Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Кореи






Корея, или Чосон (Страна Утреннего Спокойствия), расположена на Корей­ском полуострове. Природа этой страны, с трёх сторон омываемой моря­ми, разнообразна и красива. Цветущий край, изобилующий богатствами 1 золотом, самоцветами, мрамором, — издавна привлекал соседей. Корея не раз подвергалась военным нападениям, разрушавшим города и уничтожав­шим культурные ценности. С древних времён корейцы приучили себя быть готовыми к обороне: они возводили мощные каменные крепости, сооружа­ли на вершинах гор дозорные башни. Однако Корея не только воевала с со­седними странами, но и усваивала их культурные достижения. Всё воспри­нятое постепенно приспосабливалось к местным обычаям.

Искусство зародилось на Корей­ском полуострове в III тысячелетии до н. э. Древнейшими ремесленны­ми изделиями были бытовые и ри­туальные керамические сосуды, ук­рашенные тонким рисунком.

К началу I тысячелетия до н. э. были созданы крупные земледель­ческие поселения, центральное место в которых занимал дворец вождя — главного жреца племени. Особую роль в обрядах древних корейцев играл культ умерших предков. Могилы знатных предков увековечивали монументами — ог­ромными столообразными камен­ными дольменами (см. статью «Пер­вобытное искусство»).

В конце I тысячелетия до н. э. на Корейском полуострове существова­ло легендарное государство Древний Чосон; оно бесследно исчезло после того, как его завоевал китай­ский император Ханьской династии У-ди (в 108 г. до н. э.). К этому пери­оду относятся обнаруженные ар­хеологами в захоронениях знати китайские бронзовые зеркала, пряж­ки, курильницы.

После долгих лет междоусобных войн образовались три крупных со­юза, поделивших территорию полу­острова. На севере раскинулось го­сударство Когурё, на юго-западе—Пэкче на юго-востоке — Силла, со­перничавшие между собой. В них процветали ремёсла: с большим ма­стерством выплавляли бронзу, обра­батывали благородные металлы, за­нимались резьбой по камню. Все три царства заимствовали из Китая религиозные и философские учения (конфуцианство, буддизм), письмен­ность, законы государственного уст­ройства. Об образе жизни людей той далёкой эпохи повествуют гроб­ницы правителей и знати. Снаружи гробницы правителей выглядели как многоступенчатые пирамиды или холмы, к которым вела широкая до­рога. Внутри находился подземный дворец, выложенный из гранитных плит, с колоннами, поддерживающи­ми купол. Живопись, выполненная красками по поверхности камня, играла в корейских гробницах важ­ную роль. Многочисленные роспи­си, сияющие голубыми, красными и фиолетовыми красками, заполняли помещения. Центральное место от-

Черепаха и змея. Роспись гробницы. Когурё. IV—VII вв.

водилось изображению погребённо­го вельможи, восседающего под на­весом в парадных одеждах со своей супругой. По четырём сторонам све­та на четырёх стенах располага­лись духи-охранители, представлен­ные в стремительном движении: черепаха, обвитая змеёй, — символ севера; белый тигр — охранитель за­пада; красная птица феникс — сим­вол юга и синий дракон — защитник востока. Такие фигуры изображены в росписях Тэмё (Большой Гробни­цы) близ Пхеньяна, гробницы Сасинчхон (Четырёх Духов-Охраните­лей) неподалёку от первой столицы Куннэсон.

К VI в. государство Силла завладе­ло почти всем Корейским полуост­ровом. Усилились связи с Китаем, поэтому в градостроительстве цар­ства Силла использовались принци­пы китайского зодчества. Располо­женная среди гор столица Силла—Кёнджу — имела чёткий план, была окружена стенами и пересекалась прямыми магистралями, в центре которых располагался обширный дворцовый комплекс (символ цент­ра Вселенной). Все дворцы и храмы Кёнджу и других городов возводили из дерева по единому принципу: основой сооружения служил каркас из столбов, укреплённых на обли­цованной камнем террасе, и опи­рающихся на них балок. Здания венчали черепичные многоцветные крыши, загнутые вверх края кото­рых поддерживали узорчатые мно­гоцветные кронштейны. Об облике каменных строений свидетельству­ет расположенная близ Кёнджу об­серватория — Башня Звёзд (VII в.) из мощных гранитных блоков без ка­кого-либо декора.

С распространением буддизма началось строительство буддийских монастырей, храмов, пагод. Одним из самых знаменитых монастырей периода Силла был ансамбль Пульгукса, возведённый недалеко от Кёнджу на склоне горы Тхохамсон. Этот обширный комплекс, обнесённый стенами, включал в себя около семи­десяти гармонично согласованных с природой построек. К главному деревянному павильону Тэунджон ве­ли парадные ворота, высоко возне­сённые на каменном цоколе. Торжественность, лёгкость и красоту этого входа усиливали изящные мрамор­ные лестницы, покоящиеся на арка­дах. Главный вход обрамляли две ка­менные пагоды — Таботхап (Пагода Сокровищ) и Соккхатхап (Пагода Будды)—разных конфигураций, строгих и нарядных форм. Камен­ные пагоды стали неотъемлемым дополнением корейских храмов.

В VII—VIII вв. появились много­численные пещерные храмы. Са­мым крупным из них в VIII в. стал Соккурам (холм с каменной пе­щерой), сооружённый рядом с мона­стырём Пульгукса. Это был скальный монастырь, высеченный по примеру индийских и китайских. Однако твёрдость гранита не позволила вы­рубить в горе пещеру. И тогда стро­ители возвели храм из крупных, тщательно обтёсанных гранитных плит в склоне горы Тхохамсан, а за­тем засыпали его землёй, придав ему подобие пещеры. Совершенное архитектурное решение храма го­ворит о зрелом мастерстве строите­лей, создавших это уникальное со­оружение. Главный вход ведёт в расположенные друг за другом пря­моугольный и круглый залы, симво­лизирующие союз Земли (квадрат) и Неба (круг), т. с. царство Вселенной. Круглый зал перекрыт огромным полусферическим куполом, выло­женным из идеально пригнанных друг к другу круглых гранитных плит. Стены храма украшали релье­фы, выполненные на отдельных пли­тах. Рельефы Соккурама по праву считаются одной из вершин худо­жественного творчества корейских мастеров. В центре круглого зала на пьедестале в форме лотоса возвыша­лась главная святыня храма — высе­ченная из светлого гранита статуя Будды высотой два с половиной мет­ра, в одухотворённых чертах кото­рой воплотились представления вре­мени о красоте и гармонии.

В конце IX в. междоусобные вой­ны ослабили Силла и страна распа­лась на множество независимых






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.