Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования учащихся






 

Таблица 1 Результаты, полученные по тесту-опроснику на выявление мотивации учащихся (М.В. Матюхина)

  Группа 1 Группа 2
число ответов % к итогу число ответов % к итогу
внутренние мотивы   59.2   66.7
внешние положительные мотивы   29.6    
внешние отрицательные мотивы   11.1   7.3
итoго   100.0   100.0

 

В исследуемых группах внутренние мотивы преобладают над внешними (60% и 67% против 30% и 26%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных существенно отличается от положительных (11% и 7.3% против 30% и 26%).

 

Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся. Суммарные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Анализ доминирования мотивов учащихся

  Группа 1 Группа 2
число ответов % к итогу число ответов % к итогу
внутренние мотивы   66.7   66.7
внешние положительные мотивы   11.1   11.1
внешние отрицательные мотивы   11.1    
не доминирует   11.1   22.2
итoго   100.0   100.0

 

Среди учащихся исследуемой группы наибольшую долю имеет группа учащихся, доминирующими мотивами у которых являются внутренние мотивы (66.7% в обеих группах). Итак, в исследуемой группе нами зафиксированы внешние проявления мотивации учения 5 (25%). У детей преобладает внутренняя мотивация к учению, причем положительные мотивы сильнее сильнее отрицательных.(«Я учусь потому, что хочу больше знать», «…чтобы хорошо работать»,. Что касается доминирования мотивов, то в исследуемых группах 11.1% и 22.2 % учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. Для сознания подростков наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний. Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения [5]. Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для подростка как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а подросток живет по преимуществу сегодняшним днем. В связи с той значимостью, которую подростки придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач [6].

Результаты оценки уровня мотивации к учебной деятельности представлены в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Уровень мотивации к учебной деятельности по анкете для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  Группа 1 Группа 2
число ответов % к итогу число ответов % к итогу
первый уровень (высокая мотивация)   22.2   22.2
второй уровень (хорошая мотивация)       22.2
третий уровень (низкая мотивация, отношение к учёбе хорошее)   77.8    
четвертый уровень (низкая мотивация)       55.6
итого   100.0   100.0

 

В первой группе испытуемых мотивация к учебной деятельности находится на низком уровне. Детей привлекает общение с друзьями, учителем, обладание школьными принадлежностями (77.8% против 22.2%).

Во второй группе мотивация у половины детей также низкая, при том что отношение к учебе отрицательное. У второй половины группы мотивация к учению высокая (44.4% против 55.6%).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.