Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и основные характеристики управленческих решений






 

Управление – целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности по достижению целей организа- ции. Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реали- зации управленческих воздействий на людей, активизирующих их работу в ор- ганизации. Основной формой такого воздействия является управленческое ре- шение, понимаемое в деловом и научном обиходе как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий.

Управленческое решение является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии ре- шений для достижения целей организации.

Управленческие решения также являются основным элементом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля, так как их осуществление также требует принятия решения.

Необходимость принятия решения вызвана тем, что предприятие под- вержено воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адапти- роваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому управленческое решение есть результат обработки менеджером обратной связи – информации о состоя- нии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объек- та управления от нормы (цели). Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (СЭС, М., 1980). Содержание цели зависит от реаль- ных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения.

В процессах управления отклонения фактического состояния от цели но- сят название проблем. Проблемы (греч.) – задача, в процессах управления – это противоречия цели и ситуации, разрешение которого определяет изменения си- туации в направлении принятой цели. Под ситуацией понимают состояние объекта управления относительно выработанной цели. (Ситуация (лат.) – поло- жение, сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обста- новку).

Исходными моментами управленческого процесса являются: целевая функция (цель) и отклонения (проблемы). Задачей управления является устра- нение этого отклонения через принятие управленческого решения, определяе- мого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, зада- чей управления является ликвидация противоречия, возникающего между фак- тическим состоянием и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления.

В современной среде с ее стремительными изменениями и сложностью принятие решений является одной из самых главных и наиболее трудных обя-


 

 

занностей менеджеров. Для того чтобы добиться повышения эффективности процесса принятия решений и их качества, менеджеры привлекают к участию в этом процессе других работников, обучаются на ошибках, а не ищут виновных, стремятся своевременно отказаться от ошибочных действий, пять раз подряд задают себе вопрос «почему?», используют коллективную интуицию и прово- цируют конструктивные конфликты.

Управленческие решения являются важнейшим элементом процесса управления фирмой, своеобразным центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого тру- да, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей фирмы, ее эффективное функционирование.

Г.А. Саймон (Herber A. Simon, 1960) в своей классической работе о науке принятия решений в менеджменте определяет управленческое решение как процесс, синонимичный самим процессам руководства. Когда в ходе выполне- ния своих обязанностей менеджеры принимают решения, то всегда присутству- ет ожидание успеха. Менеджеры всегда получают вознаграждение в той или иной форме за принятие эффективных решений, и их неизбежно критикуют или даже «наказывают» за допущенные ошибки. Неизбежным атрибутом эффек- тивного менеджмента являются достигнутые успехи в области принятия реше- ний. Они являются наиболее эффективным показателем управленческих навы- ков и умений. Они также являются наиболее существенным вкладом, который каждый менеджер может внести в профессиональную организацию.

Принимая во внимание столь большое значение управленческого реше- ния, было бы полезным разграничить решения, которые принимаются в органи- зациях от многочисленных других решений, которые могут приниматься кем угодно в неформальной обстановке. В организациях принимаются деловые ре- шения направленные на достижение целей организации. Деловые решения под- разделяются на экспертные и управленческие. Экспертные решения носят ре- комендательный характер и принимаются лицами (экспертами, аналитиками, консультантами), не имеющими линейных полномочий, связанных с управле- нием организацией. Управленческие решения принимаются линейными руково- дителями и направлены на достижение целей управления организацией.

Управленческие решения по формированию экономической политики ор- ганизации определяют программу деятельности персонала по выполнению сво- его предназначения (миссии), по реализации своих уникальных способностей (компетенций), по удовлетворению потребностей собственников и работников организации, а также потребителей. В силу многообразия целей, определяющих все основные элементы деятельности организации, их создающие управленче- ские решения должны быть рассмотрены с позиций их сущности, функций, этапов принятия, применяемых методов решения, влияющих факторов и иных характеристик. Однако в силу того, что понятие «решение» относится к типу междисциплинарных понятий необходимо обозначить те различия, которые не специфичны для управленческих решений.


 

 

Так, в психологии принятие решения рассматривается как этап важного акта, включающего такие психологические компоненты, как цели, оценки, мо- тивы, установки.

Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора це- ли и способа действий.

С позиций общей теории принятие решений управленческие решения – это выбор из множества наиболее предпочтительного варианта действий (аль- тернативы). Под решением же понимается: элемент множества возможных аль- тернатив; нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; регламентируемая последователь- ность действий для достижения поставленной цели; нечто, отражающее осуще- ствление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.); реакция на раздражитель.

Так, Харрисон (Harrision, 1999) управленческое решение определяет как

«момент в постоянно текущем процессе оценки различных возможностей для достижения определенной цели. При этом имеющиеся ожидания, касающиеся одного какого-либо конкретного образа действий, заставляют менеджера, при- нимающего решение, выбрать именно данный образ действий, который по его мнению, предоставляет ему наилучшие возможности для достижения цели».

«Решения – это основные операции, проходящие в организациях. Органи- зации, добивающиеся успеха, способны «перерешать» своих конкурентов в следующих трех аспектах: они принимают более правильные решения; они принимают решения быстрее; они более успешно реализуют принятые реше- ния» (McLaughlin, 1995). Таким образом, принятие решения является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организа- циях; этот вид деятельности лучше всего характеризует поведение и компетен- ции менеджеров и отличает менеджмент от другой социальной деятельности человека, т.к. принятие решений является основной заботой и обязанностью менеджеров.

