Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ыйыкъ - неделя






 

Жангы аи бла башланнган иш Онгуна айланыр.

Баш кюн: Понедельник:

Дуния баш кюн жаратылгъанды.

Ишни баш кюн башласанг, Заманында тамам болур.

Юй ишлеп башла; жолгъа чыкъ; уугъа бар; жортууулгъа атлан; келечиле ий;

кийим тик; сабийни бешикге сал.

 

Работа, начатая в новолуние, Будет успешной.

Мир был создан в понедельник.

Если начнешь работу в понедельник, Она завершится в срок.

Начинай строительство дома; выезжай в дорогу; иди на охоту; отправляйся в набег; посылай сватов; шей одежду; клади младенца в люльку (в первый раз).

 

Геуюрге кюн: Вторник:

Геуюрге кюн — къызгъанч кюн. Геуюрге кюн иш башлама; жолгъа чыкъма; терек салма; сабаннга чыкъма; къонакъгъа барма.

 

Вторник — день скупой.

Во вторник работу не начинай; в дорогу не выезжай; деревья не сажай; поле не паши; в гости не ходи.

 

Бараз кюн: Среда:

Къурман кюню — бараз кюн.

Бараз кюнде къош кёчюрме.

Бараз кюнде къайгъы аш юлеш.

Жангы юйде от этсенг — бараз кюн.

 

Среда — день жертвоприношения.

Не переноси кошару на другое место.

Раздавай поминальную пищу.

Разжигай огонь в очаге нового дома.

 

Орта кюн: Четверг:

 

Жауун тилек — орта кюн.

Байрым кече кёрген тюшюнг кер-ти болур. Байрым ингир — жауунлу. (Ол ингирде битеу юйюр, жу-уунуп, баш жюлютюп, солуу кюн-нге хазырлана эди.)

Моление о дожде — в четверг (в засуху).

Сон, увиденный в ночь на пятницу, — вещий.

Вечер четверга — дождливый. (Поговорка; вся семья накануне пятницы купалась, мужчинам и старикам брили головы.)

 

Байрым кюн: Пятница:

 

Байрым кюнюнг — солуу кюнюнг.

Байрым кюнде — жума намаз.

Байрым кюнде ныгъыш толу.

Байрым кюнгонг — байрамды, Ишлегенинг — харамды.

Байрам этсенг — байрым кюн. (Келген келин насыплы болады дейдиле.)

Байрым кюнде союм этме.

Пятница — день отдыха.

В пятницу - пятничный (общий) намаз.

В пятницу сельская площадь полна.

Пятница — это праздник, Работа в пятницу — не впрок.

Если играешь свадьбу, то в пятницу.

(Невеста будет счастливой.)

В пятницу заклание запретно.

 

Шабат кюн: Суббота:

 

Шабат кюнюнг — экили.

Къоншунга да от берме (ырысхы таркъаяды);

сабийинге ат ата; мал кесме.

 

Суббота — день двойственный.

Не давай огня даже соседу (богатство иссякнет);

нарекай ребенка именем; скот не режь.

 

Ыйых кюн: Воскресенье:

 

Ыйых кюн — Тейри кюн.

Союм этсенг — ыйых кюн.

Ыйых кюн сабий тууса, Къолан тууар союлур. (Ол кюн окъуна.)

Сабийине ат атарыкъ Ыйых кюнню сакъласын.

Суу сугъарсанг, дарман хане жый-санг — ыйых кюн.

 

Воскресенье — день (посвященный) Тейри.

Совершай жертвоприношение.

Бели в воскресенье родится

ребенок,

Режут пегую корову. (В тот же день.)

Кто хочет дать ребенку имя, Пусть дождется воскресенья.

Орошай поле, собирай лекарственные травы.

 

Причины того, почему успех различных предприятий и начинаний связывался с теми или иными днями, неясны. Можно только предполагать, что начинать работу с новолуния считалось лучшим потому, что дело ассоциировалось с ростом луны. Сотворение мира началось в понедельник, потому он называется «баш кюн» - «головной, начальный день». Дом - маленькая модель мира, поэтому его тоже лучше начать строить в понедельник.

Неясно, почему вторник считался и считается у карачаево-балкарцев «плохим днем». Может быть, в этом повинна все та же народная этимология, усмотревшая в его названии (геуюрге кюн - «день св. Георгия») слово гяуур - «неверующий».

Некоторые исследователи видят в названии среды (бараз кюн) следы культа христианской святой Параскевы. Этот день может оказаться и днем, посвященным барсу, главному тотему предков карачаево-балкарцев (и всех северных тюрков - от Крыма до Якутии; главный тотем южных тюрков, от Босфора до Уйгурии - волк).

Одно предположение: может быть, наши предки называли - в глубокой древности - дни недели по названиям главных тотемов? Зача-рованность творцов Кодекса магией числа 7 мы уже видели, то же самое - в мифологии и эпосе. Но главных тотемов - шесть: барс, черно-бурая лиса, конь, волк, орел, сокол, бык. Седьмым, вероятно, являлось неизвестное животное, которое приносили в жертву. Потому, наверно, седьмой день и называется ыйых кюн - «день жертвоприношения». В мифах и обрядах, эпосе чаще всего говорится о двух жертвенных животных, коне и быке, причем жертвоприношение быка прямо связывается с сотворением мира - суша образуется на его лопаточной кости, - и началом года, весной. У быка в тюркских языках несколько названий, древнейшее - от («трава, растение»; «отрава»; «бык»), ёгюз (от ёгюр, ёкюр, букв, «ревун»; совр. знач. «вол»), бугъа, бугъ, богъа, богъ, сюда же примыкает буу («олень-самец»). Но некоторые варианты термина близки к слову багъ, бакъ, бах, бай, бий - «бог, божество». В период тотемизма образ Бога, своей жертвой создавшего Вселенную, изменился в образ жертвенного животного, быка, из плоти которого сотворился мир, т. е. народ переосмыслил жреческий миф на свой лад. Вероятно, неслучайно воскресенье названо в Кодексе днем, посвященным именно Тейри. До середины XIX века соблюдался обычай весной приносить в жертву быка, которого содержали и откармливали в течение года всем селом (зафиксировано Всеволодом Миллером и Максимом Ковалевским).

Четверг именуется орта кюн «срединный день». Следует учесть, что в помещенных здесь поверьях совмещены наслоения нескольких эпох и религий (тенгрианства, язычества, христианства, ислама). Днем отдыха в исламе является пятница, поэтому накануне все домочадцы купались перед общей молитвой в мечети, встречей с односельчанами, совместным провождением досуга и т. п.

Название пятницы - байрым кюн - «день Байрым», богини-покровительницы детей и материнства. Вероятно, поэтому невесту предпочитали водить в дом именно в пятницу (но в этот день родился и пророк Му-хаммад). Запрет на жертвоприношение в пятницу, скорее всего, был введен в период, когда аланы исповедовали христианство, - в этот день был распят Иисус Христос.

Слово «шабат», как и русское «суббота» - заимствование из еврейского (вероятно, в период господства иудеев в Хазарии). Считалось, что в этот день нельзя передавать огонь - достаток исчезнет. Наречение именем в субботу, возможно, основано на народной этимологии: шамат, шам am означает «священное имя» (звуки М и Б в тюркских языках часто чередуются).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.