Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы рабочей среды — СМ. Рабочая среда.






 

 

компенсирующие параметры. По мере увеличения силы воздействия дестабили­зирующего фактора возрастает реакция той физиологической системы (компен­сирующая (функция), которая обеспечива­ет поддержание уровня работы и физио­логические константы наиболее значимых для организма систем (стабилизируемая функция). Аналогичные изменения про­исходят и в структуре деятельности; за счет ухудшения некоторых второстепенных по отношению к цели данной деятельности параметров поддерживаются недостаточно высоком уровне приоритетные пара­метры. Ухудшение приоритетных парамет­ров деятельности происходит лишь после того, как стабилизируемая физиологичес­кая функция перейдет на новый, резер­вный уровень стабилизации. Наличие качественных переходов в состояние фи­зиологических функций при монотонном возрастании величины воздействующего на организм фактора является общебио­логической закономерностью. Эта законо­мерность проявляется на уровне и целос­тного организма, и его отдельных органов (Г М. Зараковский).

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АКУСТИКА -область физиологии органов чувств, за­нимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой си­стемой и образования звуков органами речи. Основы Ф. а. были заложены Г Гельмгольцем, который создал достаточно стройную теорию слуха, разработал модель восприятия сложных звуков, осуществил простейший анализ и синтез звуков речи. Основные разделы Ф. а.: 1) изучение фи­зики и биофизики восприятия простых и сложных тональных сигналов; 2) изуче­ние физиологических аспектов речеобразования и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов); 3) изучение нейродинамических показателей слуховой системы. В первом разделе Ф. а. исследу­ются абсолютные и разностные пороги слу­ха. закономерности формирования ощу­щений громкости и высоты, субъектив­ное восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д. Некоторые авторы относят эти вопросы к психоакустике. Во втором разделе Ф. а. исследуются количе­ственные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта. В третьем разделе рас­сматриваются проблемы восприятия зву­ковых последовательных стимулов в за­висимости от интервала времени между ними при учете их интенсивностей, час­тот и длительностей. В Ф. а. принимаются данные системы нейроанатомии. Значительное место в Ф. а. за­нимает изучение звукопроводящего и звуковоспроизводящего аппарата и неко­торых патологических состояний слуха. В настоящее время исследования органов слуха и речи базируются на методах совре­менных физических измерений, поэтому некоторые авторы считают Ф. а. частью биофизики.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО­ГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высших уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиоло­гия и нейропсихология, в которых изуча­ются нейронные механизмы психических процессов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (в ин­женерной психологии) — методы исследования деятельности оператора, основанные на регистрации и анализе физиологических функций человека-оператора. С помощью Ф. м. пытаются установить, каким обра­зом мозгу удается скоординировать все сложнейшие процессы, лежащие в основе как управляющих действий оператора, так и одновременно необходимые для поддер­жания жизнедеятельности его организма. Применение Ф. м. в инженерной психо­логии обусловлено следующими обстоя­тельствами: 1) физиологические показа­тели имеют важное значение для контроля состояния оператора; 2) любое психоло­гическое проявление имеет физиологи­ческую основу; 3) в клинической прак­тике и физиологии труда накоплен определенный опыт обработки и анали­за физиологических показателей, име­ется также богатый арсенал приборов для проведения физиологических измене­ний; все это создает благоприятные воз­можности применения Ф. м. при прове­дении инженерно-психологических исследований.

