно-технического прогресса, усиления его роли в развитии глобальной культуры, циклы уплотняются и сжимаются, то есть их продолжительность несколько сокращается. Так, со второй половины XX века длительность цикла сокращается в среднем до 40-45 лет, против 50- 55 лет в XIX веке.

Основой каждого кондратьевского цикла является объем новых базовых передовых технологии, который способен существенно изменить, преобразовать направление, масштабы и структуру потребительского и производственного спроса, структуру потребляемых конструкционных материалов или энергоносителей. Это становится ведущим фактором развития глобальной культуры человечества. По мере развития её нового цикла, последовательно наблюдаются следующие этапы: пионерный этап (первичное внедрение новых технологий, продуктов и услуг), этап экспансии (переход к массовому производству), этап насыщения и этап полного исчезновения дальнейших возможностей для расширения. На этом этапенасыщения нормы прибыли в реальном секторе финансовый фактор становится главным, начинает опускаться настолько низко, что денежные вложения в реальную экономику в большой степени становятся непривлекательными. Денежные

инвестиционные ресурсы перетекают в сферу товарных и, особенно,

финансовых спекуляций, где они начинают приносить несопоставимо

больший доход. Одновременно с этим развитие соответствующих рынков (финансовых, товарных, недвижимости) начинает обретать характер строительства финансовых пирамид. Острый финансовый кризис заканчивает повышательную фазу цикла, за которой начинаются спад.

Закономерность, проявляющаяся в рамках Кондратьевских

«больших волн», - это цикличность либерализации и «огосударствления» экономической жизни, то есть смена господствующей модели управления экономикой и многими социально-культурными процессами. Период острого и затяжного кризиса в рамках понижательной фазы Кондратьевского цикла объективно потребовал изменения всей системы организации управления в экономике.

Периоду подъема (в восходящей фазе цикла), закономерно характерна большая свобода предпринимательства, снятие многих ограничений на межотраслевые и трансграничные перетоки капитала, большая гибкость рынков труда.Либерализация экономики и управленческих процессов в мире становится в рамках повышательной волны важным фактором освоения инноваций, структурной перестройки мировой экономики, и наступления эры экономической экспансии. Процесс обесценения капитала на понижательной волне четвертого К- цикла привел к концентрации капитала в руках, сформировавшихся к тому времени транснациональных корпораций, которые стали искать возможности преодоления кризисных явлений понижательной волны в переводе не только производственных мощностей, но и продуктов массовой культуры в развивающиеся страны.

Транснациональные корпорации стали преодолевать границы и

Рис.77. Глобализация культуры.
государственного регулирования. Для быстрейшего преодоления кризисных явлений понижательной волны ТНК потребовали снять все ограничения, сдерживавшие свободное перемещение капитала по всему миру. С середины 1980-х годов начала свое шествие по миру неолиберальная революция, осуществившая глобализацию мировой экономики на базе сформировавшегося нового – пятого – технологического уклада, который двадцать с лишним лет продолжал развивать мировую экономику по повышательной волне. Об этом стали активно говорить после так называемого «азиатского» (а в действительности – мирового) кризиса (1997-1998 годов и экономического кризиса) в США 2001 года. И в полном соответствии с теорией Н.Д. Кондратьева, капитал потек туда, где он мог без больших усилий получать высокую прибыль, то есть из производственной сферы - в спекулятивные операции на фондовом, сырьевом и ипотечном рынках.

Таким образом, рассматривая волновые («маятниковые») концепции, сравнивая их основания, можно их подразделить на гендерные (И.Я. Баховен, Л. Фробениус, А. Чучин-Русов), мировоззренческие, развивающиеся по способу постижения мира (П. Сорокин), и теорию волновых циклов

Н.Д. Кондратьев, развивающихся на базе смены производительных сил и технологических укладов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.