Друкер (Drucker) отмечает, что принятие решений является только одной из многих обязанностей руководителя. Решение занимает лишь небольшую часть времени менеджера, однако принятие важных решений является конкрет- ной обязанностью именно руководителя. Только руководитель высшего уровня принимает важные стратегические решения.

«Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами акт принятия решений не имеет себе равных по своей значимо- сти, принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления взаи- моотношений людей, машин, материалов и технологий» (Cornell, 1988).

Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем об- стоятельством, что управленческие решения оказывают влияние на все функ- ции менеджмента в любой формальной организации; показатели работы ме- неджера также неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им реше- ний. Более того, управленческое поведение в своей основе может быть объясне-


 

 

но именно в контексте управленческого решения, т.к. подлинная сущность ме- неджмента проявляется в успехе принятых решений по прошествии определен- ного промежутка времени.

В современной экономической литературе понятие «решение» не одно- значно и рассматривается как процесс/деятельность, как акт выбора, как ре- зультат выбора и как детерминанта деятельности. Эти понятия вовсе не то- ждественны друг другу, хотя являются связанными. Решение как процесс пред- полагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, прини- мается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия реше- ний с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора – это воле- вой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мо- тивов поведения лица, принимающего решение. Решение как детерминанта деятельности это некий образ, форма решения, «духовный результат деятель- ности, как идеальный продукт. Решения-детерминанты не однородны, они представлены определенными видами: целями, нормами, оценками». Т.е. реше- ние – детерминанта это определение какой-либо основы, желаемого состояния, критерия управленческой деятельности и выбор в данном контексте отсутству- ет по определению.

Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной лич- ности, так и социальных групп. Однако, несмотря на универсальность решений, существуют отличия в решениях, принимаемых в частной жизни, и в процессе управления организацией. Применительно к процессу управления организацией можно отметить следующие принципиальные моменты.

Цели. Субъект управления (индивид или группа) принимает управленче- ское решение исходя, в первую очередь, из целей выживания, эффективной адаптации фирмы к условиям конкурентной среды, а не из своих потребностей.

Последствия. Решения руководителей могут существенно повлиять на судьбы многих людей, работников, могут серьезно отразиться на социально – экономической, экологической ситуации целых регионов.

Разделение труда. Формирование экономической политики в процессе управления организацией является функциональной обязанностью менеджеров, прочие исполнители реализуют уже принятые решения. В этом и проявляется разделение труда в организации. В частной жизни человека процесс принятия решения и его выполнения чаще всего воплощается в одном человеке.

Профессионализм. В частной жизни человек принимает решения в силу

«своего разумения». Эффективность управленческих решений по формиро- ванию экономической политики в первую очередь зависит от профессио- нальных знаний и навыков менеджеров, наделенных специальными полно- мочиями.

В научной литературе часто наряду с термином «управленческое реше- ние» применяют словосочетание «предпринимательское решение». Последнее является общим для решений, принимаемых управленческим персоналом лю- бого уровня фирмы, в области маркетинговой, инновационной, стратегической и иной производственной деятельности.


 

 

Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают различные аспекты и определяют его как:

продукт управленческого труда, организационная реакция на воз- никшую проблему;

выбор определенного курса действий из возможных вариантов; обдуманный вывод о необходимости осуществлять какие-то дейст- вия, прямо или косвенно связанные с достижением целей;

результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы;

общее имя для результатов управленческих функций.

Управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивида или группы), определяющий программу деятельности фирмы по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа ин- формации о ее состоянии.

Часто решением называют как акт выбора, так и результат выбора (ответ). Далее употребление термина «решение» понимается как результат выбора; акт выбора называют «принятием решения»; а процедуру выбора – «процедурой принятия решения».

В составе управленческого решения выделяют следующие аспекты (рис. 1.1): организационный, психологический, социальный, информационный, экономический, технологический, правовой.

Содержание управленческих решений выражается в следующем:

экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки.

организационная сущность УР – в том, что к этой работе привлека- ется персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструк- ции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, по- стоянно координировать их работу.

социальная сущность УР заложена в механизме управления персо- налом, который включает рычаги воздействия на человека для со- гласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относят- ся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР.

правовая сущность УР – точное соблюдение законодательных ак- тов РФ и ее международных обязательств, уставных и других доку- ментов самой компании.


 

 

технологическая сущность УР – возможность обеспечения персо- нала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.

 

 

 

Рис. 1.1. Содержание управленческих решений

 

К параметрам (аспектам) изучения управленческих решений относятся (рис. 1.2): их значимость, рациональность, стратегия, исход, неопределенность, организация и уровень принятия решений.

 

 

 

Рис. 1.2. Аспекты изучения управленческих решений

 

Значимость. Управленческие решения имеют исключительно важное значение для всей организации. Принятие таких решений является главным ас- пектом деятельности руководства. Основным критерием организационной эф- фективности и управленческого успеха является список успешных решений, которые были приняты ранее и которые способствуют росту и процветанию ор- ганизации (Harrison и Pelletier, 1998).

Рациональность. Управленческие решения в высшей степени рациональны; это выражается в том, что они всегда ориентированы на достижение долгосроч- ных целей организации. Другие типы решений не могут на это претендовать.

Стратегия всей организации неразрывно связана с управленческими ре- шениями. В стратегии определяется, как и когда нужно выполнить задачи орга- низации, при этом выполнение задач, естественно, осуществляется через управленческие решения. Следовательно, стратегия является неотъемлемой ча- стью управленческих решений.


