Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятница






1. География

2. Русский язык

3. Физика

4. Биология

5. Всемирная история

6. Иностранный язык

 

Список учеников 9 «Б» класса

1. Артамоненко Максим – санитарно-гигиенический сектор

2. Белова Ксения – командир класса

3. Глушнев Дмитрий – цветовод

4. Гусев Николай – культурно-массовый сектор

5. Дорофеев Евгений – спортивный сектор

6. Жигарев Даниил – информационный сектор

7. Жинь Анастасия – цветовод

8. Клинов Артем – цветовод

9. Козловский Иван - информационный сектор

10. Крицкий Сергей – спортивный сектор

11. Крот Юлия - библиотекарь

12. Мисурагина Анастасия – староста

13. Михайленко Алексей – санитарно-гигиенический сектор

14. Парфенов Артур – информационный сектор

15. Рожков Никита – редколлегия

16. Сидорова Анна – культурно-массовый сектор

17. Стебетов Александр – цветовод

18. Сулейманов Равшан – учебный сектор

19. Турбанов Илья – спортивный сектор

20. Шакаль Вячеслав – культурно-массовый сектор

21. Шипуло Олег – санитарно-гигиенический сектор

22. Шишко Анастасия – заместитель старосты

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока Дата Тема урока, план изучения нового материала Понятия Материал учебного пособия
         
1. 15.02 Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв. 1.Упадок городов 2.Города в первой половине XVIII в. 3.Торговля в первой половине XVIII в. 4.Возникновение мануфактур Ярмарка, мануфактура § 18
2. 17.02 Начало правления Романовых 1.Избрание царем Михаила Федоровича Романова. 2.Царь Алексей Михайлович. Боярская дума. Земские соборы. 3.Усиление крепостничества 4.Восстание Степана Разина 5.Новые черты в экономике Династия Романовых, самодержавие, Соборное уложение, восстание Степана Разина § 23
3. 22.02 Образование и наука 1.Образование 2.Виленская академия 3.Наука Коллегиум, Виленская академия, пиары § 19
4. 24.02 Эпоха Петра Великого 1.Предпосылки реформ 2.Начало правления Петра I 3.Петровские реформы 4.Военные реформы 5.Северная война 6. Новая столица 7.Цена реформ Сенад, Синод, коллегии, «Табель о рангах», регулярная армия, рекрутский набор, Северная война, Ништадский мир, Российская империя § 24
5. 29.02 Литература и общественно-политическая мысль 1.Литература 2.Симеон Полоцкий 3.Общественно-политическая мысль Религиозная полемика, атеист, диариуш, латиноязычная поэзия § 20  
6. 02.03 Правление Екатерины II 1.Дворцовые перевороты в России и приход к власти Екатерины II 2.Манифест о вольности дворянства 3.Укрепление феодального землевладения 4.Восстание под руководством Е. Пугачева 5.Внешняя политика Екатерины II 6.Политика «просвещенного абсолютизма» Дворцовые перевороты, Манифест о вольности дворянства, Жалованная грамота дворянству, восстание под руководством Пугачева, Русско-турецкие войны § 25
7. 05.03 Архитектура и искусство 1.Архитектура 2.Изобразительное искусство 3.Музыка и театр Виленское барокко, сарматский портрет, ратуша, интермедия, батлейка, знаменный распев. § 21
8. 09.03 Русская культура XVI-XVIII вв. 1.Культура XVI в.: книгопечатание, зодчество, живопись 2.Культура XVII в.: образование, литература, архитектура, живопись 3.Культура XVIII в.: просвещение и наука, литература и искусство Иконопись, Славяно-греко-латинская академия, русское барокко, парсуна § 26
9. 14.03 Урок обобщения и контроля знаний учащихся по теме «Беларусь во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.».    
10. 16.03 Урок обобщения и контроля знаний учащихся по теме «Россия».    

ХОД ПРАКТИКИ:

08.02.2016

Участие в установочной конференции по педагогической практике под руководством Глазыриной Т.Н.

Посещение ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка». Знакомство с администрацией школы, закрепление за учителем-методистом Телюк О.Г. и распределение в 8 «А» класс, закрепление за классным руководительством Мацкевич Т.В. и распределение в 9 «Б» класс. Знакомство с учащимися. Ознакомление с расписанием звонков и уроков в закреплённом классе.

Администрация ГУО «Средняя школа № 1 г. Полоцка»:

Директор: Матус В.П.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Пашкова Т.В.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Завадская М.И.

Заместитель директора по воспитательной работе: Дадеко Т.Е.

Учителя-методисты ГУО«Средняя школа № 1 г. Полоцка»:

Буленкова Е.А.

Телюк О.Г.

09.02.2016

Присутствовал на уроке по русской литературе у 9 «Б» с целью ознакомления с классом, а также определения их уровней знания и активности.

