Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факъырачы - нищий






 

Адам къолгъа сюйюп къарамайды, Тилей эсе, бермей жарамайды.

Ушхууурчу — тамалсыз, Садакъачы — амалсыз.

Тёлеген — санап, Тилеген — сыпан.

Садакъа бермеучю — садакъа тийишли.

Факъырачыны къапчыгъы тешик.

Садакъачы ач жыл къысар.

Факъырачыны дауу жокъ, Дауу жокъну — жауу жокъ.

 

Человек нищенствует не по своей воле, Если он просит, не подать нельзя.

У нахлебника нет достоинства, У нищего — выхода.

Кто платит — считает, Кто просит (подаяние) —

испытывает (тебя).

Кто не подает нищим достоин

подаяния.

Котомка нищего дырява (свое занятие не бросит).

Попрошаек много в голодный год.

У нищего нет претензий, У кого нет претензий, нет и

врагов.

 

В прошлом среди карачаево-балкарцев были рабы и рабыни, крепостные, бедняки и батраки, но нищих не было и не могло быть. Нищета одного человека могла покрыть позором весь его род. Чтобы не потерять уважение в обществе, род считал своей святой обязанностью помочь родичу, потерявшему состояние в силу разных обстоятельств. Состоятельные люди, кроме того, по осени выделяли слабым семьям часть скота (вдовам, сиротам, беднякам) - зекят, согласно шариату. Как уже говорилось выше, просить подаяние для карачаево-балкарцев было совершенно немыслимым делом (в силу национального характера), гораздо хуже смерти. (Показательно, что и в языке нет таких терминов, слова факъыра, садакъа - «милостыня, подаяние» - из арабского.)

Однако к нищим отношение было самое гуманное, вплоть до последнего времени. Нельзя вдаваться в рассуждения о том, почему человек просит милостыню, или распрашивать его самого: если просит - подай. Конечно, народ при этом понимал, что нищих не убавится. Объясняли себе нищенство тем, что у человека не осталось никакого другого выхода, тем, что он сломлен, а как и почему - не наше дело, Бог ведает, что там творится в других землях и народах. Более того, нищие рассматривались как посланные самой судьбой для испытания на человечность, милосердие. Неслучайно существует выражение: Факъырачыпы сомун сыйыргъанлай - «Словно у нищего рубль отобрать», определяющее предел морального падения. Не подающий подаяния сам достоин милостыни.

Но совсем иначе говорится в Кодексе о нахлебниках, т.е. соплеменниках, эксплуатирующих доброту своих знакомых, родственников и соседей. К ним, в отличие от нищих, отношение презрительное. Оно и понятно - имея возможность работать и жить не хуже других, они выпрашивают, при этом не признавая себя нищими, т.е. притворяются (а ко всякой форме притворства, хитрости, двуличия, позерства, т. е. лжи, как уже говорилось, отношение в народе резко отрицательное). Отсюда, например, прозвище ушхууурчу - букв, «ужинолюб», «являющийся к ужину».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.