 

 

Исход. Ожидаемый исход конкретного управленческого решения – это достижение цели, которая и привела в действие процесс принятия данного управленческого решения. Успешные исходы чаще достигаются в случае, когда речь идет о достижении удовлетворительных результатов, а не о максимизации какого-либо конкретного результата.

Исход управленческого решения – это те результаты, которых ожидает руководство при принятии решения. Исход является основным аспектом управ- ленческого решения просто потому, что в нем отражается превалирующее от- ношение менеджеров к проблеме, причем речь здесь идет о том отношении, ко- торое существовало на момент принятия решения (Harrison и Pelletier, 1997). Существующее отношение лиц, принимающих решение, предопределяет, по- пытаются ли они достичь максимально приемлемого исхода при данных усло- виях с сопутствующей им возможностью неудачи, или они просто попытаются достичь цели посредством использования «удовлетворительного» подхода, в рамках которого не может быть речи о максимизации успеха, но который га- рантирует более стабильный положительный результат. В любом случае ожи- дания менеджеров относительно исхода обязательно являются основным им- пульсом, предопределяющим выбор, и поэтому требуют особого внимания при анализе различных аспектов управленческого решения.

Неопределенность. Присутствие неопределенности, связанной с конкрет- ным исходом, является константой в процессе принятия решений. Неопреде- ленность никогда нельзя полностью вывести из управленческого решения. Од- нако степень неопределенности может быть уменьшена до приемлемых про- порций посредством использования различных теорий и концепций, касающих- ся процесса принятия решений.

Организация. Место принятия управленческих решений – формальные бизнес-организации. Управленческие решения принимаются профессиональ- ными менеджерами, которые стремятся выполнить задачи, стоящие перед орга- низацией. Эти цели являются основой для управленческого решения.

Для управленческого решения большое значение имеет организация, в которой оно принято. Именно в процессе выполнения целей организации и воз- никает потребность в принятии управленческих решений. Поэтому именно ор- ганизационные цели и могут служить основой для оценки успеха принятого решения. Управленческие решения и организации существуют в рамках взаи- мозависимых отношений.

При рассмотрении менеджера как лица, принимающего решения, в ос- новном ориентируются на поведенческие аспекты. Различные типы принимае- мых решений рассматриваются по-разному, им уделяется различное значение. То же самое можно сказать о различных психологических силах, заставляющих менеджера выбрать какой-либо определенный образ действия для достижения поставленной задачи. С поведенческой точки зрения часто рассматриваются склонность данного менеджера к принятию риска или к уклонению от риска, а также влияние подсознательного сознания на выбор среди имеющихся возмож- ностей. Хотя поведенческая точка зрения сама по себе довольно важна и вполне


 

 

оправдана, тем не менее она недостаточна для раскрытия полной сущности управленческого решения.

Менеджеры и организации представляют собой подсистему в рамках бо- лее крупной окружающей их системы, частью которой они и являются (Harrison, 1999). Внешней средой конкретной организации являются ее акцио- неры, которые прямо заинтересованы в результатах решений, принимаемых менеджерами. Корни управленческого решения уходят в окружающую среду, где в случае наличия необходимости и возможности формируется управленче- ская задача. Эта управленческая задача приводит в действие процесс принятия решений, который в случае удачи приводит к достижению поставленной задачи в заранее определенных временных и ценовых рамках. Успех или неуспех управленческого решения определяется его принятием или непринятием. То есть можно сказать, таким образом, что управленческое решение берет свое на- чало во внешней среде, которая также является основой для его конечной оцен- ки. Ясно, что в таком случае внешняя среда имеет наиважнейшее значение для оценки различных аспектов управленческого решения.

Управленческие решения делаются индивидуальными лицами, выпол- няющими функции менеджеров в формальных организациях. Принимая реше- ния от имени своей организации, менеджеры подвергаются влиянию тех же са- мых психологических сил, что оказывают влияния на лица, принимающие обычные, неуправленческие, решения. Менеджеры подвержены влиянию сле- дующих факторов: личность, стремление избежать риска, особенности процес- са восприятия, а также влияние подсознательной психики. При этом менеджеры являются носителями ценностей организации. Их личные ценности обычно подчиняются требованиям организации и выполняемым ими обязанностям. В случае возникновения конфликта между личными ценностями менеджера и требованиями организации менеджер будет (должен) руководствоваться инте- ресами организации. Менеджеры, принимающие решения, чаще всего руково- дствуются потребностями организации и ее акционеров, а не своими собствен- ными предпочтениями.

 

Основные свойства управленческого решения (рис. 1.3):

во-первых, управленческое решение всегда направлено на разрешение проблемы;

во-вторых, управленческое решение снимает или снижает напряженность в деятельности людей. Оно отвечает на вопрос: что делать?

в-третьих, управляющее решение обладает силой концентрации усилий на разрешение проблемы. Именно так оно воспринимается персоналом. Даже если оно направлено, скажем, на ликвидацию какого-либо подраз- деления или его разделение на несколько подразделений, оно требует концентрации усилий на этом действии. Решение – это квант усилий, ве- дущих к изменениям.

в-четвертых, управленческое решение является организационным фактором совместной деятельности, оно несет упорядочение и ответственность.


 

 

 

Рис. 1.3. Основные свойства управленческого решения

 

Основные требования к управленческим решениям (рис. 1.4):

Целенаправленность решения, соответствие его цели. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления. Цель отвечает на вопрос: почему принимается решение, каково его зна- чение в развитии организации, каким образом оно ведет к достижению цели? Цель, как уже указывалось ранее, систематизирует управленческие решения.