10.02.2016

Присутствовал на уроке учителя-методиста, который проводился в классе, закрепленным за мной на время прохождения практики (8 «А»), с целью ознакомления с методами, приемами обучения.

Присутствовал на уроке в 9 «А» по истории Беларуси у студента-практиканта Ястремского П.Г. по теме «Формирование политических партий и движений». Цель: познакомиться с методикой проведения комбинированного урока. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:

· Проверка домашнего задания была организована в форме фронтального опроса.

· При изложении нового материала применялся объяснительно-иллюстративный метод, работа со всем классом с целью развития умений логически мыслить.

· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.

· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.

11.02.2016

Присутствовал на уроке математики у 9 «Б» класса, с целью ознакомления с составом класса.

12.02.2016

Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.

Присутствовал на уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Возникновение греческих полисов». Цель: познакомиться с организацией работы с учебником на уроке. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:

· Проверка домашнего задания была организована форме устного опроса.

· При изложении нового материала применялся проектный метод.

· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.

· Домашнее задание было дифференцированным.

· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.

15.02.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси

 

Тема: Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII в.

Цели урока:

® обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных черт развития городов во второй половине XVII – первой половине XVIII в.

(упадок городской жизни во время военного лихолетья и ее постепенное обновление; развитие торговли; появление мануфактурного производства);

® развивающая: продолжить развитие умений характеризовать исторические явления, сравнивать

исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, обобщать

исторические факты и формулировать на их основе выводы;

® воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к труду как основному средству создания материальных благ.

Учитель: Поляков В.О.

Тип урока – комбинированный.

Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010.

Ход урока:

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (2 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Проверочная работа по вариантам: Вариант 1 1.Перечислите основные формы антифеодальной борьбы. 2. Укажите хронологические рамки восстания на Каменщине. 3. Основной причиной восстания на Каменщине является…. 4. Перечислите итоги восстания на Каменщине. Выберите правильный ответ: Кто такой Михаил Казимир Радзивилл? а) руководитель Кричевского восстания, б) гетман ВКЛ, в) владелец Кричевского староства.   Вариант 2 1. Перечислите основные формы антифеодальной борьбы. 2. Укажите хронологические рамки Кричевского восстания. 3. Основными причинами Кричевского восстания являются…. 4. Перечислите итоги Кричевского восстания. 5. Выберите правильный ответ: Кто такой Иероним Радзивилл? а) гетман ВКЛ, б) руководитель Кричевского восстания, в) владелец Кричевского староства.   Предполагаемые ответы учащихся: Вариант 1 1.Вооруженные выступления крестьян против феодалов, жалобы, побеги, отказ от выполнения повинностей, поджоги и вырубка лесов. 2.1754-1756 гг. 3. Причиной восстания стал непосильный гнет, который терпели крестьяне от местной администрации. 4.Улучшение положения крестьян, ослабление повинностей. 5.б Вариант 2 2. 1740-1744 гг. 3. Жалование королем РП Кричевского староства магнатам Радзивиллам; сдача Радзивиллами Кричевского староства в аренду; стремление арендаторов за короткое время заработать много денег, заставляя крестьян больше работать, а также отбирая у крестьян их запасы. 4.Ослабление феодального гнета в старостве, снятие ряда ограничений на крестьянскую торговлю. 5.в
3.Переход к изучению нового материала (3 мин.) Вспомните, когда в Западной Европе начинает формироваться капитализм? Назовите его основные черты. Ученики отвечают на вопросы учителя.
4.Изучение нового материала (20 мин.) Сегодня тема нашего урока следующая «Города Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.» 1.Упадок городов Военные события середины и второй половины XVII в. привели к разорению большинства белорусских городов и местечек. В период казацко-крестьянской войны пострадало очень много городов Брест, Пинск, Туров, и др. Особенно сильным разрушениям подверглись города на востоке белорусских земель. Могилев потерял 1790 городских дворов, Полоцк — 1398. Сильно пострадали города на юге Беларуси. После захвата российской армией Бреста в январе 1660 г. «город был полностью разрушен и сожжен. Количество дворов в Пинске, Турове, Кобрине, Пружанах уменьшилось более чем наполовину. Упадок городов проявился в резком сокращении количества их жителей, нищете мещан. Например, в Шклове в середине XVTI в. насчитывалось 288 ремесленников 47 профессий, а в 1661 г. осталось только 120 ремесленников 18 профессий. В Копыси за это же время количество ремесленных профессий сократилось с 37 до 10, в Клецке — с 41 до 25. Пожары, военные грабежи и голод сопровождались эпидемиями, природными катаклизмами. В связи с тяжелым состоянием городов, сейм Речи Посполитой в 1760-е гг. освободил 22 города от выплаты налогов в государственную казну на четыре года. Ученики внимательно слушают учителя.
  2. Города в первой половине XVIII в. Северная война 1700—1721 гг. привела к разрушению городов и уничтожению населения. Шведы сожгли Мир и Кореличи, разграбили Гродно, Слоним, Клецк, Пинск и др. В 1708 г. особенно пострадала территория Восточной Беларуси. В сентябре по приказу Петра I российские войска сожгли Мстиславль, Оршу, Дубровно, Витебск, Могилев. Значительно были разрушены Кричев и Шклов. Продолжительные боевые действия между российскими и шведскими войсками, а также голод и эпидемии привели к значительным потерям среди мирного населения и запустению целых регионов Беларуси. В инвентаре 1712 г. Брестской и Кобринской экономии отмечалось: «Города Брест, Кобрин, Городец полностью разрушены, дома сожжены, люди вымерли, остальные разошлись». Эпидемия чумы, разразившаяся в начале XVIII в., стала причиной значительного уменьшения числа населения на Гродненщине. С восстановлением деревни постепенно, но очень медленно возрождались белорусские города. Но вернуть былую красоту ряду городов так и не удалось. В королевской грамоте 1744 г. отмечалось: «Разрушение Минска из-за вражеских нашествий, грабежей, проходов и постоев войск... неоднократные пожары, эпидемии, голод и другие беды... довели этот город до полного упадка». Мусор с улиц здесь не убирался. Улицы практически не мостились. Рыночная площадь зарастала бурьяном. Ночью город не освещался. Быстрее всего поднимались из руин Могилев, Несвиж, Новогрудок. Ученики внимательно слушают учителя.
  3.Учащиеся самостоятельно читают п. 3 учебника с. 104. Учащимся задается проблемный вопрос «Что препятствовало, а что способствовало стабильности в хозяйстве на белорусских землях?»   Ученики записывают в тетрадь что ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока. Стабильности в хозяйстве способствовала заграничная торговля, а препятствие оказывала нестабильная денежная система.
  4. Учащиеся вспоминают определение мануфактуры из курса всемирной истории. Вспоминают отличительные черты от ремесленной мастерской? В случае затруднений используется схема «Эволюция товарного производства» на с. 105. После этого в ходе объяснения учителя или на основе самостоятельной работы с учебником по п. 4 с. 104 организовывается заполнение таблицы «Первые мануфактуры на территории Беларуси»:
Название и владелец мануфактуры Время основания Что производили мастера Особенности производства
1. гуты (Анна Радзивилл) 1-ая треть 18 в. стекло Для организации приглашались иностр. мастера
2.Налибокская мануфактура с 1717 г. Зеркала, люстры, посуду и т.д. Варили редкое рубиновое стекло, окрашивали его золотом.
3.Уречская, (Т.Шербер) 1737 г. зеркала Внедрение технологии произ-ва фран., богем., и англ. зеркал
4.Суконная (М.К. Радзивилл) 1752 г. Шерстяные ткани Раб. день длился 15 часов.
5. Персиарня (М.К. Радзивилл) Нач. 1760 гг. Слуцкие пояса, ковры, и др. Использов. нац. орнамент.

