Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие требования






АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

Методические указания

Для выполнения

Курсового проекта

 

по дисциплине

«Технология разработки программного обеспечения»

 

Специальность: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

 

Форма обучения: очная

 

Г.


 

Общие требования

 

Курсовое проектирование является заключительным этапом изучения студентами дисциплины «Технология разработки программного обеспечения». В процессе курсового проектирования у студентов формируются навыки ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению.

Студенты учатся:

1) Анализировать информационную среду предметной области и устанавливать структурное представление и взаимосвязи с другими компонентами информационного пространства;

2) Анализировать информационные потоки, выстраивать логическую структуру проекта;

3) Организовывать базы данных;

4) Алгоритмизировать предметную область и организовывать программное обеспечение;

5) Использовать современные алгоритмические языки программирования и СУБД;

2. Структура «Пояснительной записки»

 

В процессе выполнения курсового проекта студент должен разработать программную документацию, что, как правило, вызывает больше трудностей и проблем, нежели непосредственная работа с программой.

Курсовой проект должен включать оттестированное программное средство и пояснительную записку.

Пояснительная записка проекта должна иметь следующую структуру:

- титульный лист установленного образца (Приложение А);

- задание на курсовой проект (Приложение Б);

- содержание курсового проекта (Приложение В).

Ниже приводится примерная структура курсового проекта и содержание его разделов, отражаемых в пояснительной записке.

 

Введение

1. Разработка системного проекта

1.1 Назначение разработки

1.2 Требования к функциональным характеристикам

1.3 Требования к надежности и безопасности

1.4 Требования к составу и параметрам технических средств

1.5 Требования к информационной и программной совместимости

2. Разработка технического проекта

2.1 Анализ требований и определение спецификаций программного обеспечения

2.2 Проектирование модели данных

2.3 Детальное проектирование программного обеспечения

3. Реализация

3.1 Обоснование выбора средств разработки

3.2 Описание основных программных модулей

4. Тестирование программного продукта

5. Документация пользователя

5.1 Руководство пользователя

5.2 Справочная система

Заключение

Приложения

Список литературы

В стандарте ЕСПД необходимо обратить внимание на следующие разделы:

- виды программных документов ГОСТ 19.101-77;

- стадии разработки ГОСТ 19.102-77;

- техническое задание. Требования к содержанию и оформлению ГОСТ 19.201-78;

- схемы алгоритмов, программ данных и систем ГОСТ 19.701-90;

- текст программы ГОСТ 19.401-78;

- описание программы ГОСТ 19.402 -78;

- программа и методика испытаний ГОСТ 19.301-79

- пояснительная записка ГОСТ 19.404-79;

- описание применения ГОСТ 19.502-78;

- руководство системному программисту ГОСТ 19.503-79;

- руководство программиста ГОСТ 19.504-79;

- руководство оператору ГОСТ 19.505-79.

 

Содержание курсового проекта

 

В пояснительной записке должна содержаться следующая информация.

Введение. Во введении кратко описывается состояние вопроса, формулируются цель и задачи проекта, а также актуальность и обоснованность его решения, краткая характеристика области при­менения разрабатываемого программного продукта и описание объекта, в котором ее используют (описание предметной области).

1. Разработка системного проекта

Этот раздел фактически представляет собой техническое зада­ние к курсовому проектированию.

Назначение разработки содержит определение функцио­нальных и эксплуатационных задач, которые должна решить раз­рабатываемая система для достижения поставленной цели.

Требования к функциональным характеристикам включа­ют в себя описание состава выполняемых функций, требования к входной и выходной информации, а также к сервисным функци­ям программы.

Требования к надежности и безопасности содержат требо­вания к обеспечению надежного и устойчивого функционирова­ния программного продукта, к контролю входной и выходной информации, ко времени восстановления после отказа и т.п.

Требования к составу и параметрам технических средств включают указания на необходимый состав технических средств и их основных характеристик, а именно, минимальные системные требования, необходимые для работы программы.

1.5. Требования к информационной и программной совмести­мости содержат требования к информационным структурам, язы­кам программирования и программным средствам.

2. Разработка технического проекта

На этом этапе на основе системного проекта осуществляется собственно проектирование системы, включающее выбор техно­логии проектирования и построение моделей.

2.1. Анализ требований и определение спецификаций про­граммного обеспечения

2.1. Выбор технологии проектирования

Здесь выбирается подход к проектированию программного обеспечения — структурный или объектно-ориентированный. Сравним эти подходы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. При структурном подходе процессы и данные су­ществуют отдельно друг от друга (как в модели деятельности организации, так и в модели программной системы), причем про­ектирование ведется от процессов к данным. Это является глав­ным недостатком структурного подхода. В объектно-ориентиро­ванном подходе основная категория объектной модели — класс. Он объединяет в себе на элементарном уровне как данные, так и операции, которые над ними выполняются (методы). Разделение процессов и данных преодолено. Данные по сравнению с процес­сами являются более стабильной и относительно редко изменяю­щейся частью системы, поэтому объектно-ориентированные сис­темы более открыты и легче поддаются внесению изменений. Кроме того, объектно-ориентированная модель наиболее адекват­но отражает реальный мир, представляющий собой совокупность взаимодействующих объектов, взаимодействие происходит по­средством обмена сообщениями между объектами. Однако на практике диаграммы, отражающие специфику объектного подхо­да (диаграммы классов и т.п.), гораздо менее наглядны и плохо понимаемы непрофессионалами, поэтому понимание заказчиком разработчика обеспечивается на сегодняшний день, в основном, структурными методами.

