Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря 2003 г.






 

Избирательные объединения Получено голосов % Распределение мест в Государственной Думе
по партийным спискам по итогам выборов в округах
1. «Всероссийская политическая партия " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" – Единая Россия» 37, 57    
2. Коммунистическая партия Российской Федерации 12, 61    
3. Либерально-демократическая партия России 11, 45  
4. Народно-патриотический союз «Родина» (избирательный блок) 9, 02    
5. Российская демократическая партия «Яблоко» 4, 3  
6. Общероссийское политическое общественное объединение Политическая партия «Союз правых Сил» 3, 97  
7. Аграрная партия России 3, 64  

 

Из 23 политических партий, блоков и объединений пятипроцентный порог, дающий право на представительство в Государственной Думе преодолело 4. Еще 12 политических субъектов предвыборной борьбы набрали менее одного процента голосов. 3 объединения провели по одному депутату в Государственную Думу.

Радовали результаты выборов в регионах: из 36 избирательных компаний по выборам губернаторов в 2002-2003 гг. в 26 случаях победили кандидатуры поддержанные партией. Но и те губернаторы, которые поначалу входили в другие политические объединения, как правило, предпочитали вступить в ряды «Единой России».

24 декабря 2003 г. состоялся IV съезд партии. «Единороссы» неофициально назвали его «съездом победителей». Торжественное открытие было омрачено двумя молодыми людьми, забросившими сырыми яйцами и кетчупом лидера партии Б. Грызлова и президиум. Съезд одобрил деятельность «Единой России» в период избирательной кампании. В Госдуму по федеральному списку и одномандатным округам прошли 223 «единоросса», кроме них были поддержаны 23 сторонника партии. Подводя итоги выборов, Б. Грызлов сказал: «Российская законодательная власть прочно встала на позиции политического центра, отражающего долгосрочные интересы страны…». Ближайшими целями для «Единой России» были названы ближайшие цели сформулированные Президентом РФ: удвоение валового внутреннего продукта, преодоление бедности, модернизация Вооруженных Сил.

Съезд принял решение о поддержке кандидатуры В. Путина на выборах Президента России, а «Всероссийская политическая партия " ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" – Единая Россия» переименовала себя во «Всероссийскую политическую партию " Единая Россия"». Это решение подвело черту под периодом организационного становления «Единой России» и превращения её в самую многочисленную политическую партию современной России.

На съезде Б. Грызлов объявил, что подал в отставку с поста главы МВД. 29 декабря на первом заседании Госдумы 352 голосами депутатов он был избран её Председателем.

В Государственной Думе IV созыва «Единая Россия», вместе с перебежавшими в её ряды членами других партий, сформировала крупнейшую фракцию – 304 депутата (в разное время с 2004 по 2007 гг. от 301 до 307 человек), что позволило сформировать ей не просто парламентское, а конституционное большинство.

Реформы и укрепление «вертикали власти» (2004-2006 гг.)

 

14 марта 2004 г. Президентом РФ на второй срок был переизбран В. Путин, получивший 71, 3% голосов.

Незадолго до своего избрания 24 февраля Путин отправил в отставку Правительство Касьянова. 25 февраля он пригласил к себе группу высокопоставленных «единороссов» во главе с Грызловым, где напомнил им о своей идее, которую высказывал в 2003 г., о формировании Правительства опирающегося на парламентское большинство. Наблюдатели стали рассуждать о скором назначении на пост Председателя Правительства Б. Грызлова, но 1 марта верхушка партии узнала, что новым премьером будет известный в узких кругах чиновник М. Фрадков. Таким образом, партии вновь было указано её место: поддерживать тех, кого назначает руководство страны.

Среди прочих задач на IV съезде Б. Грызлов говорил о выстраивании «единой вертикали законодательной деятельности в России, имея в виду достижение соответствия региональных и местных правовых актов федеральным». Поэтому «единороссы» уделяли большое внимание субъектах Федерации. В 2004-2006 гг. партия участвовала во всех региональных выборах. Большинство из них «единороссы» выиграли. Однако в Алтайском крае, на Сахалине, в двух автономных округах выборы в местные парламенты были проиграны. Два поражения было на губернаторских выборах – в Рязанской области и в Алтайском крае.

Между тем, управлять в Думе большой фракцией «единороссов» было весьма затруднительно. Ради облегчения её управляемости, фракция формально была разбита на четыре группы. Поначалу в Госдуме IV созыва планировали создать 16 комитетов, но охочие до должностей «единороссы» сформировали 29, которые, естественно, возглавили члены их фракции.