 

Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике. 1. Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками. 2. Мануфактура – более масштабное предприятие, предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская. 3. Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской.  
5.Закрепление изученного материала (7 мин.) Ученики должны будут раскрыть содержание следующих понятий: местечко, ярмарка, мануфактура, гута, персиарня, конкретизировать понятия примерами. Ученики отвечают: Местечко – небольшой населенный пункт городского типа. Ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока. Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике. Гута – это предприятия по изготовлению стекла. Персиарня – слуцкая мануфактура шелковых поясов.
6. Дом. задание (3 мин.) Запись на доске: § 18, ответы на вопросы устно на с. 107-108, дописать таблицу. Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание.

16.02.2016

Консультация с классным руководителем по поводу проведения классных и информационных часов. Присутствовал на уроке русского языка в 9 «Б» классе, с целью наблюдения за учащимися и дальнейшего выполнения заданий по педагогике и психологии.

17.02.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории

 

Тема: Начало правления Романовых

Цели урока:

® образовательная:

охарактеризовать политическое устройство и социально-экономическое развитие России XVII в., правление Алексея Михайловича, его внутреннюю и внешнюю политику; оценить

процессы усиления крепостничества; раскрыть причины, ход, характер, итоги и значение восстания под предводительством Степана Разина;

® воспитательная:

способствовать воспитанию уважения к великим деятелям российской и всемирной истории, понимания роли личности в истории, прививать интерес к истории;

® развивающая:

способствовать развитию умения анализировать исторические процессы, оценивать роль личности в истории, проводить сравнение и обобщение.

Учитель: Поляков В.О.

Тип урока – комбинированный урок.

Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (3 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (7 мин.) Учащимся задаются следующие вопросы: 1.Что такое смутное время, каковы его причины и хронологические рамки. 2. Охарактеризовать 1 и 2 этапы Смутного времени. 3. Охарактеризовать 3 и 4 этапы Смутного времени. Два ученика вызываются к доске для выступления с сообщениями про Б. Годунова и В. Шуйского Учащиеся отвечают на вопросы, а также два ученика выступают с сообщениями.  
3.Переход к изучению нового материала (3 мин.) Вспомните и назовите формы капиталистического производства, существовавшие в Европе в XVII в. Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4. Изучение нового материала (22 мин.) Тема урока: «Начало правления Романовых» В 1613 г. на престол был избран М.Ф. Романов, выходец из известного боярского рода, внук И. Грозного. С приходом Романовых начинается эпоха расцвета Российского государства. Основные направления политики: курс на примирение в стране, разоренной в Смутное время, преодоление хозяйственного разорения, восстановление государственности, упорядочение системы управления – введение воеводского правления на местах. Итоги правления: Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тому времени контрибуцию в 20000 рублей. Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но зато польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от притязаний на русский престол. Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. Для определения размера налогов по всей стране была произведена точная опись всех поместных земель. Был учрежден особый «приказ» (канцелярия) для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей».Присоединение к России земель по Яику, Прибайкалья, Якутии, выход к Тихому океану. Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского. Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Скончался 13 (23) июля 1645 год от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. По мнению лекарей, лечивших Московского государя, болезнь его произошла от «многого сиденья», от холодного питья и меланхолии. Ученики записывают тему урока в тетрадь и внимательно слушают учителя, записывают основные даты темы. 1613 г. - на престол был избран М.Ф. Романов. 1617 г. – Столбовский мир (заключение «вечного мира» со Швецией). 1618 г.- «Деулинское перемирие» (Россия уступала смоленские, черниговские, и новгород-северские земли.) 1634 г. – Поляновский мир (Вечный мир с РП). 1631-1634 гг. – реорганизация армии.
  Алексе́ й Миха́ йлович (19 (29) марта 1629 — 29 января (8 февраля) 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Основные направления деятельности: окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в 1648 году не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам. Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 года), Хлебный (не позже 1663 года), Рейтарский (с 1651 года). В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: указом от 30 апреля 1653 года запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 года (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года. Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников, указом от 19 июня 1667 года велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке; В области законодательства: составлено и издано Соборное уложение (печаталось в 1-й раз 7—20 мая 1649 года) по которому оформлялось крепостное право, отменялся срок сыска беглых. Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав 1649 года, также Россия объединилась с Украиной в 1654 году. 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался от сердечного приступа на 47 году жизни. Ученики внимательно слушают учителя, записывают основные даты темы. 1645 г. – на престол был избран Алексей Михайлович. 1649 г. – Соборное уложение (оформлялось крепостное право, отменялся срок сыска беглых крестьян.) 30.04.1653 г. - запрещено было взимать мелкие таможенные пошлины и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях. 1654 г. – объединение России и Украины. 1656 г. – выпуск медных денег.  
  Ученики должны самостоятельно ознакомиться с п. 4 на с. 139 «Восстание под предводительством С. Разина». Перед учащимися ставится ряд вопросов: 1.Дата восстания, 2. Причины, 3. Участники восстания, 4. Цели восставших 5. Итоги восстания Ученики самостоятельно изучают п. 4 на с.139. Предполагаемые ответы учеников: 1.1670-1671 гг. 2. Окончательное закрепощение крестьянства; рост налогов и повинностей социальных низов; стремление власти ограничить казачью вольницу; скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону. 3.Казаки, крестьяне, работные люди. 4. «Прелестные письма»: избавиться от бояр, обещание поддержки всем угнетенным. 5. Масштабы расправы над восставшими были огромны, в одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек.Всего было убито и замучено 100 тысяч восставших. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права
  Ученики самостоятельно изучают п. 5 с. 139-140. Перед учащимися ставятся следующие вопросы: 1.Какая форма производства приходит на смену ремесленным мастерским? 2.Кто выступал в качестве владельцев мануфактур? 3.Перечислите знаменитые и наиболее крупные мануфактуры. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Мануфактура. 2.Гос-во, иностранные и отечественные купцы, крупные феодалы и царский двор. 3.Металлургические заводы на Урале, кожевенные (Ярославль, Нижний Новгород), солеваренные (Прикамье, Новая Русса.)
5. Закрепление изученного материала (7 мин.) 1. Перечислите основные направления внутренней и внешней политики, а также итоги правления М. Романова. 2. Охарактеризуйте правления А.М. Романова. 3.Как назывался свод законов, принятый в 1649 г., в чем его суть? Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
6.Домашнее задание (3 мин.) Запись на доске: § 23, ответить на вопросы на с. 140 Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.

18.02.2016

Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.

