Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Архитектура и искусство






Цели урока

обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных достижений в архитектуре и искусстве Беларуси второй половины XVII – первой половины XVIII в.;

развивающая: продолжить развитие умений анализировать явления культуры, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;

воспитательная: через знакомство с выдающимися произведениями белорусского искусства способствовать воспитанию патриотических чувств и эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа

Тип урока – комбинированный.

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (2 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Учащимся задается ряд вопросов: 1.Раскройте содержание понятий и конкретизируйте их примерами: барокко в литературе, летопись, хроника, диариуш, религиозная полемика, атеизм. 2. На каких языках создавались литературные произведения того времени и почему? 3. Охарактеризуйте историко-документальную литературу. 4. Какой вклад в развитие восточнославянской культуры внес С. Полоцкий? Выделите основные направления его культурно-просветительской деятельности. 5. Сравните взгляды на религию религиозных полемистов К. Лыщинского, А. Фредры, А. Олизаровского на политический строй РП. Ученики отвечают на вопросы учителя
3.Переход к изучению нового материала (3 мин.) Вспомните, какие черты были характерны для западноевропейской и византийской культур в начале Нового времени? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4.Изучение нового материала (20 мин.) Сегодня тема нашего урока следующая «Архитектура и искусство» Учитель предлагает классу разделиться на три группы с условными названиями «Архитекторы», «Художники», «Музыканты», которым предлагаются вопросы и задания. Для группы «Архитекторы» 1.Какой архитектурный стиль был распространен во второй половине XVII – начале XVIII вв.? Охарактеризуйте виленское барокко И покажите, в чем состояло его своеобразие. Сравните барокко с архитектурным стилем, распространенным в XVI в. 2.Перечислите наиболее известные архитектурные памятники данной эпохи. Используя материалы учебного пособия и иллюстративный материал, опишите один из них. Класс делится на три группы. Первая группа учеников самостоятельно работает с первым пунктом § 21 стр. 119
  Для группы «Художники» 1.Приведите примеры проникновения стиля барокко в изобразительное искусство. Используйте при ответе иллюстративные средства. 2.Что такое сарматский портрет? Почему он приобрел особую популярность и стал особенностью шляхетской культуры? 3.Назовите отличительные особенности и выдающиеся произведения белорусской иконописной школы. Вторая группа учеников самостоятельно работает со вторым пунктом § 21 стр. 121-122
  Для группы «Музыканты» 1.Охарактеризуйте и сравните церковную и костельную музыку. При ответе используйте понятия: одноголосое пение, знаменный распев, «Полоцкая тетрадь», капелла. 2.Какие театры существовали во второй половине XVII- начале XVIII вв.? Какие виды театральных постановок в них осуществлялись? Третья группа учеников самостоятельно работает с третьим пунктом § 21 стр. 122-124
5.Закрепление изученного материала (7 мин.) Группа «Архитекторы» Охарактеризуйте развитие архитектуры в XVII- первой половине XVIII вв. Группа «Художники» Охарактеризуйте развитие изобразительного искусства в XVII- первой половине XVIII вв. Группа «Музыканты» Охарактеризуйте развитие театрального искусства в XVII- первой половине XVIII вв. Ученики отвечают на вопросы учителя.
6. Дом. задание (3 мин.) Запись на доске: § 21, ответы на вопросы устно на с. 124 Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

 

Проведение классного часа в 9 «Б» классе на тему: «Памятник вечной любви»

09.03.2016

Проведение зачетного урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории

Тема. Русская культура XVI–XVIII вв.

Цели урока

® образовательная:

дать учащимся представление о развитии русской культуры в XVI–VIII вв. на примере выдающихся произведений живописи, литературы, музыкального искусства, памятников архитектуры показать ее уникальность и своеобразие;

® воспитательная:

содействовать формированию эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к произведениям культуры;

® развивающая:

способствовать развитию фантазии, творчества, умения анализировать произведения искусства.