Депутаты «Единой России» голосовала дисциплинированно. Иногда 3-4 депутата (Б. Резник, К. Затулин, В. Зубов, А. Баков, Ю. Спиридонов) воздерживались или не нажимали кнопок для голосования. Центр принятия решений партии по-прежнему располагался в Администрации Президента во главе с В. Сурковым. Депутат А. Ермолин, исключённый из фракции, рассказывал как 6 июля 2004 г. его и 15 «единороссов» пригласили в Кремль. «На встрече в абсолютно грубой форме нам было объявлено, что мы никакие не депутаты и не народные избранники, что все мы " повязаны" и, что на этом основании, никто из нас не смеет голосовать в Думе по своему усмотрению».

После победы Путина на президентских выборах, Сурков, к должности заместителя руководителя Администрации Президента, присовокупил статус Помощника Президента. В его руках оказались организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам внутренней политики, федеративных и межнациональных отношений; общее руководство деятельностью Управления Президента РФ по внутренней политике; взаимодействие Президента с Советом Федерации, Государственной Думой, Центральной избирательной комиссией, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, со средствами массовой информации. Под его значительным контролем оказались и такие сферы как культура и искусство.

Подмяв под себя информационное поле, Сурков единолично устанавливал правила игры, сообразуя их в соответствии со своими представлениями, но от имени высшей власти, т.е. от имени В. Путина. Постепенно, шаг за шагом он смог сосредоточить управление внутренними политическими процессами в своих руках. Будущие изменения в идеологической или политической сферах, создание, роспуск и взаимные поглощения политических партий, санкционировалось только им.

Известен один случай, когда фракция «Единой России» позволила себе оспорить законопроект, вышедший из недр исполнительной власти. В мае 2004 г. Председатель Правительства РФ М. Фрадков, подписал постановление, вступившее в силу 12 мая, о том, что резко повышаются нормы наркотиков, которые гражданин имеет право хранить и иметь при себе, не подвергаясь угрозе уголовного преследования. Отныне безбоязненно можно иметь при себе 10–20 доз наркотиков, якобы для собственного употребления. Постановление определяло дозы наркотиков в твёрдой форме, в то время как наркоторговцы часто используют жидкие растворы. На пленарном заседании Госдумы 14 мая было принято решение о письменном обращении к Фрадкову. В ходе обсуждении этого вопроса выяснилось, что МВД, Министерство здравоохранения, органы по контролю за оборотом наркотиков категорически возражают против постановления, в то время как Министерство юстиции выступает в его сторонником. Заместитель председателя Госнаркоконтроля генерал А. Михайлов открыто заявил, что текст постановления готовили два чиновника из Министерства юстиции, один из которых является владельцем гей-клуба, а второй является рядовым подельником. В конечном итоге Правительство от своей позиции не отступило, а имена инициаторов этого постановления для депутатов и общественности остались неизвестными.

Политические инициативы, исходящие от Президента, никогда не отклонялись. Здесь случались казусы. Когда Д. Рогозин внёс предложения о запрете гастарбайтерам торговать на рынках, то «единороссы» подвергли законопроект шельмованию, но когда с этой же инициативой выступил Путин, то их оценки изменились немедленно.

«Единая Россия» не возражала против проведения административной реформы введённой Указом В. Путина от 9 марта 2004 г. В соответствии с Указом упразднялись 13 министерств, 1 Государственный комитет, 1 федеральная комиссия, 4 федеральных службы и 4 Российских агентства. На расчищенной площадке создавалось 5 министерств, 16 федеральных служб, 20 федеральных агентств и плюс самостоятельное Федеральное казначейство.

Итоги этой работы описал Н. Леонов: «Дыму напустили много, но огня не было видно нигде. Министерств, служб, агентств стало больше, чем когда бы то ни было в истории государства российского, чиновников расплодилось, как тараканов в грязной избе… Россия была парализована, когда началась всероссийская дележка кадров, служебных помещений, транспорта, бюджетных средств и т. д. У новых структур не было новых служебных бланков, печатей, банковских счетов. Все телефонные номера были перепутаны. Губернаторы без устали слали письма и телеграммы в Государственную думу, требуя вмешательства и немедленного прекращения управленческой неразберихи. Наконец даже верноподданные руководители думы, не выдержали и послали Председателю Правительства М. Фрадкову в июле 2004 года парламентский запрос, в котором говорилось: «В течение последних пяти месяцев текущего года практически прекратилось финансирование объектов, предусмотренных Федеральной инвестиционной программой на 2004 год… Отсутствие финансирования социально значимых строек и объектов, не только снижает темпы их строительства, но и формирует отрицательное отношение в субъектах федерации к мерам, принимаемым Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, по формированию новой системы и структуры исполнительной власти».

В сентябре 2007 г. на встрече с участниками Международного дискуссионного клуба «Валдай» сам В. Путин печально констатировал: «В течение последних трёх с лишним лет стало ясно, что это для нашей действительности неэффективная модель».