Присутствовал на уроке информатики у девочек 9 «Б» класса, с целью определения уровня заинтересованности информационными технологиями.

19.02.2016

Присутствовал на уроке в 5 «В» по всемирной истории у студентки-практикантки Страшинской Я.Е. по теме «Древняя Спарта». Цель: познакомиться с использованием наглядности на уроке. При наблюдении за ходом урока можно выделить следующие моменты:

· Проверка домашнего задания была организована в письменной форме.

· При изложении нового материала применялся модульный метод.

· На уроке была использованы различные иллюстрации по теме.

· Сообщение домашнего задания было прокомментировано.

· В целом цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.

22.02.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси

Тема: Образование и наука

Цели урока

® обучающая: создать условия для усвоения учащимися знаний о развитии образования и науки на белорусских землях во второй половине XVII — первой половине XVIII в.;

® развивающая: содействовать развитию умений анализировать исторические события, явления, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;

® воспитательная: способствовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа.

Тип урока – комбинированный.

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (3 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Учащимся задаются следующие вопросы: 1. Ярмарка – это…. 2. Мануфактура – это…. 3. Персиарня – это…. 4. Гуты – это…. 5. Перечислите основные различия мануфактуры от ремесленной мастерской. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Ярмарка – это форма проведения торговли в виде периодических съездов торговцев в определенном месте на протяжении определенного срока. 2. Мануфактура – это предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленнической технике. 3.Персиарня – это Слуцкая мануфактура шелковых поясов. 4.Гуты – это предприятия по изготовлению стекла. 4. 5.Мануфактура – более масштабное предприятие, предлагала потребителю менее качественный товар, чем ремесленная мастерская. 5. Производительность мануфактуры существенно превышала производительность ремесленной мастерской. 6. Мануфактура, как и ремесленная мастерская, предполагала использование ручного труда, но уже с разделением его по этапам между работниками.
3.Переход к изучению нового материала (2 мин.) Вспомните, почему в Западной Европе с конца XVII в. начала формироваться новая культурно-историческая эпоха Просвещение? Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
4. Изучение нового материала (22 мин.) Тема урока: «Образование и наука» Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи. В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Любче, действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье, основанная магнатом Яном Кишкой. Также в Витебске, Глубоком, Заславле и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому воспитанию. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Открытый в 1803 г. Виленский университет стал образовательным центром на землях Беларуси, Литвы и частично Украины. Университет имел 4 факультета: моральных и политических наук, медицинский, физико-математический, литературы и вольных искусств, а также главную семинарию (на правах богословского факультета). Университет быстро развивался, при нем вскоре были открыты 3 института (ветеринарный, агрономический, медицинский), филологическая семинария, художественная школа, оборудована обсерватория, создан богатый ботанический сад. Большими полномочиями обладал Совет университета: он имел право избирать профессоров, деканов, ректоров, имел свой суд, цензуру, издательство. Данный вуз развивался как классический университет, в нем преобладало изучение и исследование теоретических дисциплин, осуществлялся поиск новых ценностей, новых форм философского восприятия мира в сочетании с критическим осмыслением основных достижений прошлого опыта. Одновременно решались и профессионально-прикладные задачи. Развитие университета и образования в Виленском округе в значительной мере было обязано активной позиции попечителя округа — князя А. Чарторийского. В самом округе с участием университета были внесены изменения в структуру школьного дела, она была упорядочена и упрощена, школы более равномерно размещены на территории Беларуси. В 1832 г. университет был закрыт по политическим мотивам. Его деятельность возобновилась только в 1940 г. За годы советской власти университет превратился в значительный образовательный, научный и культурный центр Литвы. На 8 факультетах обучается около 12 тыс. студентов, университет имеет ботанический сад, богатую научную библиотеку, содержащую древние рукописи и печатные работы. Ученики записывают тему урока в тетрадь и внимательно слушают учителя. Учащиеся записывают в тетрадь: Пиары – монахи католического монашеского ордена, целью которых было воспитание и обучение молодежи посредством создания широкой сети коллегиумов. «Тривиум» - это цикл грамматики, риторики, диалектики. «Квадриум» - это цикл арифметики, геометрии, астрономии и музыки. 1579 г. – основание Виленского университета.
  Учащиеся по материалу параграфа составляют таблицу:
Фамилия и имя ученого Достижения
М. Смиглецкий фил. трактат «Логика»
О.Крюгер Восстановил Несвижский замок после пожара.
В. Коялович Курс истории ВКЛ.
Я. Дубович книга «Календарь правдивый церкви Христовой»
К. Семенович «Великое искусство артиллерии» монументальная работа
Т. Маковский Карта ВКЛ.
Ю. Нароньский Книга с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».
И. Капиевич Работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.

