Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы менеджмента






Принципы управления организацией определяют тре­бования к системе, структуре и организации процесса управ­ления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, ко­торыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти пра­вила определяют «линию» поведения менеджера.

Таким образом, принципы, управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленче­ских функций. Это своего рода правила осуществления управленческой деятельности. В основе принципов управ­ления лежат объективные законы и закономерности функ­ционирования человеческих отношений в процессе совме­стного труда.

Существует несколько подходов к классификации прин­ципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге «Принципы управле­ния: анализ управленческих функций» (шестое1 издание в 1981 г. было переведено на русский язык под Названием «Управление: системный и ситуационный анализ управ­ленческих функций»). Авторы рассматривают десять прин­ципов планирования, пятнадцать — организации, десять — мотивации и четырнадцать — контроля.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производи­тельности». Однако один из основоположников научной организации труда, создатель теории администрирования А. Файоль высказал мысль о том, что количество принци­пов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управ­ления, во всяком случае на то время, пока практика под­тверждает его эффективность.

В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно разбить на две группы — общие и частные. Общие принципы присущи любому объекту управления. К ним относятся принципы применимости, системности, многофункциональ­ности, интеграции» ориентации на ценности, оперативно­сти управления, объективности.


Принцип применимости — менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

Принцип системности — менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаи­мозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

Принцип многофункциональности — менеджмент ох­ватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

Принцип интеграции — внутри системы различные спо­собы отношений и взгляды сотрудников должны интегри­роваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

Принцип ориентации на ценности — менеджмент вклю­чен в общественный окружающий мир с определенными - представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Принцип оперативности управления — Система управ­ления должна быть способна быстро включаться в решение поставленных задач, легко переходить от выполнения од­ного вида работ к другому, эффективно действовать в изме­няющихся условиях.

Принцип объективности подразумевает, что действие менеджера не зависит от воли и желания субъекта и объек­та управления; строгое соответствие выводов и оценок объ­ективной реальности; беспристрастность менеджера.

В отечественной теории управления частные принципы управления народный хозяйством были сформулированы еще В.И. Лениным. Многие из них не потеряли значения и в наши дни, а в рыночной экономике их значимость неиз­меримо возросла.

Основным частным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и де­централизации в управлении. Проблема сочетания цен­трализации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномо­чий при принятии управленческих решений.

Принципы сочетания централизации и децентрализа­ции предполагают необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретно­го уровня управления пользуется правом единоличного ре­шения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полно­мочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллектив­ного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единона­чалием и коллегиальностью составляет одну из важней­ших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предпола­гает научное предвидение, планирование социально-эконо­мических преобразований организации. Основное содер­жание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе при­менения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управлен­ческих решений, но и глубокое изучение практического опы­та, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием (в виде текущих и пер­спективных планов) пронизаны все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и со­циальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответст­венности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность

за выполнение возложенных на него задач.

/

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих эко­номических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего за­конодательства. Свобода хозяйственной деятельности пред­ставляется как профессиональная свобода, свобода кон­куренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключает­ся в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управля­ются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уров­ня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерыв­но поступает в управляющую систему, которая имеет воз­можность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее ме­неджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менедж­мента является демократизация управления — участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы та­кого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих ре­шений и т.п.

Согласно принципу государственной законности сис­темы менеджмента организационно-правовая форма фир­мы должна отвечать требованиям государственного (феде­рального, национального) законодательства.

Принцип органической целостности объекта и субъек­та управления предполагает управление как процесс воз­
действия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имею­щую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

Принцип устойчивости и мобильности системы управ­ления предполагает, что при изменении внешней и внутрен­ней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость опреде­ляется прежде всего качеством стратегических планов и опе­ративностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента прежде всего к изменениям во внешней среде.

Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учиты­вать изменения и требования потребителей продукции и услуг.

Вопросы и задания для повторения

1. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

2. Какова роль планирования в управлении?

3. Опишите принципы и технику планирования.

4. В чем отличие функции организации от функции планиро­вания?

5. Назовите и охарактеризуйте принципы, которыми руко­водствуются в процессе выполнения функции организации.

6. Дайте определение и опишите суть мотивации как функ­ции управления.

7. В чем разница между содержательными и процессу альны- ми теориями мотивации?

8. В чем суть теории ожидания и теории справедливости?

9. Назовите особенности (преимущества и недостатки по срав­нению с другими теориями мотивации) модели Портера—Лоулера.

10. Какова роль контроля в управлении?

11. Какие виды контроля вы знаете? Опишите их.

12. Дайте определение и характеристику принципам управ­ления.

13. Попытайтесь проанализировать и понять весомость функ­ций управления: планирования и организации. Выясните роль каждой из них в вашей организации. •

я

14. Обдумайте, какую роль в мотивации играют содержатель­ные и процессуальные теории. Предложите варианты использо­вания их в практике управления вашей организацией.


15. Попробуйте применить теорию ожидания и теорию спра­ведливости в своей организации. Обсудите полученные результаты.

16. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клел- ланда и Герцберга. Выявите принципиальные различия. Выберите из вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в ней будут работать различные теории мотивации.

17. Разработайте схему реализаций процесса контроля в ва­шей организации. Найдите и опишите ситуацию, в которой кон­троль воздействовал бы на людей отрицательно.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.