Тип урока: комбинированный

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010; компьютерная презентация; мел; доска.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (2 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Проверка д/з проходит в письменной форме (тест): 1.Время правления Екатерины II: а) 1760-1762, б) 1762-1794, в) 1762-1796 2.Годы крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева: а) 1773-1775, б) 1772-1776, в) 1775-1776 3.Поводом к восстанию крестьян под предводительством Е. Пугачева были: а) вера в спасшегося императора Петра III, который лучше царствующей императрицы, б) запрещение свободной ловли рыбы, в) запрещение добычи соли, г) ущемление прав яицких казаков, д) запрещение приобретать землю и работать на ней 4.Дворянству предоставлялись невиданные привилегии: а) Манифестом о вольности дворянства, б) Уложенной комиссией, в) Прелестными письмами, г) Соборным уложением, д) Жалованной грамотой дворянству 5.Две основные задачи, которые решало правительство Екатерины II во внешней политике: а) получение выхода к Черному морю, б) утверждение господства на восточнославянских землях РП, в) борьба с революционной Францией. 6.После смерти Петра I, который не оставил наследников и завещания, решающее влияние на смену правителей оказывала…. 7.Период с 1725 по 1762 г. получил в истории России название…. Примерные ответы учащихся: 1. в 2. а 3. б, в 4. а, д 5. а, б 6. гвардия 7. «Эпоха дворцовых переворотов»
3. Переход к изучению нового материала (3 мин.) Образование единого Российского государства оказало огромное влияние на развитие культуры. Рост величия и могущества государства отразился в произведениях зодчества, живописи и литературы. Поэтому, тема нашего урока сегодня следующая: «Русская культура XVI-XVIII вв.». Ученики внимательно слушают учителя и записывают тему урока «Русская культура XVI-XVIII вв.» в тетрадь.    
4.Изучение нового материала (22 мин.) Развитие культуры России XVI в., как и во все времена, была не только обусловлена социальным, экономическим, и политическим развитием общества, но само являлось важнейшей составной частью исторического развития в целом. Культура, не обособленная грань об- щественной жизни, а одно из её прояв- лений, теснейшим образом связанных со всеми другими. Уровень и характер раз- вития культуры зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, так и в определённой степени от предыдущих традиций и накопления культурного наследия. Книгопечатание. Около 1553 г. - первая типография в России, но имена печатников не известны. 1563 - 1564 гг. - дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе напечатали первую книгу с выходными данными (" Апостол"). К концу XVI в. типографии работали не только на Никольской улице (ныне 25-Октября), но и в Александровской слободе. Но печатная книга не вытеснила рукописную, так как печатали в основном богослужебные книги. В 1754 г. И. Федоров напечатал в городе Львове первую русскую «Азбуку». В архитектуре XVI в. начал формироваться новый стиль – шатровый (каменные церкви строились с деревянным верхом в виде шатра). Высшим достижением русского зодчества этого периода является храм В. Блаженного. Над собором возвышается огромный центральный шатер, объединяющий 8 красочных глав. В конце XVI в. творил зодчий Ф. Конь. Он возвел кольцо укреплений вокруг Москвы, построил мощный кремль в Смоленске. В XVI в. все еще преобладает деревянное строительство. В это время в живописи продолжалась традиция А. Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Лучшие его росписи сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае. Вторая половина XVI в. - появление портретизма и изображений, с чертой реального сходства. Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
  XVII в. характеризуется ростом грамотности среди различных слоев населения. Поэтому с 40-х гг. появляются средние школы. В 1687 г. в Москве открылось первое ВУЗ – Славяно-греко-латинская академия, которая была создана для подготовки высшего духовенства и государственных чиновников. Литература переходит от религиозной тематике к светской. Большую популярность приобретает бытовая повесть, в которой описывалась бытовая жизнь. Основные герои купцы и небогатые дворяне, отличающиеся авантюрным складом характера. Также развивается сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче». В ней зло высмеивались «большой боярин и воевода» Осетр, дворянин Лещ и богач Сом. В XVII в. достигла расцвета деревянная архитектура, отличалась богатой декоративной отделкой фасада «дивное узорочье» (дворец царя А. Михайловича в с. Коломенском). Церковная архитектура отличалась пышным украшательством: белый резной камень на фоне гладких кирпичных стен, цветные изразцы, фигурный кирпич, многоцветные узоры и красная краска (Казанский храм на Красной площади, Спасская церковь в селе Уборы под Москвой.) Русские мастера стали писать иконы, передавая черты человеческого лица с учетом его анатомического строения, используя светотень. (С. Ушаков, иконы «Спас Нерукотворный», «Троица»). Новым явлением в русском искусстве стали портреты или парсуны царей А. Михайловича, Ф. Алексеевича, Петра I и т.д. Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
  XVIII в. В 1724 г. в Санкт-Петербурге была основана Академия наук. С Академией Наук связана жизнь великого русского ученого М.В. Ломоносова. При его участии был основан Московский университет, который и сейчас является главным центром подготовки ученых и преподавателей в России. Русская литература и искусство XVIII в. характеризовалось необыкновенным интересом к личности человека (Г.Р. Державин «Будь на троне человек!»). В русской литературе XVIII в. утверждался классицизм. Возникает светская поэзия (А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). В конце столетия появляется новое направление – сентиментализм, где особый акцент делают на чувственность (Н. Карамзин «Бедная Лиза» 1792 г.). А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) выступил за уничтожение крепостного права. Основоположником классицизма в архитектуре был В.И. Баженов. В середине XVIII в. в Россию пришел пышный, величавый стиль барокко (В.В. Растрелли). Пример: здания АН, Академии художеств, Малый Эрмитаж, Таврический дворец. Небывалый подъем в XVIII в. переживала русская портретная живопись (картины А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого). Среди живописных полотен этого периода – портреты Екатерины II с императорскими знаками власти. Таким образом, культурное развитие России в XVIII в. заложило фундамент, на котором выросла великая культура XIX в. Заполнение учащимися сравнительной таблицы изменений, происшедших в русской культуре с XVI по XVIII вв.
5.Закрепление изученного материала (5 мин.) Ученикам будет предложено ответить на вопрос: Какие изменения в русской культуре произошли в XVI-XVIII вв.? Учащиеся анализируют данные таблицы, используя п.1-3 § 26 стр. 154-160 учебника, данные компьютерной презентации
6.Домашнее задание (3 мин.) Запись на доске: § 26, повторить §§ 21-25, подготовиться к уроку обобщения. Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