 

Ученики, используя текст параграфа заполняют таблицу.
5. Закрепление изученного материала (5 мин.) Учащиеся отвечают на следующие вопросы: 1.Докажите, что образование находилось под контролем церкви. 2.Определите роль Виленской академии в развитии белорусских земель. 3.Дайте историческую оценку научным достижениям ученых данного времени. Учащиеся отвечают на вопросы.
6.Домашнее задание (3 мин.) Запись на доске: § 19, ответить на вопросы на с. 113 Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.

23.02.2016

По производственной необходимости заменял урок черчения в 9 «В», а также изобразительное искусство в 5 «А» и 5 «Б» классах.

Проведение в 9 «Б» классного часа на тему: «День защитника отечества: из истории праздника»

24.02.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории

Тема: Эпоха Петра Великого

Цели урока:

® образовательная: раскрыть уникальность эпохи Петра Великого в истории России;

охарактеризовать личность Петра, его реформы; дать общую оценку правлению Петра I;

® воспитательная: способствовать воспитанию уважения к великим деятелям отечественной и зарубежной истории, понимания роли личности в истории;

® развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной оценки роли личности в историческом процессе, формированию навыков анализа переломных эпох в

отечественной и мировой истории.

Тип урока – комбинированный урок.

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.С. Кошелев, Н.В. Кошелева, С.Н. Темушев, Всемирная история нового времени XVI-XVIII вв., учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (3 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Учащимся задаются следующие вопросы: 1.Какая новая форма производства возникла в России в XVII в.? Чем она отличалась от западноевропейской. 2.В чем проявлялось усиление крепостничества в России в начале XVII в. 3.Сравните восстания И. Болотникова и С. Разина: даты и причины выступлений, цели восставших, состав участников, размах. 4.XVII в. вошел в русскую историю как «бунташный». Почему? Правильно ли такое определение? Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
3.Переход к изучению нового материала (2 мин.) Вспомните, каким было экономическое положение России и передовых стран Европы в XVII в.? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4. Изучение нового материала (22 мин.) Тема урока: «Эпоха Петра Великого» Пётр I Алексе́ евич, прозванный Вели́ кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Как представитель династии Романовых, Пётр был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году). Причины реформ Петра I: 1.Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы 2.Ослабление международного положения России. 3.Угроза потери независимости. Реформы: 1.Реформа государственного управления (1699-1721 гг.) – создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочий. 2.Областная (губернская) реформа (1708-1715) и (1719-1720 гг.). на первом этапе Петр I поделил Россию на 8 губерний. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дисткрикты, руководимые земскими комиссарами. Происходит централизация власти. 3.Судебная реформа (1697 г., 1719 г., 1722 г.) – были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерифты, нижние суды. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (суд присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности. 4.Военные реформы (с 1699 г.) – введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий. Создание военных учебных заведений, а также введение армейской дисциплины и воинских уставов. 5.Церковная реформа (1700-1701, 1721 гг.). Был фактически ликвидирован институт патриаршества. Петр I восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 г. принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру I, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора. 6. Финансовые реформы (почти все царствование Петра I) – введение множества налогов, монополизация продажи алкоголи, соли и др. Порча монеты, копейка – основная монета, переход к подушной подати. Основные итоги реформ: Становление абсолютной монархии в России, подчинение церкви государству, подавление личности государством, активное вмешательство государства в социально-экономические отношения, ускорение темпов социально-экономического и культурного развития, консервация феодально-крепостнических отношений, превращение России в империю с мощной армией и флотом, улучшение международного положения. Ученики записывают тему урока, а также суть реформ Петра I, внимательно слушают учителя.
5.Закрепление изученного материала (5 мин.) Ученикам ставится ряд вопросов: 1.Перечислите причины проведения Петровских реформ? 2.Перечислите основные реформы, которые проводил Петр I. 3.Как реформы повлияли на дальнейшее развитие России? 4.Выразите свое отношение к итогам деятельности Петра I. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
6.Домашнее задание (3 мин.) Запись на доске: § 24, вопросы на с. 146, подготовить сообщение «Правление Петра I». Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.

25.02.2016

По производственной необходимости заменял уроки белорусского языка, белорусской литературы, всемирной истории и математики в 6 «Б» классе.

26.02.2016

Провел анализ урока студентки-практикантки Парай Е.И.

Учитель: Парай Елена Ивановна.

Тема урока: «Формирование белорусской народности.»

Место урока в изучении новой темы: 11 урок в теме «Беларуские земли в конце XIV – середине XVI вв.»

Цель урока: дать характеристику проведения урока студентом-практикантом.

Тип урока, его основные этапы: комбинированный тип, в его структуре выделяются: организационный момент, проверка домашнего задания, переход к изучению нового, изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.

Методика проверки знаний и умений учащихся: проверка домашнего задания происходила в письменной форме.