2.1.2. Построение моделей

На этом этапе строятся модели проектируемой системы, кото­рые детализируются и уточняются до необходимого уровня (в за­висимости от выбранной технологии: диаграммы потоков данных, функциональные диаграммы, варианты использования, диаграммы деятельности и т.д.). В данном подразделе должны быть пред­ставлены разработанные модели с текстовым описанием.

2.2. Проектирование модели данных

В случае применения структурного подхода после завершения функционального анализа системы определяется состав потоков данных и конструируется концептуальная схема данных в форме одной модели или нескольких локальных моделей. Наиболее рас­пространенным средством моделирования данных считаются ди­аграммы «сущность—связь» (ERD).

2.3. Детальное проектирование программного обеспечения. Строится структурная схема программной системы, выполня­ется детальное описание функционирования системы через функциональные схемы, осуществляется проектирование экранных форм, отчетов, диалогов (создание прототипа программного обеспечения). С помощью диаграмм последовательностей экранных форм моделируется иерархия экранных форм. Совокупность таких диаграмм представляет собой абстрактную модель пользовательского интерфейса системы, отражающую последовательность появления экранных форм в приложении.

3. Реализация

На стадии реализации выполняется непосредственно разработка программного приложения. На основе полученных моделей, а также требований нефункционального характера (требований к надежности, производительности и т.п.) формируется программный код, выполняется модульное тестирование.

3.1. Обоснование выбора средств разработки

Здесь дается обоснование выбора языка программирования, приводятся основные факторы, влияющие на выбор среды разра­ботки (сравнительная пригодность языка программирования для данной задачи, избранная методология и т.д.).

3.2. Описание основных программных модулей

Описание основных программных модулей системы выполня­ется в соответствии с ГОСТ 19.701—90 (ИСО 5807—85) ЕСПД. В него включаются исходные коды программных модулей, схемы алгоритмов программ, описание используемых методов, описание структуры программы.

4. Тестирование программного продукта

Одновременно с началом этапа планирования и создания спе­цификаций требования разрабатывается стратегия тестирования. После утверждения спецификаций требований разрабатывается и детализируется план тестирования, создаются наборы тестов для проведения интеграционного и системного тестирования. Тести­рование завершается созданием отчета о тестировании, в котором представляются все результаты его проведения. Отчет должен со­держать следующие разделы:

- Объект испытаний;

- Цель испытаний;

- Состав предъявляемой документации;

- Технические требования;

- Порядок проведения испытаний;

- Методы испытаний.

В первых трех разделах указывают: наименование, область применения, обозначение испытуемой программной системы; цель проведения испытаний; перечень документации, предъявля­емой перед проведением испытаний.

Раздел «Технические требования» может состоять из двух под­разделов: 1) требования к программной документации; 2) требо­вания к техническим характеристикам.

В первом подразделе должны быть указаны требования к комплектности, содержанию и качеству предъявляемой докумен­тации; второй подраздел содержит описание требований к ха­рактеристикам программы применительно к условиям эксплуата­ции и требований к информационной и программной совмести­мости.

«Порядок проведения испытаний» предполагает указания: на последовательность испытаний, четкий порядок проведения каж­дого испытательного эксперимента, состав и структуру техниче­ских средств, с помощью которых будут проводиться испытания, перечень дополнительных программных и технических средств, необходимых для проведения испытаний.

В разделе «Методы испытаний» приводятся описания исполь­зуемых методов проведения испытаний. Методы следует приво­дить в последовательности, соответствующей последовательности перечисления технических характеристик в разделе «Технические требования». При этом должны быть приведены описания прове­рок с указанием результатов проведения испытаний, к которым могут относиться: перечень тестовых примеров, контрольных рас­печаток самих примеров и их результатов, таблиц, графиков и т. п. Сами тестовые примеры (распечатки, таблицы, графики и т.п.) даются в приложении.

Заключение

Содержит анализ выполненной работы, выводы о значимости проекта, рекомендации по использованию проекта, рекомендации, касающиеся возможности дальнейшей доработки или модер­низации проекта и т.д.

Практическим результатом работы над курсовым проектом яв­ляется работоспособная программа и пакет документации, вклю­чающий в себя программные документы «Пояснительная запис­ка» и «Руководство пользователя». Кроме того, на магнитном но­сителе должен быть представлен текст программы (исходный код) с необходимыми комментариями и электронным вариантом ПЗ.

Для защиты курсового проекта создается презентация из 10— 12 слайдов, в которой отражаются требования к программной си­стеме, основные этапы ее разработки, диаграммы, модели дан­ных, выводы по работе.

В разделе «Список использованных источников» дается перечень всей литературы, которая была использована при разработке ПС и оформлении документации на него. Список использованных источников формируется в том порядке, в котором были ссылки на использованную литературу, с указанием издательства, года издания и количества листов в книге согласно СТП101-00 (Приложение Ж).

В «Приложении» должен быть текст ПС, контрольные и тестовые примеры, результаты работы ПС, также могут быть документы, на основании которых ведется разработка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.