Адресность управленческого решения. Эта характеристика отвечает на вопрос: кому оно предназначено, кто, какие звенья в системе управления являются объектом воздействия, кто реализует решения и отвечает за его реализацию?

Организационная четкость решения. Решение несет в себе определенный организационный потенциал, иногда оно изменяет организацию деятель- ности. При этом не должно быть, а иногда такое бывает, элементов дезор- ганизации. Вспомним формулу: «Благими намерениями устлана дорога в ад». Не встречается ли эта формула в реализации некоторых управленче- ских решений?

Конкретность решения также является его характеристикой. Расплывча- тые, половинчатые решения, не отработанные по проблеме и ситуации, общие типа «усилить, умножить, обратить внимание» и т.д. не могут быть эффективными.

С в оевременность управленческого решения. Как правило, решения при- нимаются тогда, когда становятся ясными ситуация и проблема. Но про- цессы, в которых наблюдаются эти проблемы, могут стать необратимы- ми, если вовремя не принять соответствующее решение. Но что означает

«вовремя», чем определяется и измеряется своевременность? Зрелостью проблемы, наивысшей остротой ее проявления, возможностями ее реше- ния в данной ситуации. Все это можно установить в процессе анализа. Но своевременность решения – это не только решение на пике остроты про- блемы, на максимальном уровне риска необратимости. Своевременность отличается от преждевременности тем, что она учитывает не только со- стояние проблемы, но и условия, и возможности ее решения. Очевидно, существует диапазон успеха на траектории последствий различных видов управленческих решений, т.е. кластер своевременности управленческого решения.


 

 

 

Рис. 1.4. Основные требования к управленческим решениям

 

Полномочность управленческого решения отражает восприятие его орга- низацией (исполнителем, группой, социально-экономической системой и пр.) с позиций исполнительства, важности, ответственности. Ведь управ- ленческое решение принимает не только менеджер, его принимает также и персонал. И здесь важно, какие полномочия стоят за управленческим решением, насколько «сильны» эти полномочия. Конечно, решение мо- жет быть и неформального типа, но и оно должно быть полномочным, только здесь роль полномочий играет авторитет лидера, это своеобразное

«неформальное полномочие».

Исполнимость. Она означает наличие или предоставление необходимых ресурсов, учет ситуации или компетентных возможностей персонала. Практика показывает, что решения могут быть и неисполнимыми или мо- гут реализоваться лишь частично. В решениях находит свое отражение возможное или только желательное. Часто решения могут скрывать тай- ные намерения менеджера. Например, можно дать исполнителю заведомо невыполнимое задание (решение), чтобы проверить его отношение к делу или заручиться дополнительным «аргументом» его некомпетентности. Такой прием иногда используется.

Контролируемость решения. В каждом из решений должна быть заложена возможность контроля его исполнения. Она зависит от других характери- стик – конкретности, адресности и др., но при этом она может быть отдель-


 

 

ным предметом анализа и оценки. Бывают в практике такие решения, кото- рые трудно контролировать или которые и не предусматривают контроль.

Ресурсоемкость управленческого решения, трудно переоценить. Для раз- личных решений необходимы различные ресурсы (временные, информа- ционные, людские, экономические, технические и пр.) и в разном количе- стве и соотношении.

Функциональная определенность управленческого решения. Любое реше- ние реализуется в рамках определенных функций управления, поэтому можно назвать в качестве характеристики управленческого решения и какие функции оно охватывает, как «ложится» на функциональную структуру системы управления, несет ли в себе определенность относительно ответов на эти вопросы? Ведь не исключена возможность, что для реализации ре- шения нет в системе управления той или иной функции. Тогда возникают сложности методологического и организационного характера, так как управленческие решения являются основным элементом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и кон- троля, так как их осуществление также требует принятия решения.

Срок действия управленческого решения. При его разработке такой срок должен быть рассчитан. Его можно представить и в виде поэтапной реа- лизации решения, когда каждый этап предусматривает определенную продолжительность.

Система ответственности по управленческому решению. Вообще, су- ществует постоянная система распределения ответственности. Управлен- ческое решение может или вписываться в нее, или может потребовать не- которой ее корректировки или дополнения. Все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания. Эта характеристика также дает возможность оценивать решение.

Т ехнология разработки и практического осуществления управленческого решения. Это оценка того, как вписывается технологическая схема управленческого решения в общую технологию менеджмента и насколь- ко она рациональна по критериям последовательности операций, эконо- мии времени, использования методов, технических средств и т.д.

Аргументация управленческого решения. Она раскрывает необходи- мость, полезность решения, показывает его своевременность и особен- ность, а также способствует лучшему восприятию и осознанию решения персоналом. Она несет заряд активности персонала. Решение исполнять легче, если понятно, почему оно разработано, если ясен его смысл и на- значение.

Формулировка решения. Формулировка решения отражает энергию дея- тельности, подход к проблеме, отношение к персоналу. Ведь решение, это помимо всего прочего и психологический акт.

Основные свойств и основные требования, предъявляемые к принятию управленческих решений, необходимо учитывать при разработке и реализации управленческих решений.


 

 

1.2. Функции решения в методологии и организации процесса управления

 

Исходными моментами управленческого процесса являются: целевая функ- ция (цель) и отклонения (проблемы), а задачей управления является устранение этого отклонения через принятие управленческого решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управ- ления (ситуацией) и желаемым (целью). Другими словами, задачей управления является ликвидация противоречия, возникающего между фактическим состояни- ем и желаемым состоянием, описываемым целью объекта управления.