Содержание и методика изучения нового материала: при изучении нового материала учитель активно использовал объяснительно-иллюстративный метод. На уроке были соблюдены также основные требования к современному уроку. Так, все данные, преподносимые учителем детям, полностью соответствовали исторической действительности и принятым в исторической науке принципам. При проведении урока студентом-практикантом были соблюдены принципы активности и сознательности усвоения учениками новых знаний.

Оптимальность выбора методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод для изучения нового материала был выбран с учётом возрастных особенностей, стремлением вовлечь в работу весь класс.

Реализация на уроке принципов научности, систематичности, последовательности, доступности и посильности, сознательности и активности: на уроке были реализованы принципы научности, последовательности, доступности и посильности в изучении нового материала, также был учтён принцип активности учащихся.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся, способность учителя задействовать в работе всех или большинство учеников: учитель активизировал познавательную активность учащихся с помощью вопросов на размышление и вопросов требовавших точных ответов.

Содержание и методика закрепления изученного материала: студентом-практикантом были заданы вопросы по материалу пройдённого параграфа. За небольшое время учащимся было предложено ответить на ряд несложных и конкретных вопросов. Им был сделан вывод относительно результативности роботы по новому параграфу.

Объём домашнего задания, инструкция по выполнению, наличие индивидуализации: все пункты домашнего задания студент-практикант прокомментировал детям для лучшего его выполнения.

Методические проблемы: отсутствовали.

Рациональность использования времени урока: время использовано рационально, затронуты все элементы урока.

Вывод: по результатам данного урока можно заключить следующее – студенту-практиканту удалось полностью реализовать пункты плана урока. Эффективности учебного процесса способствовал устойчивый контакт между учащимися и учителем.

 

29.02.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по истории Беларуси

 

Тема: Литература и общественно - политическая мысль

Цели урока:

® обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению основных достижений в литературе и общественно-политической мысли Беларуси второй половины XVII – первой половины XVIII в.;

® развивающая: продолжить развитие умений анализировать явления культуры, характеризовать деятельность исторических личностей, определять значение достижений культуры;

® воспитательная: через знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры способствовать воспитанию патриотических чувств и эстетической культуры учащихся, формированию уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию своего народа.

Тип урока: комбинированный.

Учитель: Поляков В.О.

Средства: В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. История Беларуси (вторая половина XVII- конец XVIII вв.), учебное пособие для 8 класса, 2010., мел, доска.

 