 

Вопросы для сравнения XVI в. XVII в. XVIII в.
Грамотность, образование 1550 г. – в Москве была основана первая типография (И. Федоров) Открытие Славяно-греко-латинской академии Основание Московского университета (1755)
Литература Религиозная 1564 г. «Апостол». (И. Федоров, П. Мстиславец) Распространение сатирических произведений («Повесть о Ерше Ершовиче»), бытовая повесть, светский х-р лит-ры, господство классицизма. Развитие сатирического жанра (Д. Фонвизин). Сентиментализм (Н.М. Карамзин) «Бедная Лиза» (1792)  
Архитектура Шатровый стиль – каменные церкви строились с деревянных верхом в виде шатра (Х. В. Блаженного), мощный кремль в Смоленске (Ф. Конь) Барокко «дивное узорочье» - декоративные украшения в русской архитектуре (дворец царя А. Михайловича в с. Коломенском) Классицизм (В. Баженов), барокко (В. Растрелли). Малый Эрмитаж, Таврический дворец, здания АН и Академии Художеств.
Живопись Религиозная иконопись (А. Рублев, Дионисий, П. Чирин) Развитие портретной живописи – парсуны (портреты царей А. Михайловича, Ф. Алексеевича, Петра I.) Зарождение жанровой живописи (А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий). Портреты представителей российской культуры

Проведение информационного часа в 9 «Б» на тему: «О самых дорогих с любовью»

10.03.2016

Присутствовал на уроке обществоведения в 9 «Б» классе с целью выяснения межличностных отношений в классе. Консультация с учителем-методистом по поводу проведения дальнейших уроков по истории. Провел анализ урока учителя-методиста.

Учитель: Телюк Ольга Геннадьевна

Тема урока: «Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX в.»

Место урока в изучении новой темы: 3 урок в теме «Российское государство. Славянские страны.»

Цель урока: изучение и усвоение приёмов педагогического мастерства учителя- методиста.

Тип урока, его основные этапы: комбинированный тип, в его структуре выделяются: организационный момент, проверка домашнего задания, переход к изучению нового, изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.

Объём домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации: объём домашнего задания доступен и реален для 9 класса.Домашнее задание было объявлено в начале урока, был задан § 18, а также учитель обратил внимание учащихся на стр. 104 учебного пособия, где находился материал для повторения.

Методика проверки знаний и умений учащихся: опрос домашнего задания был организован в форме фронтального опроса, целью опроса являлась проверка знаний.

Содержание и методика изучения нового материала: ученикам было предложено изучить самостоятельно материал, используя материал учебника: текст параграфа, дополнительные материалы, карты. Было проведено обсуждение занесённых в таблицу данных, сделан вывод. Ученикам был предложен ряд вопросов на сравнение.

Оптимальность выбора методов обучения: такая методика преподавания истории полностью оправдывает себя в условиях школы, с ее требованиями к развитию познавательных умений учащихся.

Реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности: на уроке были реализованы принципы научности, последовательности, доступности и посильности в изучении нового материала, также был учтён принцип активности учащихся.

Содержание и методика закрепления изученного материала: закрепление изученного материала был представлен в виде «вопрос – ответ».

Методические проблемы: отсутствовали.

Рациональность использования времени урока: время использовано рационально, затронуты все элементы урока.

Вывод: учителю-методисту удалось полностью реализовать пункты плана урока. Эффективности учебного процесса способствовал устойчивый контакт между учащимися и учителем-методистом.

 

 

11.03.2016

Проведение урока по всемирной истории в 9 «Б» классе на тему: «Наука и культура во второй половине XIX в.».

Присутствовал на зачетном уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Древнегреческое искусство». Цель: познакомиться с организацией самостоятельной работы с учебником. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:

· Проверка домашнего задания была организована в форме фронтального опроса.

· Ученикам задавались вопросы и ученики самостоятельно искали на них ответы в учебнике.

· На уроке были использованы иллюстрации памятников культуры.

· Домашнее задание было дифференцированным, было прокомментировано.

· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

14.03.2016

Проведение зачетного урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.