Среди Ф. м. наибольшее распространение при исследовании деятельности операто­ра получили электрофизиологические методы. Они основаны на регистрации биопотенциалов, возникающих в тканях живого организма спонтанно или в ответ на внешнее раздражение. Чаще всего ис­пользуется регистрация биопотоков моз­га (спонтанная энцефалограмма — ЭЭГ и вызванные потенциалы — ВП), биотоков мышц (электромиограмма — ЭМГ), био­токов сердца (электрокардиограмма — ЭКГ), биотоков кожи (кожно-гальваническая реакция — КГР), биотоков сетчат­ки и глазных мышц (электроокулография — ЭОГ и электроретинография — ЭРГ). Помимо этих методов используют­ся также пневмография — изучение функ­ций внешнего дыхания, плетизмогра­фия — регистрация сосудистых реакций организма, измерение тремора, энерго­трат организма и др.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ —состояние динами­ческой активности функций организма, обеспечивающих конкретную деятель­ность. Ф. э. д. формируется в процессе ос­воения профессиональной деятельности и отдельных ее этапов. В своей основе он имеет избирательную активацию различ­ных физиологических, биохимических процессов, организацию и реорганиза­цию их в определенную систему. Уровень Ф. э. д. может быть должный, т. е, обеспе­чивающий конкретный вид деятельнос­ти с минимально возможным для данных условий расходом ресурсов, может быть повышенный и пониженный. Процесс формирования Ф. э. д. представляет со­бой адаптацию к конкретному виду дея­тельности. Динамическую регуляцию этого эквивалента по ходу деятельности можно рассматривать как гомеостазирование физиологических показателей на определенных, заранее (в результате адап­тации) запрограммированных уровнях (Н. И. Фролов). Близкими к понятию Ф. э. д. являются понятия физиологичес­кая цена деятельности», вегетативное обеспечение работы». Ф. э. д. формируется в результате энергопластического обеспе­чения, которое должно соответствовать характеру выполняемой деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА — влияние цвета на организм че­ловека и протекающие в нем физиологические процессы. Воздействие красного и оранжевого цветов может способствовать повышению артериального давле­ния, учащению частоты пульса и дыха­ния, укорочению времени реакции, повышению в первое время работоспо­собности, а затем ее снижению. Желтый и зеленый цвета являются нейтральны­ми, их влияние на физиологические процессы почти не заметно. Эти цвета являются наиболее оптимальными с физиологической точки зрения. Голубой и синий цвета могут приводить к сни­жению артериального давления, замед­лению пульса, снижению частоты дыха­ния, незначительному повышению ра­ботоспособности. Фиолетовый цвет обычно оказывает угнетающее действие, приводит к снижению времени реакции и общей работоспособности человека. На основании сказанного считается, что цвета крайних участков спектра не дол­жны использоваться в качестве основных при выборе цветового решения произ­водственного интерьера. В ряде случаев можно уменьшить утомление за счет пе­риодического переноса взгляда на допол­нительный цвет.

ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ - кон­цепция, трактующая поведение орга­низма как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моде­лью будущего (искомого результата). Мо­дель потребного будущего строится моз­гом на основе информации о текущей си­туации и прежнем опыте, однако не но­сит жесткого характера, так как организм постоянно стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наибо­лее эффективных путей достижения цели, решения двигательной задачи. Со­здав программу поведения, организм бо­рется за нее, преодолевая сопротивление среды, особенности которой учитывают­ся посредством вносящих в программу сенсорных коррекций. Это позволяет ак­тивно перестраивать поведение по прин­ципу обратной связи, благодаря чему оно носит характер рефлекторного кольца, а не дуги. Непрерывное циклическое вза­имодействие организма со средой осуще­ствляется на различных уровнях постро­ения движений. Для исполнительного аппарата характерно большое количество степеней свободы, избыточное количе­ство которых преодолевается координа­цией движений и превращением испол

 

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА— интегративная характе­ристика состояния человека с точки зре­ния эффективности выполняемой им де­ятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надеж­ности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизи­ологии Ф. с. о. рассматривается как состоя­ние органов, отдельных систем и организма в целом (см. Функциональное состояние орга­низма). В отличие от этого, в инженерной психологии и эргономике Ф. с. о. анали­зируется на уровне работающего челове­ка. Реализация психологического подхо­да к трактовке Ф. с. о. основывается на принципах системно-структурного анали­за, в котором выделяются следующие ос­новные уровни представленности Ф. с. о.: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения дея­тельности и субъективно-рефлексив­ный. В соответствии с этим выделяют­ся основные группы диагностических средств и методов, используемых для оценки Ф. с. о. Обобщенная характерис­тика Ф. с. о. дается на основе процедур интеграции разноуровневых показателей. Для этого применяются методы распозна­вания образов, регрессионный, корреля­ционный и факторный анализы, много­мерное шкалирование и др. (см. также Симптомокомплекс). Классификация Ф. с. о. строится на осно­ве разных прагматических и содержатель­ных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды Ф. с. о.; разрешен­ные и запрещенные; острые, хронические и пограничные; комфортные и диском­фортные. Основными видами Ф. с. о. яв­ляются: 1) состояние оперативного покоя, которое характеризует готовность челове­ка к включению в рабочий процесс, но не отражает его специфики; 2) состояние адекватной мобилизации, которое харак­теризует человека, уже включившегося в деятельность; при этом происходящие из­менения в организме человека адекватны выполняемой деятельности; 3) состояние динамического рассогласования, возни­кающее в том случае, когда нарушается адекватность компенсаторных и адаптаци­онных механизмов оператора. В том слу­чае, когда в характеристике Ф. с. о. хотят выделить один какой-либо компонент,