Государственной Думе в 2004-2006 гг. предстояло принять множество непопулярных в обществе законопроектов, реализация которых могла привести к росту социальной напряжённости. Поэтому совсем не случайно в первую очередь, при решающей поддержке фракции «Единая Россия» был принят Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», фактически устанавливающий разрешительный порядок проведения акций. Отныне порядок проведения подобных мероприятий предоставлял властям право самостоятельно решать вопрос о месте, времени, количестве участников и других условиях проведения митингов и демонстраций. На Красной площади, в Александровском парке общественные мероприятия могли проводиться только по решению Президента РФ. Запрещалось собираться около производственных объектов, железнодорожных путей, около линий электропередач, около резиденций Президента РФ, около зданий, занимаемых судами, около памятников истории и культуры и т. д. Уведомительного порядок проведения акций был отменён. Это позволяло органам местной власти принимать самостоятельные решения. Ю. Лужков, например, запретил шествие протестовавших бюджетников по Новому Арбату к Белому дому, но разрешил там праздновать день некого святого Патрика из Ирландии. В свою очередь М. Шаймиев, вообще запретил демонстрации в Казани.

В августе 2004 г. принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом печально знаменитый Закон № 122, получивший неофициальное название «закона о монетизации льгот». До 2005 г. ветераны войны и труда имели право получать бесплатные путёвки в санатории и дома отдыха (один раз в три года), пользоваться бесплатными медикаментами, платить по сокращённым тарифам за жилищно-коммунальные услуги, пользоваться бесплатной стоматологической помощью, правом бесплатного проезда в общественном транспорте и т.п.

Закон принимали в спешном порядке, вызвав из летних отпусков депутатов и без лишней огласки. «Единороссы» побаивались, что этот закон приведёт к дестабилизации внутриполитической обстановки. В свою очередь Правительство торопилось с его принятием, рассчитывая его внедрить задолго до будущих выборов Президента и парламента. Оправдывая поддержку этого решения, Б. Грызлов приободрял членов партии: «Безадресными льготами в первую очередь порой пользовались отнюдь не самые нуждающиеся люди. Часть льгот не финансировалась государством или финансировалась в недостаточной степени.… Стремясь красиво выглядеть перед избирателями, предыдущие составы Государственной Думы умножили число этих льгот до размеров многократно превосходящих возможности консолидированного бюджета страны». В начале 2005 г по стране прокатились массовые протесты. Эти протесты и страх перед победившей на Украине «оранжевой» революцией, заставили Правительство частично отказаться от внедрённой затеи и скорректировать законодательство, где люди получили право выбора: либо сохранить старые льготы, либо перейти на их денежную компенсацию.

Попытка фракции ЛДПР внести законопроект о монетизации льгот бывшим Президентам, фракция «Единая Россия» отвергла с порога.

В июне – декабре 2004 г. фракция «Единой России» добилась принятия Госдумой нового Жилищного кодекса, закрепившего право властей выселять граждан из квартир, запретивший жильцам общежитий приватизацию жилых помещений, отменивший обязательства государства по социальным обязательствам и др. Были ликвидированы права многих категорий граждан на внеочередное и первоочередное получение жилья. В соответствии с этим документом населению был навязан единственный путь приобретения жилья через систему ипотеки, т. е. получения банковского кредита под залог приобретенной квартиры. Все иные формы получения жилья были ликвидированы на практике. Отныне человек имел право сразу оплатить 30 % стоимости приобретаемого жилья наличными, а затем оплачивать ипотечный заём под банковский кредит в 18 и более процентов годовых.

Однако спустя год выяснилось, что закон не работает. Построенное жильё оказалось невостребованным, а у 31 млн. российских семей желавших улучшить свое жильё, отсутствовали средства на получение ипотеки. В апреле 2005 г. В. Путин на заседании Президиума Госсовета по существу признал провал этого закона и предложил создать Национальный совет по жилищной политике для решения этой проблемы.

В 2004 г. Государственная Дума изменила структуру официальных государственных праздников в России, увеличив число официальных выходных в начале января. Так в России с 1 января 2005 г. появились новогодние каникулы протяженностью до 10 дней.

Деятельная работа по укреплению «вертикали власти» получила дополнительный импульс после серии терактов на Кавказе. В ночь на 22 июня 2004 г. террори­сты налёт на столицу Ингушетии город Назрань, а также на город Карабулак и станицу Слепцовскую. В Назрани по официальным данным убито 98 человек и 104 ранено. 1 сентября в североосетинском городе Беслане террористы захва­тили в заложники более 1 тыс. детей и взрослых, пришедших на открытие учебного года. В ходе операции по освобождению заложников погибли 333 человека, большей частью дети.