Необходимость управления вызвана тем, что организация подвержена воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому управление есть процесс обработки менеджером информации о состоянии объекта управления, поступившей по об- ратной связи и представленной в виде отклонений параметров объекта управ- ления от нормы (цели).

Эволюция механизма управления проходила от низшего к высшему (рис. 1.5). На предварительном этапе развития появился механизм, использую- щий физическое взаимодействие объектов и элементарные формы отражения (рис. 1.5, а).

 

г)

 

Рис. 1.5. Эволюция механизма управления

 

Затем на первом этапе (рис. 1.5, б) появляется простейший замкнутый контур управления с обратной связью (как положительной, так и отрицатель- ной) на уровне обычного регулирования, который реагирует лишь на текущие воздействия. Основной целью такого механизма управления является самосо- хранение (стабилизация).

Второй этап (рис. 1.5, в) промежуточный: извне задается (корректирует- ся) сама программа управления при этом должно обеспечиваться сохранение устойчивости объекта управления.

Третий этап (рис. 1.5, г) описывает дальнейшее развитие механизма управления, используемого в самоорганизующихся системах. Этот этап харак- теризуется наличием второго контура обратной связи и устройств памяти. Кон- тур II осуществляет отбор и накопление информации из контура I. Эта инфор-


 

 

мация обрабатывается и накапливается, затем преобразуется в определенные структуры, которые совершенствуют уровень организации, повышают ее ак- тивность и живучесть.

Воздействия внешней среды вызывают отклонение одного из параметров управляемого объекта от нормы. Возникает информация, формируется контур обратной связи, что в конечном итоге и создает функциональные подсистемы.

“…Понятие «отклонение» (проблема) является универсальным элементом взаимодействия, присущим любым системам. Без отклонения (проблемы) нет информации и процесса управления, нет развития. Любого типа упорядочен- ность возникает в результате какого-то воздействия окружающей среды на сис- тему, которая, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, накапливает по- лезную для себя информацию, повышает уровень своей организации.

Для более полного изучения диалектики процессов управления и разви- тия необходимо рассмотреть понятия симметрии и асимметрии, которые тесно связаны с такими важными для нас характеристиками системы, как устойчи- вость и изменчивость, организация и дезорганизация, порядок и беспорядок.

Рассматривая первый контур обратной связи, мы видим, что он, выполняя функцию простого регулирования, симметричен как по своей структуре, так и по функциональному назначению, и удовлетворяет всем важнейшим признакам категории симметрии (порядок, однородность, соразмерность, пропорциональ- ность и т.д.). Он обеспечивает «движение» без выраженного «развития», на- правленное лишь на сохранение жизненных функций. Например, производство давно известного изделия, его тиражирование без усовершенствования.

Второй контур обратной связи, напротив, является асимметричным, «не- однородным» элементом. Здесь происходят новые формообразования, повыша- ется уровень организации известных структур, обеспечивается направленность развития, движение «вверх».

Рассмотрение взаимодействия симметричного и асимметричного элемен- тов еще полнее раскрывает системообразующую роль феномена управления, который включает в себя информацию, ее накопление и целенаправленную деятельность и раскрывается в таких парных категориях, как устойчивость – изменчивость, функция – структура, движение – развитие, которые соответст- вуют первому и второму контурам обратной связи системы управления”.

Управление описывается взаимосвязью «цель – решение», которая не яв- ляется однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной и той же це- ли. Особенно это справедливо для иерархического представления целей (дерева целей). На самом высоком уровне находятся цели, носящие директивный ха- рактер (стратегические цели), которые отражают стратегию управления пред- приятием. Ниже находятся тактические цели, которые вырабатываются ме- неджерами (ЛПР). Тактические цели подчинены стратегической цели и детали- зируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме стратегических и такти- ческих целей существуют и ситуационные (оперативные) цели, которые фор- мулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.


 

 

Таким образом, на процесс принятия решения оказывает влияние вся со- вокупность целей (стратегических, тактических и ситуационных) и информа- ция, которая поступает после анализа ситуации. Место решения в этой цепи по- казано на рис. 1.6. Активность системы связана с основными моментами любо- го управленческого процесса – с целевой функцией (целью), возникающей си- туацией, отклонением (проблемой) и решением.

Рис. 1.6. Место решения в процессе управления

 

Управленческое решение представляет собой устранение противоречия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим со- стоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовре- менный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого за- ключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей ор- ганизации. Логика процесса управленческого труда представлена на рис. 1.7.

 

 

Рис. 1.7. Логика процессов управленческого труда в организации


 

 

Г.А. Саймон в своих работах доказывал, что управленческое решение си- нонимично полному процессу управления, так как в большинстве совеем при- нятие решения – это «вторая натура» профессиональных менеджеров. Все их действия направлены на достижение поставленных целей; их мыслительные процессы являются целеустремленными и вполне рациональными; принимая решение и затем, приступая к его реализации (осуществлению), менеджеры проходят через серию интегрированных действий, которые представлены на рис. 1.8 в качестве процессов принятия управленческого решения.

 

1.3. Типология и классификация управленческих решений

 

Типология (греч. от тип – отпечаток, форма, …логия – слово, изречение, научение, знание) – научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, све- дений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основное поня- тие, используемое типологией – это тип, классификация, систематика и прочее. Применительно к управленческим решениям типология понимается как инст- румент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения.