вне зависимости от адекватной мобили­зации или динамического рассогласова­ния, говорят о частных видах Ф. с. о., напр. состоянии гипоксии, заторможенности, бодрствования, эмоциональной напря­женности, монотонии, утомления и др. Специально выделяются также погра­ничные Ф. с. о., близкие к патологичес­ким состояниям, напр. переутомление. Разработка и использование методов оценки, прогнозирования и оптимиза­ции Ф. с. о. являются важнейшими практическими задачами инженерной психологии.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА — интеграция уровней ак­тивности различных физиологических систем, определяющая условия осуществ­ления деятельности. Ф. с. о, имеют тони­ческую составляющую — базовый уровень активности основных физиологических систем (основной обмен, гормональный статус, активность нервной системы), фи­зические компоненты, формирующиеся при необходимости реализации опреде­ленных, функционально значимых видов деятельности. Ф. с. о. характеризуется ре-гулируемостью — потенциальной воз­можностью самонастройки активности разных компонентов целостной системы (организма) в соответствии с внешни­ми и внутренними требованиями. Эта характеристика определяется деятельно­стью ц. н. с., Ф. с. о. которой — сложная многокомпонентная интеграция актив­ности мотивационных, активационных, эмоциогенных структур мозга. Актив­ность этих составляющих может быть сба­лансирована (оптимальный вариант) или проявляться несогласованно. Посред­ствам регулирующих влияний ц. н. с. осу­ществляется активное динамическое вза­имодействие деятельности и Ф. с. о. Определяя параметры деятельности, Ф. с. о. само модулируется ее запросами. Ф. с. о. вне деятельности рассматривается как фо­новое. В нем можно выделить состояние покоя (спокойное бодрствование) и опе­ративного покоя (мобилизационная го­товность). Покой является отражением «образа мира» субъекта, глобальной точ­кой отсчета для возможных событий. Оперативный покой направлен на реше­ние конкретной задачи, он проявляется в избирательном повышении в будущем

отчужденности субъекта от самого себя, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстра­вертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлени­ях собственного внутреннего мира, кото­рым она придает высшую ценность; не­общительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. В западной психологии существуют раз­личные подходы к объяснению понятия Э.—и. В отечественной психологии про­явления Э.—и. рассматриваются как свой­ства темперамента, т. е. как динамичес­кие, а не содержательные характеристи­ки психических процессов, служащих предпосылкой развития специфических личностных качеств.

 

Х

мы, потери времени на действия, опосре­дованно влияющие на трудовую деятель­ность (уход с рабочего места, отсутствие материала и т. п.), определить динамику двигательной и сенсорной активности че­ловека и других показателей его работос­пособности. X. Не должен оказывать вли­яния на естественное протекание трудо­вого процесса. При изучении профессии проводится X. как отдельных периодов работы, так и рабочего дня в целом (фото­графия рабочего дня), в разные смены, дни недели и т. п. Как и любому методу объективного обследования, проведе­нию X. должна предшествовать специаль­ная подготовка, заключающаяся в опре­делении и изучении трудовых операций. Только после четкого определения уров­ня квантования производственного про­цесса и составления регистрируемых на этом уровне операций можно приступать к X. Методика и техника измерения вре­мени могут быть различными — от из­мерения пружинным секундомером, включаемым наблюдателем, до осциллографической регистрации с точностью до миллисекунд (см. также Рефлексометр). В случае, когда нужно измерять малые ин­тервалы времени и возникают техничес­кие трудности их регистрации, можно использовать цикловый метод X. (см. Нормирование операторского труда).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРО­ВАНИЕ — творческая проектная деятель­ность человека, направленная на совер­шенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средства­ми промышленного производства; это дос­тигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдель­ных изделий, их эстетических и эксплуа­тационных характеристик. X. к. содейству­ет созданию гармоничного предметного мира, отвечающего материальным и ду­ховным потребностям человека. X. к. опирается на теорию, разрабатывае­мую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психо­логии, эргономики, семиотики, системо­техники и др. наук. Метод X. к. складыва­ется из художественно-конструкторского анализа (исследований исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономического и кон­структивно-технологического анализа, композиционного анализа) и художе­ственно-конструкторского синтеза, в процессе которого ведется функциональ­но-эргономический поиск, работа над композицией изделия. Специфическим для метода X. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента це­лого комплекса изделий, окружающего человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетво­рять утилитарные и эстетические потреб­ности человека и способствовать повы­шению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом X. к. явля­ются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используе­мые изделия. В этом случае метод X. к. включает такие задачи, как решение воп­росов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование ее структуры с использованием средств уни­фикации и агрегатирования и т. п.

