Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические аспекты исследования мотивации учебной






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Кафедра общей психологии

 

 

Курсовая работа

Тема: «МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Направление подготовки Психолого-педагогическое образование

 

Профиль

 

 

Выполнила студентка группы 4451 _____________________А.В. Иванова

 

Научный руководитель

кандидат психологических наук,

доцент ______________________Е.В. Евтешина

 

 

Рязань, 2016

Содержание

 

Введение..................................................................................................................................... 3

 

1. Теоретические аспекты исследования мотивации учебной деятельности 6

 

1.1 Проблема мотивации учебной деятельности в отечественной литературе.6

 

1.2 Мотивация учебной деятельности младших школьников………………..10

1.3 Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты……………………………………………………………………….13

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации и внеурочной

 

учебной деятельности........................................................................................................ 18

 

2.1 Описание выборки и методов исследования................................................... 18

 

2.2 Результаты исследования учащихся................................................................... 22

 

2.3 Анализ результатов исследования...................................................................... 26

 

Заключение............................................................................................................................ 27

 

Список литературы............................................................................................................ 28

 

Приложения........................................................................................................................... 31

 

 

Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.

 

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

 

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.

 

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по-прежнему остается актуальной.

Исследование мотивации учения важно еще и потому, что она выступает одним из важнейших направлений обшей психологической проблемы мотивации деятельности, которая пронизывает все стороны и аспекты поведения и деятельности человека, играет решающую роль в их организации.

 

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех или неуспех в обучении. Несмотря на многообразие этих свойств, необходимо выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Поэтому целью исследования является: исследовать и сравнить уровень и характер мотивации в двух выборках испытуемых.

Объект исследования: учебная деятельность учащихся начальнойшколы.

Предмет исследования: уровень и характер мотивов учения в группах с различной внеучебной занятостью.

Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:

• Проанализировать современное состояние проблемы мотивации учебной деятельности школьников на основе отечественных исследований.

• Подобрать диагностический комплекс для исследования мотивов учебной деятельности учащихся начальной школы.

• Выявить ведущие мотивы учения учащихся с различной внеучебной занятостью.

• Изучить различия в уровне и характере мотивов к учению в группах детей с различной внеучебной занятостью.

 

Гипотезы исследования: предполагается, что:

• младшие школьники, занятые учебной деятельностью во внеурочное время, имеют более высокую мотивацию к учению;

• их мотивы являются внутренними или внешними положительными.

• дети, не занятые учебной деятельностью во внеурочное время, имеют более низкую мотивацию к учению. Их мотивы являются внешними.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

• положения теории учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин);

• основные общепсихологические подходы к исследованию мотивации личности и разработанные на их основе психологические теории мотивации (М. Аптер, В.Г.Асеев, В.А. Бодров, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Вилюнас, В.А.Иванников, Е.П.Ильин, Д.А.Леонтьев, Й. Лингарт, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу);

• ведущие методолого-теоретические подходы к исследованию мотивации учения (Л.И. Божович, Дж. Брунер, А.А.Вербицкий, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, В.Г.Леонтьев, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, К. М. Обуховский, Л.М.Фридман).

 

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование.

В качестве диагностических методик использовались:

• Тест-опросник на выявление мотивации учащихся М.В. Матюхиной

• Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

 

Теоретические аспекты исследования мотивации учебной

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.