Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционный японский дом.






ИКЭБАНА

Искусство расстановки цветов в ва­зах — икэбана («жизнь цветов») — восходит к древнему обычаю возло­жения цветов на алтарь божества, который распространился в Япо­нии вместе с буддизмом в VI в. Ча­ше всего композиция в стиле того времени — рикка («поставленные цветы») — состояла из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нар­циссов, установленных в старин­ных бронзовых сосудах.

С развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристокра­тического сословия. При импера­торском дворе стали популярны особые состязания по составлению букетов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в ис­кусстве икэбаны, основателем кото­рого был мастер Икэнобо Сэнъэй. Произведения школы Икэнобо от­личались особой красотой и изы­сканностью, их устанавливали у до­машних алтарей, преподносили в качестве подарков.

В XVI столетии с распростране­нием чайных церемоний сформиро­вался специальный вид икэбаны для

украшения ниши-«токонома» в чай­ном павильоне. Требования просто­ты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распро­странялись и на оформление цве­тов — тябана («икэбана для чайной церемонии»). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю создал новый, бо­лее свободный стиль — нагэирэ («небрежно поставленные цветы»), хотя именно в кажущейся беспоря­дочности заключалась особая слож­ность и красота образов этого сти­ля. Одним из видов «нагэирэ» была так называемая «цурибана», когда растения помешались в подвешен­ном сосуде в форме лодочки. Такие композиции подносили человеку, вступавшему в должность или окан­чивающему учёбу, так как они сим­волизировали «выход в открытое житейское море».

В XVII — XIX вв. искусство икэбаны получило широкое рас­пространение, возник обычай обя­зательного обучения девушек искус­ству составления букетов. Однако из-за популярности икэбаны компо­зиции упростились, пришлось отка­заться от строгих правил стиля «рикка» в пользу «нагэирэ», из ко­торого выделился ещё один новый

стиль сэйка или сёка («живые цве­ты»). В конце XIX в. мастер Охара Усин создал стиль морибана, основ­ное новшество которого заключа­лось в том, что цветы размещались в широких сосудах.

В композиции икэбаны присут­ствует, как правило, три обязатель­ных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создаёт разные по сти­лю и содержанию произведения. Задача художника состоит не толь­ко в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раз­думья о жизни человека и его мес­те в мире. Произведения выдаю­щихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душев­ную гармонию и печаль.

По традиции в икэбане обяза­тельно воспроизводится время го­да, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символи­ческие благопожелания: сосна и роза — долголетие; пион и бам­бук — процветание и мир; хризан­тема и орхидея — радость; магно­лия — духовная чистота и др.

Сад Рёандзи. Фрагмент.

XV в.

Киото.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.