Ч

литический и синтетический. Рассмот­ренные три аспекта изучения и описа­ния Ч. существенны для понимания дея­тельности оператора в системе «человек-машина». Поэтому совокупность понятий, характеризующих оператора, должна ох­ватывать его личностные, профессиональ­ные и индивидуальные особенности. Ины­ми словами, как отмечал Б. Ф. Ломов, на­стоятельной необходимостью при решении задач инженерной психологии являются рассмотрение Ч. не просто как оператора, а прежде всего изучение и рассмотрение оператора как Ч. с учетом совокупности всех его свойств.

«ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА» —первая оте­чественная монография по инженерной психологии (Ломов Б. Ф. Человек и тех­ника, 1-е изд. ЛГУ, 1963. 316 с.; 2-е изд. М.: Сов. радио, 1966, 464 с.). Монография содержит подробное описание психофи­зиологических характеристик человека, определяющих его взаимодействие с ма­шиной. Приводятся обширные данные, характеризующие быстроту реакции опе­ратора на световые, звуковые и др. воздей­ствия; способности человека принимать, хранить и перерабатывать информацию; надежность работы оператора. Дается ха­рактеристика психических процессов и структуры трудовых действий. В книге обсуждаются принципы конструирова­ния индикационных устройств и органов управления, вытекающие из особенностей психической деятельности человека, т. е. рассматривается проблема согласования конструктивных особенностей машины с характеристиками человека, управляюще­го ими. Обобщаются итоги как отече­ственных, так и зарубежных исследова­ний в области инженерной психологии на момент издания книги. Она рассчитана на специалистов в области автоматики и радиоэлектроники, психологов, студентов вузов. Выход книги в свет дал бурный толчок к дальнейшему развитию инженерно-психологических исследований в стране.

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННАЯ СИСТЕМА - тоже, что система «человекмашина». ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР — человек, вы­полняющий операторскую деятельность (см. Оператор, Человек).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАНАЛ СВЯЗИ - математическая схема, абстрактная модель деятельности оператора, условное представление его в качестве канала связи, передающего информацию со средств ото­бражения к органам управления машиной. Имеет вход и выход (соответственно сен­сорный вход и моторный выход) и служит для преобразования сообщений, поступа­ющих на вход, в выходные сообщения. Ч. к. с. характеризуется случайной после­довательностью на входе и распределени­ем вероятностей преобразования входных сигналов в выходные, отражающим харак­тер возможных искажений в процессе пере­работки информации оператором. Ч. к. с. имеет входной и выходной алфавиты сиг­налов. Представление оператора в каче­стве канала связи позволяет (с учетом воз­можных ограничений) осуществлять ин­формационный анализ деятельности.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — психо­логические и другие характеристики че­ловека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. К Ч. ф. относятся, напр., настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, цен­ностные ориентации, стереотипы инди­видуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективное отношение личности к окружающей действительности, межлич­ностные отношения, психологический климата коллективе, психологические барьеры и многие другие, большей час­тью психологические явления, возни­кающие в процессе деятельности людей и их общении друг с другом. Психоло­гическая наука призвана понять зако­номерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные сред­ства управления ими. Эту задачу психо­логия решает в тесном содружестве с другими науками. Главной задачей ком­плексного изучения Ч. ф. является его активизация. Пути, методы и средства достижения этой цели должны опреде­ляться применительно к конкретным условиям. Изучением Ч. ф. в технике занимается инженерная психология. Это изучение идет по двум основным путям. Один из них — учет при создании но­вой техники характеристики и возмож­ностей человека, согласование техники и условий труда с человеком. В этом слу­чае необходимо иметь данные об общих для всех людей закономерностях психических процессов. Другой путь — от­бор и обучение людей для определенных видов деятельности. Здесь необходимо иметь данные об индивидуальных пси­хологических различиях людей, знать методы определения этих различий. Оба пути изучения и учета Ч. ф. в технике не исключают, а дополняют друг друга.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК — система, в которой внешнему наблюдению доступны лишь входные и выходные величины, а ее внут­реннее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Ряд важных вы­водов о поведении системы можно сде­лать, наблюдая лишь реакции выходных величин на изменение входных. Такой подход, в частности, открывает возмож­ности изучения систем, устройство кото­рых либо не известно, либо слишком сложно для того, чтобы можно было по свойствам составных частей этих систем и структуре связей между ними делать выводы об их поведении. Наглядным примером использования модели Ч. я. в психологии являются экс­перименты и их интерпретация в бихеви­оризме. В инженерной психологии метод Ч. я. широко используется при формали­зации деятельности оператора и построе­ния математических моделей его деятель­ности.

ЧЕТКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ — один из основных параметров, характеризующих качество изображения. Соответствует вос­производимости мелких деталей и опре­деляется минимальным расстоянием между ними, когда эти детали в изобра­жении воспринимаются как отдельные. Требуемая Ч. и. зависит от остроты зре­ния, которую имеет наблюдатель в кон­кретных условиях, дистанции наблюде­ния и увеличения оптических ком­понентов, с помощью которых рассматри­вается изображение. С Ч. и. тесно связа­но понятие резкости изображения, кото­рая определяется шириной размытости заведомо четкой границы между темным и светлым участками изображения, име­ющими заданный взаимный контраст (> 0, 65). Допустимый размер этой размы­тости определяют исходя из потребности наблюдателя, удаленного на заданное рас­стояние от плоскости изображения. И резкость и Ч. и., создаваемого оптической системой, зависят от ее технических свойств, среди которых определяющей является разрешающая способность (А. А. Борисюк).

ЧИТАЕМОСТЬ (ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ) ИНДИКАТОРА — свойство визуального индикатора, определяемое соответствием его технических характеристик (тип и формы шкалы, способ оцифровки, пара­метры отображаемых знаков, способ предъявления информации и др.) психи­ческим характеристикам человека по восприятию и интерпретации информации, выдаваемой индикатором. Количествен­ным показателем Ч. и. является вероят­ность правильного чтения показания индикатора оператором в ходе его профессиональной деятельности.

ЧИТАЮЩИЙ АВТОМАТ -устройство, осуществляющее автоматическое распоз­навание изображений букв, цифр или других знаков, напечатанных или напи­санных на бумаге в форме, удобной для чтения их человеком. Предназначен для автоматического ввода печатной или письменной информации в ЭВМ или в др. системы переработки информации. Применение Ч. а. позволяет избежать больших затрат ручного труда, необходи­мого при вводе данных с помощью пер­форационных карт или лент. Современ­ные Ч. а. существенно различаются по своим возможностям. Простейшие из них приспособлены лишь для чтения знаков одного специального шрифта. Более со­вершенные Ч. а. могутчитатьдокументы, напечатанные различными машинопис­ными и типографскими шрифтами. Не­которые Ч. а. читают также рукописные шрифты и отдельные спецзнаки, напи­санные с ограничениями, напр. аккурат­но вписанные в рамочки определенного размера. Ч. а. средней производительно­сти может заменить труд нескольких че­ловек, работающих на обычных устрой­ствах ввода. Ч. а. широко используются для обработки банковских чеков, счетов, заявок, статистических отчетов. Сфера применения Ч. а. расширяется по мере повышения их качества и снижения сто­имости.

ЧТЕНИЕ ИНДИКАТОРА - считывание показания индикатора, отображение это­го показания в сознании оператора и от­несение его к отображаемому индикато­ром свойству объекта. Процесс Ч. и. ха-

 

Э

 

