Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Къазауат - битва






Иш башлай туруп, арт сагъышын эт, Къазауатха кире туруп, ал

сагъышын эт.

Начиная труд, думай о его завершении, Вступая в битву, думай о ее

начале.

 

Хансыз таурух болмайды, Къансыз уруш болмайды.

Элге жау кирген болса, Жан аягъан эрмиди?

 

Нет легенды без (упоминания)

хана, Нет битвы без (пролития) крови.

Когда в страну вступает враг, Мужчина ли тот, кто щадит себя?

 

Жауну хорлагъан — махтаулу иш, Жаугъа хорлатхан — уллу бедиш.

Урушда ёлген шейитди, Къачып ёлген а итди.

Окъ тиймезин сайлагъан Туугъан элин сакъламаз.

Кебин кийген къайтмаз, Кюбе кийген къайтыр.

Победить врага — славное дело, Потерпеть поражение — великий

позор.

Погибший в (правой) битве —

мученик, Погибший в бегстве — пес.

Кто желает избежать стрелы

(пули), Тот на защиту народа не встанет.

Надевший саван не возвращается, Надевший латы — вернется.

 

Воинственная жизнь наших предков оставила глубокие следы в его культуре. Кодекс - не исключение. Из народных изречений о войне, сражениях, битвах и т. п., вероятно, можно составить целую книгу. Но и этого раздела вполне достаточно, чтобы увидеть за ним присутствие огромного опыта.

В отличие от труда, в где можно, с большей или меньшей уверенностью говорить о его результатах, в битве тебе и твоим соратникам противостоят такие же люди, ничем не хуже, и расчитывать обойтись без кровопролития нельзя, и чем она закончится, неясно. Поэтому Кодекс советует прежде всего постараться получить преимущество сразу, сломить противника и развить успех.

Как уже говорилось, защита родины (или села, общества) признавалась прямой обязанностью и долгом узденей. Разумеется, тот из них, кто будучи здоров, не являлся по сигналу тревоги, рисковал очень многим - прежде всего репутацией. Это стало бы для него гражданской казнью, если не хуже (см. ниже).

Присущий карачаево-балкарцам максимализм виден и здесь - «Ёз-ден Адет» рассматривает поражение как позор. Разумеется, это изречение надо рассматривать не отдельно, а в связи с другими, на ту же тему. Выше говорилось, что поражением Кодекс считает нежелание или неумение человека (или воинства) отдать все силы достижению победы. Если ее нет, а есть поражение, значит для победы было сделано мало, не все.

Выражая народное презрение к тем, кто, выдавая себя за истинных воинов, вышли на битву, а потом сбежали (следовательно, обманули товарищей, сыграли на руку врагу), «Ёзден Адет» указывает и на необходимость веры в победу. Последнее изречение - слова, с которыми провожали на битву воинов их матери, жены или сестры, веря в их победу и возвращение, утешая себя.

Слово къазауат происходит от къажау, къазау (более древняя форма - къажакъ, къазакъ) - «противостоящий, противоборствующий, противник, воин». Отсюда же и другое значение - «раб» (поскольку в рабство обращали пленных воинов). Отсюда же русское казак - «воин». И общеизвестное газават - «священная война». Къазауат - букв, «противоборство». По характеру сражения и количеству противников военные противоборства делились на следующие виды:

1. Атыш - перестрелка.

2. Чабыуул - атака, нападение.

3. Къагъыш - столкновение, схватка.

4. Согъуш - бой.

5. Сермеш - сражение, битва.

6. Къазауат - битва, война.

7. Уруш - война, брань (как и в русском «брань», второе значение

слова уруш - «ругань»; вероятно, отзвук обычая словесной перепалки

перед поединком и битвой).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.