Чтобы описать и проанализировать все комплексные взаимосвязи между различными решениями в иерархической системе, включающей в себя большое число ЛПР, разработана типология решений, включающая: «объектное реше- ние», «организационное решение» и «коммуникационное решение».

 

 

 

Рис. 1.8. Типология управленческих решений

 

К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принци- пе могут приниматься предпринимателем, например решения об объемах про- изводства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям.

Организационные решения – это выбор мероприятий по управлению реа- лизацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как ми- нимум один уровень управления организацией, задача которого состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными.

Коммуникационные решения – это решение о передаче определенной ин- формации руководителю или другому члену организации, не связанному по ие-


 

 

рархической лестнице с носителем информации. Если соответствующий уро- вень управления передает подчиненному информацию с целью воздействовать на его поведение (в плане принятия решений), то речь идет о результате орга- низационного решения (т.е. мероприятия по управлению нижестоящим уров- нем управления). Информация в организации передается не только от руково- дителей к подчиненным. Сотрудники также передают информацию вышестоя- щему руководителю, помимо этого они обмениваются информацией между со- бой (информацией может быть даже сообщение, что сотрудник нуждается в информации).

Каждая организация может интерпретироваться и анализироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений. Однако при принятии организационных решений речь в конечном счете идет об обес- печении «хороших» объектных решений. Воздействие на объектные решения нередко осуществляется не непосредственно, а через промежуточные организа- ционные и коммуникационные решения. Организационные решения относятся, прежде всего, к сфере деятельности руководства организацией. Это особенно ярко проявляется на крупных предприятиях, в которых многообразные кон- кретные объектные решения не могут быть приняты самим руководством и де- легируются подчиненным. Решения об управлении поведением участников ор- ганизации (в плане принятия решений) приобретают при этом особенную зна- чимость.

Основные характеристики типов управленческих решений

Объектные решения могут носить характер предварительных решений: в этом случае первоначально из выбора исключаются одна или несколько воз- можных объектных альтернатив, в то время как окончательное решение остает- ся открытым. Предварительное решение об объектных альтернативах характе- ризуется тем, что не фиксирует точно величины всех объектных переменных; для некоторых или всех переменных принимается хотя бы решение, что они должны находиться в определенном интервале. Предварительные решения принимаются прежде всего при составлении глобальных планов на будущие периоды. Подобные планы устанавливают примерные рамки будущих дейст- вий, хотя не оговаривают, как будут приниматься детальные решения (детали устанавливаются, самое позднее, в ходе последующих объектных решений при реализации планов).

Объектному решению (как и всем другим видам решений) всегда пред- шествует деятельность ЛПР, формирующая возможные альтернативы решения и в то же время необходимость его принятия. Например, необходимо устано- вить, насколько детально должна быть составлена модель принятия решения, какие виды деятельности должны оцениваться, необходимо ли для оценки по- следствий альтернатив действий предварительно собрать какую-либо дополни- тельную информацию. Короче говоря: должны быть определены значения де- терминант (факторов) объектного решения.

Организационные решения. Как правило, высший уровень управления в иерархии организации принимает объектные решения лишь частично (в незна-


 

 

чительной части) и более или менее приблизительно. Остающиеся объектные решения и их реализация делегируются подчиненным членам организации. Та- ким образом, возникает система взаимопроникающих совместных решений и совместной их реализации. На уровне управления при этом возложена (также) задача управлять решениями подчиненных членов организации.

Высший уровень управления организацией влияет на поведение ЛПР сле- дующим образом:

1. Предоставляется или устраняется возможность ЛПР распоряжаться факторами (ресурсами) производства.

2. ЛПР предписываются нормы поведения, которые более или менее точно регламентируют права (например, права распоряжения факторами произ- водства) и обязанности.

3. Используются «дополнительные» мероприятия с целью обеспечения выполнения (возможности выполнения) норм поведения.

Организационное решение инстанции служит, прежде всего, делегирова- нию подчиненным той части объектных решений, которые не полностью уста- навливаются инстанцией и/или не реализуются ею самой, и управлению и кон- тролю за дальнейшей работой или исполнением работ. Подчиненный сам реша- ет организационную проблему. В рамках предоставленной ему компетенции этот сотрудник также может передать часть своих объектных решений и/или их реализации подчиненным членам организации; он принимает организационное решение и за счет этого превращается в инстанцию.

Компетенция в сфере принятия объектных решений, с одной стороны, и организационных решений – с другой – может быть в различной степени пре- доставлена различным сотрудникам. ЛПР могут обладать широким пространст- вом объектных решений и узким – организационных решений, в то время как для остальных ЛПР правило может быть прямо противоположным.

При любом распределении зон ответственности по принятию объектных и организационных решений между последними существует тесная взаимо- связь: с одной стороны, организационные мероприятия служат управлению объектными решениями; при принятии решений об организационных меро- приятиях (например, выделении отделов и подразделений и составлении штата) следует делать прогнозы, в какой мере при этом будет возможным принятие качественных объектных решений. С другой стороны, организационные реше- ния служат реализации принятых вышестоящей инстанцией объектных реше- ний; при принятии объектного решения поэтому следует учитывать и возмож- ности организации, и проблемы реализации.