зволяют после опроса получать однород­ные данные, поддающиеся статистичес­кой и машинной обработке. Важными условиями достоверности Э. о. являются компетентность и объективность экспер­тов, согласованность их мнений. После­дняя оценивается с помощью коэффи­циента конкордации. В инженерной психологии Э. о. применяются, напр., для определения степени напряженности и утомления оператора, оценки качества ра­бочих мест, удовлетворенности трудом и в др. случаях.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТА­ЦИЯ (от франц. ехр1о11а11оп — исполь­зование, извлечение выгоды и лат. с)оситеп1ит — доказательство, свиде­тельство) — разновидность технической документации, предназначенной для ис­пользования ее в процессе эксплуатации СЧМ. Э.д. (техническое описание, инст­рукция по эксплуатации, формуляр, ин­струкция по обнаружению и устранению отказов и др.) дает обслуживающему пер­соналу представление о принципах пост­роения системы и выполнении необходи­мых действий в различных ситуациях (применение по назначению, техничес­кое обслуживание, ремонт, хранение и пр.). Поэтому в ряде случае Э. д. рассмат­ривается в качестве одной из составля­ющих информационной модели системы. В связи с развитием автоматизации ко­личество Э. д. в расчете на одного челове­ка, эксплуатирующего аппаратуру; подан­ным Ю. Фокина возросло за последние годы в несколько раз. Это требует с целью облегчения работы персонала с Э. д, совер­шенствования способов ее оформления. При решении этого вопроса велика роль инженерно-психологических факторов. Одним из способов совершенствования Э. д. является рациональная компонов­ка текста, разделение информации по рубрикам: 1) перечень команд и усло­вий (когда надо делать), 2) перечень операций (что надо делать), 3) описа­ние операций (как надо делать), 4) по­яснения (каково значение выполняе­мых операций).

Каждую из этих рубрик целесообразно выделять каким-либо образом (подчер­кивание, крупный шрифт, смещение тек­ста вправо и т. п.). Для наиболее ответ­ственных операций в целях обеспечения самоконтроля действий операторов реко­мендуется разрабатывать краткие памят­ки с записью алгоритмов, размещаемые около органов управления или индикато­ров, используемых при выполнении та­ких операций.

При описании операций целесообразно давать меньше текста и больше таблиц, графиков и др. изобразительной инфор­мации. Ее форма и содержание должны соответствовать особенностям мысли­тельной деятельности оператора, т.е. как бы организовывать саму эту деятель­ность. Одним из перспективных путей совершенствования Э. д. (и прежде все­го инструкций по эксплуатации) явля­ется переход от вербальной (словесной, текстовой) к символьной форме записи алгоритмов деятельности оператора (см. Языки описания деятельности).

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕ­НИЕ (в инженерной психологии) — комплекс задач, связанных с инженер­но-психологическим обеспечением эк­сплуатации СЧМ. Необходимость раз­работки Э. н. обусловлено тем, что как бы ни была совершенна техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует учета психологических и других свойств и особенностей человека. Боль­шое число отказов, аварий и происше­ствий обусловлено эксплуатационными причинами. За ним зачастую кроются ошибки человека, совершенные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической под­готовки, незнания правил эксплуата­ции техники и безопасного обращения с ней. Решением этих задач и занима­ется Э. н. инженерной психологии. Бо­лее конкретно они сводятся к следую­щему.

1. Профессиональная подготовка опера­торов для работы в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инже­нерно-психологических рекомендаций по профессиональному отбору; обучению и тренировкам операторов, формирова­нию операторских коллективов и органи­зации взаимодействия между ними.

2. Инженерно-психологическое обеспе­чение организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации ре­жимов и технологических графиков работы операторов, разработка режимов труда и отдыха, учета психологических факто­ров для создания безопасных условий тру­да, совершенствования эксплуатацион­ной документации и др.

3. Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспечения их совме­стимости, анализа эффективности груп­повой деятельности и взаимодействия операторов разного уровня управления.

4. Медико-биологические и психологи­ческие методы повышения эффективно­сти труда операторов. Важным здесь яв­ляется разработка методов повышения психологических качеств операторов пу­тем проведения специальных трениро­вок, разработка методов стимуляции и повышения их работоспособности, орга­низация контроля за состоянием и ре­зультатами работы оператора, нормализа­ция его состояния.

Многие из этих вопросов не следует по­нимать в буквальном смысле чисто эксп­луатационными. Их решение должно на­чинаться уже в процессе проектирования СЧМ. Однако наибольший удельный вес и окончательное решение этих вопросов осуществляются именно в процессе экс­плуатации СЧМ.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ (от франц. ехр — использование, извлечение вы­годы) — совокупность работ и органи­зационно-технических мероприятий, составляющих подготовку И использова­ние изделия по назначению, его техни­ческое обслуживание, транспортирование и хранение. Процесс Э. представляет со­бой совокупность отдельных процессов, перечисленных выше. Все эти процессы тесно связаны между собой. Любой из них так или иначе протекает с участием чело­века, поэтому любой эксплуатационный процесс является эргатическим и при его организации необходимо выполнять ре­комендации инженерной психологии. Ре­шением этой задачи занимается ее эксплу­атационное направление.