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент (2 мин.) Проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Проверка готовности к уроку.
2.Проверка д/з (10 мин.) Учащимся задаются следующие вопросы: 1.Пиары – это…. 2.«Тривиум» - это…. 3.«Квадриум» - это…. Три ученика вызываются к доске для выступления с сообщениями про И. Капиевича, Я. Дубовича, О. Крюгера Учащиеся отвечают на вопросы, три ученика выступают с сообщениями.
3.Переход к изучению нового материала (2 мин.) Вспомните, какой статус имел белорусский язык в РП с конца XVII в.? Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
4. Изучение нового материала (20 мин.) Тема нашего урока сегодня: «Литература и общественно-политическая мысль» XVII век – время, характеризующееся развитием научной, философской и общественной мысли на Беларуси. Широко развивалась в это время литература и общественно-политическая мысль. М. К. Сарбевский – теоретик барокко в лит-ре. Преподавал в Полоцком иезуитском коллегиуме риторику, поэтику и теорию литературы. При жизни поэта вышло пять изданий его стихотворений на латинском языке (поэтика Сарбевия). В которой обсуждаются основные жанры и роды поэзии – эпиграмма, элегия, лирика и эпос. Данила Наборовский (1573-1640 гг.) – поэт и врач. Его стихотворения характеризуются образностью, «игрой слов». Поэт высмеивает шляхту, иезуитов, духовенство. Ян Пашкевич (дата смерти 1635 – 1636 г.) Стихотворение «Польска квитнет латиною …» (1621 г.) – отмечается роль белорусского языка, гордился славой своего народа. Как свидетельствуют содержание, поэтическая форма и язык стихотворения, автор был человеком светским, высокообразованным, патриотически настроенным белорусским шляхтичем или мещанином. Произведение сохранилось в Слуцком списке Статута ВКЛ 1529. В нём содержится ещё 5 автографов поэта, а также записи других лиц, которые свидетельствуют, что в 1-й половине XVII в. рукопись находилась в Вильнюсе. Фома Иевлевич Культурный и религиозный деятель РП. Польский поэт, гуманист. Ректор Киевской братской школы. Среди произведений Евлевича — известная польскоязычная поэма «Лабиринт», отмечена ярко выраженной ренессансно-гуманистической направленностью, в частности в толковании исторического процесса как следствия разумной или неразумной деятельности определённого народа и его руководящей элиты, а не Божественным проведением. Историко-документальная литература Была представлена летописями и мемуарами. Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Мемуары – это записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Баркулабовская летопись – это белорусско-литовская летопись, составленная в конце XVI — начале XVII вв. Баркулабовская летопись охватывает события с 1563 до 1608 года. Главное место в нем занимают рассказы о деятельности казачества под руководством Северина Наливайко, отряды которого действовали на Украине и в Белоруссии. В частности о сожжении отрядами Наливайко Могилёва в 1595 году, массовых убийствах и ограблении местных жителей. В летописи отображена жизнь и быт русинов того времени, изложена история белорусских городов. Могилёвская хроника, Хроника Сурты́ -Трубни́ цких — городская хроника города Могилёва, создававшаяся на протяжении с XVII по XIX века и охватывающая период с 1526 по 1856 года. Является важным источником по истории социально-политической, экономической и культурной жизни Могилёва на протяжении нескольких столетий. Мемуары на территории Беларуси были представлены были представлены в основном дневниками (диариушами – это записи, сделанные определенным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Начало XVII в. – диариуш новогрудского шляхтича Ф. Евлашовского. «Диариуш» С. Маскевича – подробно раскрывается быт московских бояр, мастерство ремесленников, показаны некоторые черты жизни русского крестьянина и его отношению к войску РП. 1646 г. – полемически-публицистический «Диариуш» Афанасия Филипповича. С. Полоцкий (1629 – 1680 гг.) – один из первых русских поэтов. Он написал множество стихотворений, в которых воспевал разные события из царского семейства и придворных («Рифмологион»), а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в сборник «Вертоград многоцветный». Написал также две комедии для зарождавшегося театра «Комедия о Навуходоносоре царе» и «Комедия притчи о блудном сыне». Общественно-политическая мысль была представлена религиозной полемикой, затрагивала проблемы католической и православной церквей. Второе направление – государственно-правовая мысль. Появляются произведения, в которых восхваляется политический строй РП, основанный на широких правах шляхты. Представители общественно-политической мысли Анджей Фредра (1620-1679 гг.) – писал трактаты, в которых обосновывал верховенство права «либерум вето». Аарон Олизаровский (1634-1689 гг.) «О политической общности людей» (1651 г.). Выступал за уравнение прав крестьян с правами других сословий РП, осуждал крепостное право. Казимир Лыщинский (1634-1689) Покинув орден иезуитов, написал трактат, который назвал «О несуществовании Бога». Из достаточно объёмного сочинения (трактат состоял из 530 страниц в 15 тетрадях) сохранилось всего 5 фрагментов, обнаруженных только в 1957 году, смысл которых сводится к отрицанию существования Бога и обвинению клерикалов в «гашении света разума».   Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.     Запись в тетради: Диариуш – это записи, сделанные определенным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. (Диариуш С. Маскевича, Ф. Евлашовского)   Атеизм – это вера в несуществование Бога.   М. К. Сарбевский – теоретик барокко в лит-ре. Написал поэтику Сарбевия, которой обсуждаются основные жанры и роды поэзии – эпиграмма, элегия, лирика и эпос.   Данила Наборовский - поэт высмеивает шляхту, иезуитов, духовенство.   Ян Пашкевич «Польска квитнет латиною …» (1621 г.) – отмечается роль белорусского языка, гордился славой своего народа.   Фома Иевлевич «Лабиринт»   Баркулабовская летопись – это белорусско-литовская летопись, составленная в конце XVI — начале XVII вв. Баркулабовская летопись охватывает события с 1563 до 1608 года.   Хроника Сурты́ -Трубни́ цких — городская хроника города Могилёва, создававшаяся на протяжении с XVII по XIX века и охватывающая период с 1526 по 1856 года.   С. Полоцкий - воспевал разные события из царского семейства и придворных («Рифмологион»)   Общественно-политическая мысль была представлена религиозной полемикой, затрагивала проблемы католической и православной церквей. Второе направление – государственно-правовая мысль (А. Фредра, А. Олизаровский, К. Лыщинский).    
5.Закрепление изученного материала (7 мин.) Учащимся ставится ряд вопросов: 1.Какой стиль господствовал в литературе белорусских земель XVII – первой половине XVIII вв.? 2.Охарактеризуйте историко-документальную литературу. 3.Какой вклад в развитие белорусской литературы внес С. Полоцкий? 4.Охарактеризуйте взгляды К. Лыщинского? Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
6. Дом. задание (3 мин.) Запись на доске: § 20, ответы на вопросы устно на с. 118 в., подготовить сообщения (Я. Глаубитц, Сарматский портрет). Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание.

01.03.2016

Проведение классного часа в 9 «Б» на тему: «1 марта – День гражданской обороны».

Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.

02.03.2016

Проведение урока в закрепленном 8 «А» классе по всемирной истории






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.