Особенно тесной является взаимосвязь между объектными и организаци- онными решениями при организации процесса. Предметом организации про- цесса могут быть как чисто исполнительская деятельность (работы), так и ППР. Теория организации процесса и созданные для этого модели принятия решений ограничиваются, однако, в основном анализом и структурированием чисто ис- полнительской деятельности. Вследствие этого процесс работы рассматривает- ся как система взаимопроникающих видов операционной деятельности. При


 

 

организации процесса речь идет об определении содержания работ (т. наз. опе- рационной деятельности, которая должна быть осуществлена) и пространст- венной и временной организации работ (объектные решения). Параллельно принимаются решения о том, какие лица и с помощью каких средств должны осуществлять работы (организационные решения)1.

Коммуникационными решениями именуются решения сотрудника, следу- ет ли передавать информацию тем членам организации, которые иерархически не подчинены ему (информирующему лицу); если следует, то какую именно. Партнеры по коммуникации при этом могут относиться к одному или к различ- ным уровням иерархии.

Содержание передаваемой информации может быть различным: сообще- ния о наблюдаемых индикаторах и выводах, которые должны делаться из их значений по поводу принимаемых решений или частных последствий решений; передаваемая информация может состоять в побудителях, предложениях или рекомендациях, которые, возможно, непосредственно повлияют на решения ЛПР; речь может идти о запросах, т.е. сообщениях о том, что требуется один из названных выше видов информации.

За исключением высшего уровня управления, которому подчинены все прочие члены организации, все ЛПР должны принимать и коммуникационные решения. Количество коммуникационных решений не может оцениваться в общем: существенными являются не только объектные и организационные ре- шения, принимаемые ЛПР, но и ожидания по поводу решений других членов организации.

Часто организационные мероприятия служат именно управлению комму- никационными решениями подчиненных. Примерами являются:

предоставление ЛПР прав пользования и распоряжения накопите- лями данных и каналами коммуникации;

нормы поведения, задаваемые ЛПР, которые более или менее точно характеризуют, в каком случае какая информация должна быть пе- редана другим членам организации.

Классификация управленческих решений

В процессах менеджмента принимается множество различных решений. Анализ решений помогает понять недостатки и преимущества управления, про- счеты и удачи. В каждом конкретном случае решения проблемы необходимо выбирать вид и тип управленческого решения.

По организационному оформлению различают решения формальные и неформальные, в виде приказа или распоряжения, консультации (совета) или жесткого требования, опирающегося на ответственность.

 

1 Термин «организация процесса» имеет смысл лишь постольку, поскольку он служит, в том числе, и подготовке организационных решений. Если бы это не выполнялось, более целесо- образным было бы говорить о «планировании процесса». Например, поэтому речь идет о

«моделях инвестиционного планирования», а не о «моделях инвестиционной организации» – эти модели в явной форме служат только принятию объектных решений (выбору инвестици- онных проектов). Какие члены организации должны реализовывать инвестиционные планы, в рамках моделей инвестиционного планирования остается открытым.


 

 

Управленческие решения могут быть направлены в ту или иную сферу управления или деятельности: внешнюю или внутреннюю, финансовую, эко- номическую, социальную, организационную. Есть особенности разработки и реализации управленческих решений в каждой из этих сфер.

Управленческие решения характеризуются высокой сложностью и чрез- вычайно широким разнообразием видов. Говорят, что решение принадлежит к определенному виду, если оно обладает каким-либо общим признаком, харак- терным для некоторого множества решений. Среди основных признаков, кото- рые применяются для построения классификации решений, выделяют такие, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации и сте- пень достижение цели управленческого решения. Основные виды решений по указанным признакам и их краткая характеристика приведены в табл. 1.1.

 


 

 

Классификация управленческих решений


Таблица 1.1


 

Виды решений Краткая характеристика
Запрограммированные решения Принимаются с помощью стандартных процедур и правил
Незапрограммированные решения Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений
Интуитивные решения Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные
Логические решения Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений
Рациональные решения Принимаются на основе объективного анализа про- блемных ситуаций с использованием научных мето- дов и компьютерных технологий
Допустимые решения Удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике
Недопустимые решения Нереалистичные решения, которые не удовлетворя- ют одному или нескольким ограничениям
Неразумные решения Решения, не приводящие к достижению цели управ- ления
Удовлетвори тельные решения Решения, приводящие к достижению цели управле- ния
Оптимальные решения Решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией

 

 

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТКИ. По степени разработки выделяют запрограм- мированные и незапрограммированные решения. Эти термины впервые были использованы Г. Саймоном для описания управленческих решений в зависимо- сти от наличия или отсутствия стандартных методик их разработки и принятия.


 

 

Запрограммированные решения принимаются в результате определенной последовательности шагов по стандартным методикам или правилам, которые разрабатываются заранее и применяются в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях. Другими словами, решения «программируются» под типовые си- туации, которые могут возникнуть в деятельности организации. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях снижает веро- ятность появления ошибок и повышает оперативность выработки решений, по- скольку исключается необходимость разработки новых методик всякий раз, ко- гда возникает соответствующая ситуация. Поэтому запрограммированные ре- шения считаются наи6олее разработанными.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для при- нятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последст- виям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непре- рывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убе- дить в ее правильности тех людей, для которых она, а не просто предложить или навязать ее для применения.