13 сентября 2004 г. В. Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ внёс предложения о перестройки государственной власти «с целью недопущения кризисных ситуаций»:

– Отменялись прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ, которые отныне должны были избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства.

– Вводилась пропорциональная система выборов в Государственную Думу, и отменялись выборы по одномандатным округам.

– Создавалась Общественная палата, где, по предложению Путина, открывалась площадка для широкого диалога и проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений.

– Провозглашалось воссоздание Федеральной комиссии по Северному Кавказу, запрет экстремистских организации, уничтожение террористов не только на территории РФ, но и за рубежом. Эти предложения, а также их последующая реализация, ставили жирную точку в деле реализации планов по выстраиванию «вертикали власти».

Право Президента назначать глав регионов и возможность их снимать, в конкретно исторических условиях России начала XXI века, было вынужденным. Этим правовым актом: во-первых, укреплялась целостность российского государства; во-вторых, если не прекращалась, то, по меньшей мере, ослаблялась клановая борьба за губернаторское кресло; в-третьих, ответственность за качественную работу рекомендуемого претендента отныне возлагалась на Президента. С другой стороны, новоиспечённый губернатор не чувствовал ответственности и перед населением региона, т.к. отныне вынужден был выстраивать вассальные отношения с Администрацией Президента.

Новый порядок назначения губернаторов пришёлся не по нраву как сепаратистам, поддерживаемым Западом, так и оппозиционным силам всех оттенков. Если у «Союза правых сил» или «Яблока» оценки внутриполитических событий в России всегда совпадали с оценками Запада, то КПРФ увидела в этом нововведении шлагбаум, закрывающий им дорогу к победе на выборах главы администрации в отдельно взятом регионе, а также грядущий переход губернаторов-коммунистов в ряды «партии власти».

Президент приободрял оппозиционеров тем, что обещал учесть их мнение в случае победы их партий на выборах в региональные парламенты.

На протяжении этих трёх лет «Единая Россия», как политическая партия, в русле этого реформирования приобретала новый облик. В августе 2004 г. её численность составляла 826 тыс. чел.

На V съезде партии, прошедшем 27 ноября 2004 г. была изменена структура руководящих органов партии. По Уставу создавалось много руководящих партийных органов и должностей со своими политическими и исполнительно-распорядительными функциями – Председатель Партии, Высший совет, Бюро Высшего совета Партии, Генеральный совет Партии, Президиум Генерального совета, Секретарь Президиума Генерального совета, Центральный исполнительный комитет, Руководитель ЦИК, Центральная контрольно-ревизионная комиссия, Президиум ЦКРК, Председатель ЦКРК. Был упразднен Центральный политсовет, функции которого перешли к Генеральному совету; состав Генерального совета, Высшего совета и Центрального исполкома расширен; Грызлов, оставаясь председателем Высшего совета, был избран также и Председателем партии; Лужков, Шойгу и Шаймиев остались сопредседателями Высшего совета, Богомолов – секретарём Генерального совета, а Волков – председателем Центрального исполкома.

Запутанная система внутреннего руководства гарантировала от появления самостоятельной политической фигуры, и укрепляло управление партией со стороны Администрации Президента.

В апреле 2005 г., когда численность партии составляла 943 тыс. человек, секретарём Генсовета вместо Богомолова стал В. Володин, а председателем Центрального исполкома вместо Волкова – А. Воробьев (сын первого заместителя министра по чрезвычайным ситуациям). Богомолов занял пост первого заместителя председателя фракции «Единая Россия», а Волков стал вице-спикером Госдумы, сменив Г. Бооса, назначенного губернатором Калининградской области.

В 2005 г. российскому классу собственников был преподнесён шикарный подарок. Государственная Дума приняла закон об амнистии итогов приватизации. По этому закону признавались законными все имущественные приобретения за время «демократических реформ». В российских судах могли быть оспорены только сделки, проведённые после 2002 года, когда делёж советского богатства уже почти завершился. Вместе с плоской шкалой налогообложения в 13%, введённой ещё в 2001 г., миллиардерам создавались самые благоприятные условия. Их численность стала возрастать. В 2001 г. долларовых миллиардеров в России было всего 7, в 2002 г. их стало 17, в 2005 г. – 30, в 2007 г. – 40, в 2008 г. – около 100.

VI съезд партии состоялся 26 ноября 2005 г. Партийный форум прошёл в Красноярске. В его работе приняли участие 561 делегат и 400 гостей, в том числе представители иностранных делегаций. Съезд принял ряд изменений к Уставу Партии и утвердил новую символику партии: эмблему и флаг. Были внесены изменения в состав руководящих органов Партии. На съезде Грызлов заявил, что в 2007 г. «единороссы» предложат избирателям комплексную программу модернизации России, с которой они пойдут на следующие выборы. По словам лидера, приоритетной задачей партии является «укрепление позиций партии в обществе на всех уровнях власти».

