Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние монотонии и психического пресыщения в труде




Монотонными принято называть однообразные по содержанию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельности особое функциональное состояние монотонии. Данное состояние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня. Выделяют сенсорную и моторную монотонии. Сенсорная монотония как состояние субъекта труда возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений. Моторная монотония встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций. Монотонность труда легкой степени отмечается при длительности операций 31 — 100 секунд; тяжелые формы моторной монотонии возможны при длительности повторяющихся операций 5 — 9 или 1—4 секунды (Количественная оценка..., 1977).

Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920-е гг. (Карстен А., 2001). Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размещение наперстков в отверстия специального планшета и т. п. задания. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание до тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось прекратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за особенностями динамики поведения, фиксировал высказывания испытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В опытах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять зада-


ние. Как известно, К.Левин выделял биологически важные потребности личности и квазипотребности как потребности иску- ственные, порожденные социальной жизнью. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квазипотребности. Обнаружились типичные для большинства испытуемых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и переход его в пресыщение данным видом занятия. Занятие воспринималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах его действш Большинство испытуемых варьировали способ выполнения задания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, например, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В последнем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффективные негативные эмоции предшествовали окончанию работы.



А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процессе выполнения экспериментального задания не была главной при- чиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариации их действий (по отношению к заданному образцу). Все деле было именно в снижении актуальной потребности выполнять эк- спериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на- сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продол- жения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевы- ми усилиями, или переосмыслением задания, изменением струк- туры выполняемого действия.

В исследовании участвовали несколько безработных, которым платили за их труд. В отличие от основной группы испытуемых безработные выполняли экспериментальные задания без признаков насыщения и пресыщения квазипотребности.

Экспериментальное задание моделировало виды реальной производственной работы, представлявшей собой выполнение повторяющихся однообразных, простых по исполнению операций, которые приводили к получению полуфабриката, часто неизвестного назначения. По причине непосредственного интереса к содержанию и результатам труда у работника (испытуемого) не могло быть. Такая работа воспринималась им как бесконечный, не продвигающийся к концу бессмысленный процесс, имеющий внешний опосредованный смысл — заработную плату. Таким образом, эксперимент моделировал психологическую природу развития отчуждения субъекта труда от выполняемой деятельности и ее продукта, позволял понять истоки негативных проявлений психического состояния монотонии.



В динамике продуктивности при таких видах труда может отсутствовать период высокой устойчивой продуктивности, чаще обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплес-


ки волевых усилий, необходимые работнику для «самоподстеги-нания». Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, различие заключается в том, что при монотонии исполнитель отдает себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его деятельности нужен и оплачивается организатором компании, поэтому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате). Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведомо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполнение задания не оплачивается, квазипотребность, питающая побудительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Таким образом, различие между психическим пресыщением в эксперименте и состоянием монотонии в труде состоит в понимании испытуемым контекста, в который включена деятельность, в статусе продукта выполняемой деятельности (искусственная, игровая цель или продукт труда, возможно, непонятный, но нужный для организации и оплачиваемый).

Адекватная объяснительная модель позволила психологам наметить пути преодоления монотонности труда в промышленности, систематизированные В. Г.Асеевым, изучавшим труд щипаль-щиц слюды (Асеев В.Г., 1974). В табл. 26 представлены основные способы оптимизации функционального состояния работников, участвующих в производстве продукции крупными сериями. Очевидно, что автоматические линии и робототехнические комплексы еще не скоро заменят ручной труд на сборке автомашин, в швейном деле и во многих других отраслях промышленности. Поэтому опыт, накопленный психологами, физиологами, экономистами, эргономистами в оптимизации такого вида труда, полезно учитывать и внедрять, ибо он способствует повышению работоспособности персонала, помогает снизить неблагоприятные функциональные состояния в работе, повышает производительность и качество труда.

Монотонный труд может сопровождаться не только снижением уровня активации, сонливостью, апатией. Встречаются виды труда, требующие выполнения однообразных действий в высоком темпе. Нагрузка на одни и те же группы мышц при этом может привести к профессиональным заболеваниям, при которых страдают нервно-мышечный аппарат, связки. Примером может быть «писчий спазм» — функциональное нарушение движений мелкой моторики рук у людей, которым приходится много писать в быстром темпе. Такие трудовые задачи можно рассматривать как требующие не усложнения, а напротив, облегчения (Мойкин Ю. В. и др., 1987).


ю

Ь-Ю


Таблица 26. Пути преодоления монотонности труда в промышленности

 

Объект воздействия Способ воздействия Механизм воздействия
1. Оптимизация производственных технологий, средств труда Автоматизация производственного процесса, использование автоматов, ро-бототехнических комплексов вместо ручного труда. Эргономическая оптимизация используемого оборудования, машин, рабочих мест Передача эргатических функций при производстве продукта крупными сериями от человека — машинам. Избавление человека от рутинных повторяющихся операций, человек становится не оператором-придатком машины, а оператором-технологом, наладчиком автоматической линии.
2. Оптимизация проектирования видов работы и форм организации труда с учетом требований психологии и психофизиологии труда Конвейерно-поточная организация труда. Введение оптимальных режимов труда и отдыха. Ротация на конвейере, чередование операций. Выбор форм материального и морального стимулирования труда. Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда. Воздействие цвета в производственном интерьере. Проектирование укрупненных операций, обогащение содержания труда. Снижение производственного утомления, создание условий для работы «навыком» вместо использования форм развернутого сознательного контроля. Смена видов трудовой нагрузки в течение смены. Оптимизация трудовых мотивов. Создание рабочего настроения, забота о безопасности работников, управление состоянием их внимания и бдительности. Усложнение трудовых задач, предполагающее повышение квалификации работников, рост их самоуважения, появление интереса к содержанию труда, своим достижениям (но в пределах посильных нагрузок).

 


 

 


 


to 4^

OJ


 

  Обеспечение структурной целостности и завершенности трудового задания. Информирование работников о продукте труда, его назначении, повышение осмысленности содержания труда. Обеспечение обратной связи о результатах труда. Бригадный труд вместо индивидуально-поточного. Снижение нагрузки на эмоционально-волевую сферу. Возможность общения работников в процессе труда.
3. Коррекция возникших неблагоприятных функциональных состояний работников Производственная гимнастика, активный отдых. Создание способов отреагирования негативных эмоций. Функциональная музыка. Библиотерапия и другие формы культурного досуга. Сон, пассивный отдых. Температурные воздействия. Массаж, физиотерапия. Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Методы нервно-мышечной релаксации. Самогипноз и внушение. Индивидуально-ориентированное обучение оптимальным стилям саморегуляции состояния. Использование средств саморегуляции в управлении функциональным состоянием работников. Повышение общего уровня активации при афферентных воздействиях (холод, вкусовые воздействия и пр.). Устранение явлений местного утомления и мышечной усталости. Изменение структуры трудовых действий при включении монотонных операций как дополнительных в другие по смыслу действия при самовнушении.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал