Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ариу - Красивый






 

Керти ариуну неси да ариу.

Тышы — жылтырауукъ, Ичи — къалтырауукъ.

Ариуну аурууу кёп. Ариу адам кёз алдар.

Бети ариу — башха, Ниети ариу — башха.

Атны ариуу хора болур, Адамны ариуу чола болур.

В истинно красивом красиво все.

Снаружи — блеск, Внутри — дрожь.

В красивом (часто) много

недугов.

Красивый человек — обаяние (обман) глаз.

Красивый лицом — одно, Красивый помыслом — другое.

 

 

Красивый конь — обычно

чистокровный, Красивый человек — обычно

своевольный.

 

Ни один народ, как и ни один человек, не может с одинаковым успехом охватить и осмыслить все, поскольку не все считает одинаково важным и не на все обращает одинаковое внимание. Эстетика, в отличие от этики, - слабо разработанная область карачаево-балкарской народной философии. Конечно, карачаево-балкарцы, как и все другие народы, имели и имеют свои представления о прекрасном, создавали шедевры красоты в камне, дереве, изумительны орнаменты их ковров, мелодии и слова древних песен, рисунок танцев, золотое и серебряное шитье и т. п. Мы же говорим о недостатке внимания к самой проблеме красоты, ее осмыслению и разработке, что ощущается даже в языке - мало терминов, да и имеющиеся носят не конкретный характер, а общий. Вероятно, это объясняется пристальным вниманием народных мыслителей к внутреннему, а физическая, природная красота понималась ими как нечто внешнее, под чем может скрываться и часто скрывается иное. Возможно также, что повышенный интерес к проблеме красоты более присущ народам с женской ментальностью; но карачаево-балкарцы - народ с чисто мужским характером (см. нашу работу «Душа Балкарии»). Отсюда их тяга к монументальности, крупным формам и нелюбовь к занятиям кропотливым, к мелким деталям, к хитросплетениям, работе в сфере услуг и пр. (что, говоря о характере тюрков, отмечал в одной из своих работ великий лингвист Николай Трубецкой).

Интересно, что их речь допускает выражения «красивый ребенок», «красивый юноша», но «красивый мужчина» (ариу киши) звучит уже странно, даже нелепо; можно сказать только ариу адам «красивый человек». Но это (в большинстве случаев) означает не только то, что этот человек красив внешне, но и то, что он обладает высокой нравственностью. Доминанта этического, присутствующая в мышлении карачаево-балкарца, звучит и в этом выражении.

Чисто внешняя красота не только не привлекает особого внимания (она просто отмечается), но и является чем-то подозрительным, тем, что следует проверить. Характер карачаево-балкарца тяготеет к определенности и максимализму - «В красивом человеке красиво все» - т. е. и душа. Поскольку «красивый» и «чистый» - оба ариу. Красиво то, что чисто - внутренне и внешне.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.