Следующий 2006 г. ключевой задачей, в специальном разделе «От партии для власти – к партии власти», Грызлов провозгласил периодом качественного повышения политической субъектности «Единой России».

В числе первоочередных забот партии стояло и повышение нравственного здоровья общества. «К сожалению, у нас в этой связи накопилось много вопросов, как к СМИ, так и к органам исполнительной власти, которые наделены полномочиями контролировать нравственно-этическое содержание теле - и радиопрограмм и печатных изданий». Затем лидер «медведей» обрушился с критикой на Правительство, представители которого сидели в первых рядах. Критическую линию продолжил Ю. Лужков. Он припомнил Закон № 122 о льготах, «на ошибках с которым теперь набирают голоса и левые, и правые». «Живём мы лучше, работаем хорошо, но так дальше работать нельзя», – сделал вывод московский мэр. Были переизбраны руководящие органы партии, внесены поправки в Устав. В конце работы съезда «единороссы» представили новую эмблему. Бурого медведя изменили на медведя белого.

В 2005-2006 гг. были приняты дополнения и изменения к законам «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Приняты новые законы, регулирующие весь избирательный процесс. В законотворчестве помимо Государственной Думы приняли участие Президент, Правительство, Конституционный Суд. Если суммировать произведённые изменения, то в целом законодательство повышало требование к субъектам политической деятельности и избирательному процессу. Численность любой из политических партий отныне должна быть не менее 50 тысяч человек. В половине субъектов региональные отделения должны насчитывать не менее 500 человек, в остальных не менее 250.

Окончательным завершением строительства вертикали власти в это время можно считать реформу избирательной системы в России.

С 2007 г. отменялись выборы по избирательным округам (мажоритарная система) и устанавливались выборы по партийным спискам (пропорциональная система). Упразднялись избирательные блоки. Снижена допустимая доля недействительных и недостоверных подписей в подписных листах до 10%. В прошлом этот предел составлял 25%. Избирательный залог, который раньше мог вноситься с целью «страховки» на случай отказа в регистрации по подписям, теперь эту функцию утерял. Регистрация осуществляется либо по избирательному залогу (15% от предельного размера избирательного фонда), либо по подписям. Для партий преодолевших пятипроцентный барьер на выборах в Государственную Думу регистрация должна осуществляться по заявке. Сам же порог представительства в Думе на выборах 2007 г. повышался до 7%. Партии прошедшие в Госдуму становились на государственное довольствие. Увеличивалась с одной трети до половины допустимая доля государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий. Вводился «единый избирательный день». Введены запреты на выход из фракции депутатов избранных по партийным спискам, а также выдвижение партией кандидатов, являющихся членами других партий; отменена возможность голосования против всех кандидатов; отменён обязательный 20% порог явки избирателей на выборы; установлена юридическая норма нотариального заверения в правильности документальных данных о сборщиках подписей. От возможности быть избранными исключены лица, совершившие тяжкие преступления и преступления экстремистской направленности. Подвергнутых административному наказанию за некоторые виды административных правонарушений ждёт та же участь. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на телевидении для размещения материалов критикующих их оппонентов. Таким образом, постепенно юридические основы многопартийной системы в России стали более компактными.

Однако в 2006 г. ожидаемой партизации федеральной исполнительной власти и повышения политической субъектности «Единой России», намеченной Грызловым на VI съезде, не произошло.

Произойти этого в принципе не могло. В этом случае центр принятия решения переходил бы от Суркова в партию, возрождалась бы «беспаловщина» на принципиально новой основе, а на политическом поле возникал новый конфликт между «Единой Россией» и Администрацией Президента.

В ответ на властные заявки руководства партии Сурков пошёл на создание другого центра партийно-политического влияния, урезающего возможности «Единой России» в лице «Справедливой России».

Путин, на встрече с депутатами фракции «Единая Россия» в пансионате «Лесные дали» 1 июля 2006 г., намекнул ошеломлённым партийцам, что статус «партии власти» может и не быть гарантированным им со стороны Администрации Президента РФ после выборов в Государственную Думу.

Проекту «Справедливая Россия» был дан старт 24 марта 2006 г., когда Сурков встретился с группой депутатов от «Российской партии ЖИЗНИ» (РПЖ). Отцом основателем этой партии был Председатель Совета Федерации РФ С. М. Миронов. Во время беседы Сурков сказал: «Проблема в том, что нет альтернативной крупной партии, нет у общества " второй ноги", на которую можно переступить, когда первая затекла. Это делает систему неустойчивой. Мы это с вами понимаем, и задача предстоящего политического периода – чтобы выросла такая политическая сила, которая в какой-то перспективе может прийти на смену ныне доминирующей партии». Миронов в ответном слове пожелал чтобы «затекающая одна " нога" как можно скорее получила вторую, твердую, надежную, спортивную и молодую " ногу"». Помимо РПЖ в новую партию в «добровольно-принудительном» порядке обязали вступить руководство партии «Родина» и Российской Партии Пенсионеров. 28 октября 2006 г. состоялся объединительный съезд трёх партий, который утвердил решение о создании партии «Справедливая Россия: Родина /Пенсионеры/ ЖИЗНЬ». В интервью телепрограмме «Итоги» 19 ноября 2006 г. Миронов заявил, что в основе мировоззрения «Справедливой России» лежит социалистическая идеология. Позже был согласован вопрос о присоединении к «Справедливой России» Российской конституционно-демократической партии, «Партии " Развитие предпринимательства"» и «Народной Партии Российской Федерации». В конечном итоге «Справедливая Россия» несмотря на то, что она смогла преодолеть 7-процентный барьер на выборах в Госдуму в 2007 г., административных ресурсов для провозглашения её второй «партией власти» оказалось явно недостаточно.

В сентябре 2006 г. руководство партии, решительно сняв «мигалки» с персональных автомобилей высокопоставленных «единороссов», имитировало борьбу с привилегиями. Эти действия показывали в новостных передачах федеральных каналов телевидения. Грызлов лично откручивал эти неформальные «символы власти» с автомобилей Госдумы. Правда, в июне 2007 г. секретарь Генсовета В. Володин пожаловался корреспондентам «Комсомольской правды»: «Мы их снимаем, а нам опять ставят. Каждое утро».

В 2006 г. Сурков предпринял попытку венчания реформы избирательной системы новой идеологической разработкой – концепцией «суверенной демократии». Отсутствие внятной идеологической позиции оставалось слабым местом партии.

В марте 2003 г. на ІІ съезде партии Б. Грызлов попытался дать определение идеологической позиции, однако т.н. «идеология общенационального успеха» не прижилась в духовной жизни общества. В. Сурков, как сторонник социал-дарвинистской модели, в качестве базовых ценностей, имевших непреходящее значение в истории России, называл три составляющие: материальный успех, свобода и справедливость. Естественно, у людей, представлявших масштаб постигшей Россию катастрофы, подобное утверждение вызывало чувство справедливого негодования.

В феврале-июне 2006 г. главным постулатом в идеологических изысках Суркова закрепляется новое словосочетание – «суверенная демократия».

В конце августа по поводу нового словосочетания даже решили провести конференцию «Суверенное государство в условиях глобализации: демократия и национальная идентичность». В течение двух часов, порой переходя на личности, представители политических партий, ведущие политологи и политтехнологи говорили о концепции суверенной демократии. Замечательные «единороссы» и видные политики В. Сурков, В. Володин, А. Исаев, Г. Павловский, Д. Орлов, А. Мигранян, В. Зорькин выступали с докладами «Концепция суверенной демократии апеллирует к достоинству российской нации», «Демократические ценности – это основа построения суверенного государства», «Настоящая подлинная демократия может быть только суверенной», «Правомерно говорить " суверенная демократия"», «Суверенная демократия дает ответ на четыре основные угрозы», «Суверенная демократия – мощное идеологическое оружие», «Суверенная демократия нуждается в разработке именно как универсальное понятие». Участники конференции на полном серьёзе стали считать, что вокруг слов «суверенная демократия» сплотится «российская нация». А один из участников дискуссии, возможно в порыве интеллектуального экстаза, предложил прилагательное и существительное в термине поменять местами и назвать окружающую действительность «демократическим суверенитетом».

Поначалу на термин обрушился будущий Президент РФ Д. Медведев. 24 июля 2006 г. он сказал: «Мне кажется, " суверенная демократия" – далеко не идеальный термин, впрочем, как и любой другой. Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии или просто о демократии при наличии всеобъемлющего государственного суверенитета».

8 сентября 2006 г. на встрече с иностранными корреспондентами уже В. Путин отметил, что понятия «суверенитет» и «демократия» принадлежат двум разным сферам. «Это занятие политологов. Я им не мешаю», – добавил он, комментируя «забаву» Суркова. Слова Президента вызвали переполох в стане «единороссов». 12 сентября В. Сурков на II всероссийском медиа-форуме, ответил Президенту следующим образом: «Мне все равно, что будет с термином, мне не все равно, что будет с суверенной демократией. Дискуссия вокруг этого термина меня не волнует... Не в филологическом кружке занимаемся. Главное – что за ним стоит».

В конце января 2007 г. на форуме в Давосе Д. Медведев подтвердил свой отрицательный взгляд на термин «суверенная демократия».

Однако плод усилий кремлёвских политтехнологов на VІІ съезде партии попал в программное заявление партии, где термин «суверенная демократия» определялся следующим образом: «…это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и закон; – это возможность эффективно участвовать в формировании справедливого мироустройства; – это синоним нашей внешней безопасности; – это условие нашей исторической конкурентоспособности…; – это безоговорочное признание универсальных демократических ценностей при понимании многообразия национальных моделей их реализации».

VІІ съезд партии проходил 2 декабря 2006 г. в Екатеринбурге. Гостей и участников съезда было около 2500 человек. Лидер «единороссов» Б. Грызлов перед открытием съезда перечислил, что в партии состоят около 1 млн. 200 тыс. членов, из них 288 – члены Госдумы, 112 – сенаторы, 68 – губернаторы (на съезде вступил ещё один), 1960 – депутаты региональных законодательных собраний, а счёт членов органов местного самоуправления пошёл на десятки тысяч. Съезд показал, что «единороссов» беспокоят не внутрипартийные задачи, а стратегия развития страны. «Идеологически «единороссы» останутся центристами, – сказал Грызлов в своём докладе, – и потому сочли себя вправе предложить обществу поддержать выдвинутые ими приоритетные задачи». По его словам, речь идет о «сбережении российского народа», о «создании в России экономики инновационного типа», «искоренении коррупции и общем повышении эффективности государства». В рамках съезда «единороссы» приняли программный документ («Россия, которую мы выбираем»), который должен стать основой будущей партийной платформы. Документ продекларировал три задачи стоящие перед «единороссами».

Во-первых, это «создание в России экономики инновационного типа». Говорилось о воспитании «инновационного мышления», «государственной стратегии инновационного развития страны», «национальной инновационной системе», «инновационной деятельности», «поддержке инновационных производств».

Во-вторых, на все лады в документе склонялось слово «коррупция»: «Не в должной мере ведется борьба с коррупцией»; «…продолжение борьбы с коррупцией»; «…коррупция является одной из реальных угроз российской демократии…» и т.д.

Демографическая катастрофа обусловила и третью задачу: «сбережение российского народа».

В политическом докладе Грызлова «От стабилизации к развитию: политические приоритеты Партии " Единая Россия"» много места уделялось экономики страны.

На съезде большое внимание уделили неполитическим проектам партии. С учётом положительного опыта реализации ранее утвержденных проектов: «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и «Развитие Сибири и Дальнего Востока», съезд одобрил ещё 18 партийных проектов, в том числе такие проекты, как «Авиапром», «Санкт-Петербург – морская столица России», «Российский лес», «Энергетическая безопасность» и т.д. Три проекта партии – «Российский Агропром», «Урал промышленный – Урал полярный», «Сочи-2014» – со временем обрели статус «федеральных целевых программ». Помимо запуска 20 партийных проектов по различным темам, руководство партии чрезвычайно обеспокоило состояние дел в рыболовстве, лесной отрасли, авиаперевозках, торговле цветными металлами и алкоголем, а также ситуация на продовольственных рынках. Резкой критике был подвергнут глава компании РАО «ЕЭС» А. Чубайс. Полученная компанией прибыль, по мнению Грызлова, не направляется на развитие электроэнергетики, а «инвестируется в карманы».

В ряды партийцев приняли двух олимпийских чемпионов: А. Сихарулидзе и С. Журову.

Между тем на протяжении 2004-2006 гг. рейтинг главной «партии власти» постоянно возрастал. По данным ВЦИОМ с конца 2004 г. к концу 2006 г. он вырос с 34 до 48%.

В это время произошло становление своеобразных форм самодеятельного характера «Единой России». Проявлялся он, в основном, в организации социальных акций в регионах. Местные отделения проявляли большую изобретательность в форме и методах их проведения. Акции, как правило, проходили в школах, ВУЗах, на площадях, в парках, стадионах, библиотеках, музеях и т.д. Мероприятия проходили в формах спортивных соревнований, организаций экскурсий для ветеранов или детей, в стреч с населением и т.п. Имели место и поздравительные или праздничные акции. Во время их проведения через лозунги пропагандировался здоровый образ жизни: «Сигареты – в обмен на конфеты», «Нет наркотикам!», «Будь здоров!», «Выходи во двор – поиграем». Массовость и частота их проведения положительно влияли на образ «Единой России» среди населения.

Совершенно в иную, чем рейтинг партии, сторону развивалась экономика страны. Лишь топливно-энергетический комплекс демонстрировал динамику. Доля ТЭК в экономике страны к 2005 г. возросла до 40 %, в то время как в СССР в 1980 г. она составляла 12%. А вот, например, показатель потребления металла в России на душу населения в конце 2006 г. составил всего 155 кг. В то время как в США и развитых странах Европы уровень этого потребления равнялся 400-500 кг., а в КНР достиг 200 кг. Производство металлообрабатывающего оборудования в России стало меньше, чем в Японии в 82 раза, в Германии в 50 раз, в Китае в 31 раз. Советский Союз по этому показателю был вторым в мире, совсем немного уступая США. Подобное положение было практически во всех перерабатывающих отраслях экономики.

Оптимизма не внушали изношенная материально-техническая база промышленности, потеря значительной части квалифицированных кадров промышленных рабочих, развал фундаментальной и прикладной науки. Россия потеряла и продовольственную независимость. Из-за границы ввозили практически все виды продовольствия: от мяса до молока.

В социальной сфере «Единая Россия» продолжила стратегическую линию, заложенную ещё в 90-х гг.: передача государственной собственности в частные руки. В июне-октябре 2006 г. «единороссы» утвердили Закон «Об автономных учреждениях», разрешающий приватизацию государственных ВУЗов.12 апреля 2006 г. фракция «Единая Россия» проголосовала за «Водный кодекс РФ» в новой редакции. Новые нормы кодекса позволили частным лицам приватизировать источники питьевой воды в населённых пунктах. 8 ноября 2006 г. был принят в новой редакции «Лесной кодекс РФ». Законом предполагалась лазейка, благодаря которой лес мог оказаться в частной собственности. Из лесничеств было уволено 200 тысяч лесников. Природные ресурсы стали потихоньку превращаться в товар, при этом уничтожалась система государственного управления и контроля в области природопользования и охраны окружающей среды. Принятие этого закона аукнется засушливым летом 2010 г., когда небо центральной России, Сибири, Поволжья и Дальнего Востока затянет гарь лесных пожарищ.

В этот период принимались и другие законы, вызвавшие в обществе разочарование. Среди них была и ратификация договора о передаче Китаю речных островов в Хабаровском крае, где в 1969 г., погибли десятки военнослужащих отстаивавших территориальную целостность Советского Союза.

За период 2004-2006 гг. «Единая Россия» значительно укрепила свой положительный образ в глазах населения. Этому способствовали не структурные изменения в экономике, сплочение населения на единой идеологической платформе или честная победа в идеологической борьбе, а тотальный контроль над федеральными и региональными СМИ, а также внесённые изменениям в законодательные основы политической системы.

Содействовал этому процессу и высокий рейтинг Президента РФ, имя которого было тесным образом связано с партией. Высокие цены на нефть позволяли прикрыть вопиющий разрыв в доходах различных слоёв населения. В целом же стратегический курс страны, сочетающий в себе либерализацию экономики с идеей целостности страны, остался неизменным.

К 2007 г. очевидным стало и то, что В. Путин окончательно отмахнулся от задачи выработки «новой российской идеи», которую он ставил в статье «Россия на рубеже тысячелетий», за день до ухода Б. Ельцина из большой политики. Приоритетным для него остались политические технологии, удобные приёмы манипулирования общественным сознанием. В рамках этой тактики он и подобрал себе преемника Президента.

5 сентября 2005 г. В. Путин на заседании президиума Госсовета объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса». Программы заработали с 1 января 2006 г. и были рассчитаны на период до 2008 г. включительно. Куратором нацпроектов Путин поставил Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. Медведева. Пропагандистская шумиха вокруг этих проектов, реализация которых совпадало с окончанием выборов Президента, более всего напоминало предвыборную президентскую кампанию одного человека.

«Единая Россия» к процессу выработки этого важнейшего вопроса для страны не привлеклась. Стать «партией власти» в широком смысле в этот период ей суждено не было. Исполнительную власть по-прежнему возглавлял беспартийный Президент. Правительство РФ, формируемое Президентом без оглядки на мнение «единороссов», также осталось беспартийным. «Единая Россия» стала главным инструментом проведения воли исполнительных структур в законодательных органах власти, а её самодеятельный характер был весьма ограничен. Самостоятельной стратегии или электоральной политики у партии не было. В 2004-2006 гг. окончательно был закреплён её статус как несамостоятельного политического субъекта. Между реальной политикой проводимой властвующей элитой и формой её представления гражданам России возник серьёзный разрыв. Радикальный либерализм в экономике и пренебрежительное отношение к реальному воплощению демократических прав и свобод сочетались с нарастанием популистской риторики, которую лидеры «Единой России» выдавали за «политический центризм». Популизм «Единой России» прикрывал радикально-либеральную политику олигархического слоя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.