Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европа Азия






На протяжении более двух тысяч километров граничат два величайших континента — Европа и Азия. Естественным рубежом между ними являются Уральские горы, или, как говорили в старину, Каменный пояс.

Слово «Урал» по происхождению – тюркское. Видный государственный деятель XVIII столетия и один из первых исследователей Урала В. Татищев в своих работах по истории и географии России слово «Урал» перевел на русский язык как «пояс». Верно: огромной каменной лентой Урал опоясывает европейский материк. На протяжении этого «пояса» существует ряд условных географических знаков, которые обозначают границу между континентами. Сколько же их всего и где они находятся?

Начнем с самого ближнего к нам, который жители области хорошо знают. Итак, на перевале через хребет Урая-Тау, к востоку от Златоуста, недалеко от железнодорожной станции Уржумка, находится каменный обелиск с надписями: на западной стороне — «Европа», на восточной — «Азия». Он определяет, несомненно, лишь условную границу между Европой и Азией. Интересно высказывание на этот счет известного журналиста, путешественника и знатока природы В. Пескова:
— В практической жизни граница значения не имеет. Однако есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересечешь эту черту. Сзади — тысячи километров. А впереди подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи верст твоей земли. В эту минуту явственно чувствуешь ее размеры.

Здесь находится наивысшая точка перевала через Уральский хребет на всей линии железной дороги. Высота перевала 451, 5 метра. Столб-обелиск установлен в период строительства железной дороги. В те времена он назывался «перевальным» и надписей не имел, они были сделаны позднее.

В нескольких километрах восточнее городов Ревда и Первоуральск Свердловской области установлен другой обелиск. Он самый старый из подобных ему на Урале. Его поставили в XVII веке на склоне горы Березовой, в том месте, где великий сибирский тракт пересекает один из перевалов Среднего Урала. Многое повидал этот знак. Около него «останавливались ссыльные в Сибирь и, прощаясь с Россией-матушкой, брали с собой горсть земли», — повествует один из дореволюционных путеводителей. И ныне люди, едущие по Сибирскому тракту, непременно обратят внимание на скромный серый обелиск, окруженный ажурной оградой.

В этом месте пересекается множество пешеходных троп. Есть и особый туристический праздник, ставший традиционным. Ежегодно в первое воскресенье февраля около обелиска собираются тысячи туристов из разных мест страны. «Я не видел более веселой и оживленной «туристической ярмарки», — писал об одной из таких встреч В. Песков. — Обмен подарками, значками, маршрутными картами, состязания в песнях, знакомства…»

К западу от Нижнего Тагила установлен самый новый пограничный знак. Он имеет форму параллелипипеда. Над ним — модель земного шара и спутник на орбите. Архитектура знака — дань времени.

Еще один знак находится в пяти километрах от деревни Кедровка Кушвинского района Свердловской области, на так называемом Серебринском тракте, идущем из Кушвы в Кунгур.

Памятник представляет собой чугунную литую четырехметровую часовню. Надпись на лицевой стороне свидетельствует о том, что он сооружен золотопромышленниками Урала в память проезда через Урал великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 рода, надписи — литая императорская корона. Наверху, на шпиле, был Российский герб. На восточной стороне надпись — «Азия», на западной — «Европа». В момент установки надписи были позолочены. Памятник отлит по проекту архитектора Архипова.

На месте пересечения Уральского хребта железной дорогой между Кушвой и Чусовой, у железнодорожного поста «286-й км» стоят решетчатые металлические колонны. Высота перевала здесь равна 384 метрам. Металлические колонны с надписями «Европа» и «Азия» расположены по обе стороны железнодорожной линии. На верху колонны есть ниша, куда в былые времена вставлялись фонари для ночного освещения надписей. Колонны поставлены, вероятно, в период строительства первой на Урале железной дороги в 1873— 1888 годах.

Еще одна отметка расположена на Косвинском шоссе в шестнадцати километрах от станции Теплая Гора (Чусов-ской район Пермской области) по направлению к горе Качканар. Она представляет собой высокую металлическую пирамиду с названием частей света. Есть основания считать, что пирамида установлена в первые годы после революции.

И, наконец, Магнитогорск. Его недавно украсило интересное сооружение: по южному переходу через реку Урал переброшен арочный водовод, который одновременно является и обозначением символической границы Европы и Азии в городе Магнитогорске.

Следовательно, всего на Урале установлено семь географических знаков, определяющих границу между Европой и Азией. Однако уржумский столб-обелиск, бесспорно, самый приметный из всех знаков.

Краевед А.Либесман






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.