Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конвенции международной организации труда (МОТ).






Для определения объективной оценки трудовых отношений в стране необходимы международные сравнения этих отношений. Такую возможность дает Международная организация труда (МОТ), которая организована в 1919 году по Версальскому договору. В 1946 году она стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.
МОТ является Международной Межправительственной организацией, а при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. По этому предполагается, что на содержание всех решений МОТ, и прежде всего ее конвенций и рекомендаций о труде, оказывают воздействие три группы, представляющие различные интересы: группа правительственных представителей, группа предпринимателей и группа трудящихся, т.е осуществляется принцип «трипартизма».
Конвенцией называется международный договор по какому-нибудь специальному вопросу. Такими конвенциями и рекомендациями устанавливаются международные трудовые стандарты в таких областях как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы, рабочая инспекция, свобода ассоциаций.
После ратификации этих положений государствами – членами МОТ они становятся ориентирами для национальной политики, законодательства и практики. Важнейшим этапом после ратификации конвенций МОТ является их имплементация, т.е. претворение в жизнь в соответствии с определенной процедурой и обеспечение практического результата и фактического выполнения конкретными средствами. Понятие имплементации является очень емким и включает в себя весь многообразный процесс осуществления целей международных норм государствами: от выражения согласия государства на обязательность для него международного договора (в форме ратификации, утверждения и т.п.) и затем применения норм такого соглашения в рамках международного, а если необходимо, то и внутригосударственного права, до практического выполнения требований этих норм.

В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ: 1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве; 2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве; 3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле; 4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях; 5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте; 6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов; 7) Конвенция N 23 о репатриации моряков; 8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах; 9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде; 10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов; 11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода; 12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю; 13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках; 14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море; 15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность; 16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы; 17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации; 18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков; 19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности; 20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах; 21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах; 22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле; 23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; 24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности; 25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов; 26) Конвенция N 95 об охране заработной платы; 27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров; 28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; 29) Конвенция N 103 об охране материнства; 30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда; 31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях; 32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков; 33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий; 34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков; 35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков; 36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации; 37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями; 38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности; 39) Конвенция N 122 о политике в области занятости; 40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках; 41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках; 42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов; 43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов; 44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков; 45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу; 46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов; 47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах; 48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах; 49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала; 50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; 51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде; 52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; 53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями; 55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ; 56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста; 57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков; 58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда; 59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах; 60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.

 

2. Порядок действия закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Федеральный закон 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от17 июля 1999 г. (с изменениями от 20 мая2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.)

Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

 

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

- работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

- членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

 

- студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

- военнослужащих, направляемых на работу в организации;

- граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

 

3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. *2.3)

 

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. *2.4)

 

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2.Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

 

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

· координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

 

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

· определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

· разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

· определение основ государственного управления охраной труда;

· разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

· определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

· определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

· установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

· организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

· организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

· обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

· координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в областиохраны труда.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.