Вместе с тем в управленческой деятельности далеко не все решения при- нимаются по заранее подготовленным методикам или правилам. Особенно это характерно для новых или уникальных проблемных ситуаций, в которых руко- водители организаций вынуждены принимать незапрограммированные реше- ния. В этих случаях обычно отсутствует конкретная последовательность необ- ходимых действий для решения проблемы. Поэтому руководитель должен раз- рабатывать новую процедуру принятия решения. Поскольку множество про- блем, когда требуется принять решение, чрезвычайно велико и разнообразно, то практически сложно разработать модель или методику, которая бы одинаково хорошо «работала» даже в схожих ситуациях, ибо каждая из них уникальна по- своему. Поэтому решения, принимаемые в организациях, в основном являются незапрограммированными, хотя управленцы должны стремиться к снижению их доли, так как цена ошибки в процессе принятия таких решений обычно вы- сока.

СТЕПЕНЬ ОБОСНОВАНИЯ. По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характе- ризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо реше- ние всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее реше- ние. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать. Но с


 

 

другой стороны, принятие решений – это сложный психологический процесс. Решения принимаются людьми, а не машинами. Однако всем известно, что че- ловеческое поведение не всегда логично. Очень часто вместо расчета или логи- ческих суждений люди используют свою интуицию, чувства, эмоции и прини- мают решения без строгого и точного обоснования. Удивительно, но во многих случаях такие решения приводят нас к успеху.

Большинство личных и деловых решений основаны на интуиции. Ин- туитивные решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные. При этом лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования.

Интуиция – это бессознательный разум, помогающий решать проблемы, минуя рассуждения и умозаключения. Интуиция проявляется как некоторое озарение или мгновенное понимание ситуации без использования рационально- го мышления. Однако подобному озарению обычно предшествует долгая и кропотливая работа нашего сознания. Сначала посредством наблюдения мы собираем информацию, накапливаем ее в памяти, систематизируем и распола- гаем в определенном порядке. Часто таким путем мы приходим к оптимально- му или удовлетворительному решению проблемы. Но если после этого остают- ся неясности и противоречия, то сознание должно на время уступить место ин- туиции и воображению, которые начинают порождать многочисленные идеи и ассоциации. Многие из этих идей сразу отвергаются. Но случается так, что одна из них настолько «приближается к реальности», что вызывает интуитивное прозрение, которое как бы выталкивает соответствующую идею из подсознания в сознание.

Механизм интуиции имеет очень сложную природу и в настоящее время еще слабо изучен. Тем не менее, интуиция – это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно исполь- зоваться в управленческой деятельности.

Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях. Та- кие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем назы- вать их ло гическими решениями. Принимая логические решения, люди обра- щаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза воз- можных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма по- лезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятель- ности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по ана- логии, так как «ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде».

Значительные достоинства интуитивных и логических решений – опера- тивность и «дешевизна» их принятия. Но наиболее эффективно такие решения


 

 

«работают» лишь в сравнительно знакомых ситуациях. Однако часто реальные ситуации лишь кажутся знакомыми и простыми, но на самом деле они искажа- ются многими факторами, которые на первый взгляд незаметны. При этом все- гда следует помнить об ошибках человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются простыми, вполне могут оказаться предельно сложными. Если проблемная ситуация действительно уникальна и сложна, то логических суж- дений или интуиции может оказаться недостаточно для принятия качественно- го решения. «Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор». В новой ситуации слишком много неизученных факторов, которые необходимо учесть, и «невооруженный» человеческий разум обычно не способен их определить и сопоставить. Кроме того, принимая реше- ния, основанные только на суждениях, люди могут оказаться «в плену» у соб- ственного опыта, который будет диктовать им привычные способы действий. Вследствие этого руководитель может упустить из виду новое, более эффек- тивное решение. Кроме того, следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые требу- ются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения.

Рациональные решения, в отличие от логических, не зависят от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин «рациональное» характеризует, прежде всего, способ разработки решения, а не его качество. Рациональные решения принимаются с помощью многоэтапного аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использование логики и ин- туиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. По- этому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку ме- ханизмы – интуиция, логика и расчет.

ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ. Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. По этому признаку выделяют два вида решений – допустимые и недопустимые.

Допустимые решения – это решения, которые удовлетворяют всем огра- ничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда при- нимаются в условиях объективных ограничений – ресурсных, временных, пра- вовых, организационных, этических и т.д. Именно в пределах заданных ограни- чений формируется область допустимых вариантов действий, т.е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Чтобы в будущем не возникло труд- ностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предви- деть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, высту- пающих в роли ограничений. Анализ ограничений – один из важнейших этапов


 

 

принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ог- раничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.

В процессе анализа ограничений не может быть «мелочей». Управленче- ское решение, являясь продуктом интеллектуального труда руководителя, вы- ступает не как самоцель, а как средство для организации последующих дейст- вий. Поэтому уже в самом процессе поиска управленческого решения необхо- димо учитывать возможность его реализации и принимать во внимание все факторы, которые могут помешать или, наоборот, содействовать успешному выполнению решения.

СТЕПЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ. По степени достижения цели управ- ления можно выделишь неразумные, удовлетворительные и оптимальные ре- шения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограни- чений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.

Неразумные решения – это недопустимые решения или решения, не при- водящие к достижению цели управления.

Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуе- мо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленче- ские решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управле- ния, которая устанавливается руководителем организации и выступает как до- полнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеоб- разным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых аль- тернатив от неразумных решений.

Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты дей- ствий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным огра- ничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наи- лучший результат. Как показывают психологические исследования, обычно в процессе принятия решений люди ограничиваются удовлетворительным ре- зультатом, прекращая дальнейший поиск решения. Такое поведение людей со- ответствует известной концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймон






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.