ЭКСПРЕСС - АНАЛИЗ (от англ. — скорый поезд и греч. — разложе­ние, расчленение) — быстро выполненный, в масштабе реального времени, ка­чественный и количественный анализ опытных данных по ходу рабочего процесса или экспериментального исследова­ния. Проведение Э.-а. в инженерной пси­хологии и эргономике стало возможным в связи с применением современных ЭВМ (см. ЭВМ в инженерно-психологическом исследовании). Наиболее часто Э.-а приме­няется при контроле состояния операто­ра, обработке результатов эксперимента, определении показателей деятельности оператора и т. п.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. ех1епог -внешний, наружный) — процесс порож­дения внешних действий, высказываний и пр. на основе преобразования ряда внут­ренних структур, сложившихся на осно­ве интериоризации внешней социальной деятельности человека. Э. — это своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык. При решении многих учебных и производственных задач мож­но обнаружить тесную связь и чередова­ние внешнего и внутреннего. Так, резуль­таты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, запи­сываются словесно или изображаются графически, реализуются в тех или иных практических действиях. Как направле­ние умственной деятельности Э. проти­воположна интериоризации, характери­зуемой переводом внешних практических действий в план операций, осуществляе­мых в уме.

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ (экстероцепторы) — рецепторы зрения, слуха, вкуса и обоняния, тактильные и др., получающие раздражения из внешнего мира, в отли­чие от интеро- и проприорецепторов, ре­агирующих на изменения, происходящие внутри организма.

ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. — вне, — внутрь, — поворачивать, обращать) — характерис­тика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы ко­торой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления ее собственного субъективного мира. Поня­тие Э.—и. были введены для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характеризует­ся обращенностью личности на окружа­ющий мир, объекты которого притягива­ют к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстра­вертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интроверта характерны фиксация интересов личности на явлени­ях собственного внутреннего мира, кото­рым она придает высшую ценность; не­общительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. В западной психологии существуют раз­личные подходы к объяснению понятия Э.—и. В отечественной психологии про­явления Э.—и. рассматриваются как свой­ства темперамента, т. е. как динамичес­кие, а не содержательные характеристи­ки психических процессов, служащих предпосылкой развития специфических личностных качеств.

 

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. ех1ге — крайнее и греч. раусЬё — душа, 10805 — учение) — отрасль психо­логической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существова­ния: во время авиационного и космичес­кого полетов, подводного плавания, пре­бывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и т, п. В эк­стремальных условиях, характеризую­щихся измененной афферентацией, из­мененной информационной структурой, социально-психологическими ограни­чениями и наличием фактора риска, на человека действуют семь основных психологических факторов: монотония, из­мененные пространственная и времен­ная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни. В процессе адаптации к экстремальным условиям выделяются следующие этапы, характеризующие сменой эмоциональ­ных состояний и появлением необыч­ных психических феноменов: подгото­вительный, стартового психического на­пряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, за­вершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации.

В развитии необычных психических со­стояний четко прослеживается антиципа­ция в ситуации информационной неопре­деленности (этап стартового психическо­го напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализа­торов, сформировавшихся в процессе раз­вития индивида или длительного пребы­вания в экстремальных условиях, нару­шения протекания психических процес­сов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этапы острых психи­ческих реакций входа и выхода); актив­ная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факто­ров (этап переадаптации) или же становление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации). Раскрытие процесса развития необычных психических состо­яний позволяет отнести их к закономер­ным реакциям, укладывающимися в гра­ницы психологической нормы для изме­ненных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздей­ствии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психичес­кой устойчивости и отсутствии мер про­филактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется этап неустойчивой психической деятельности, характеризу­ющийся появлением предпатологических состояний. Исследования в области Э. п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологичес­кой подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разра­ботку мер защиты от травмирующего воз­действия психогенных факторов.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАБО­ТЫ — такие условия трудовой деятель­ности, которые ведут к появлению таких состояний, определяемых как динамичес­кое рассогласование, и обуславливают не­обходимость перестройки систем гомеостатического регулирования за счет мак­симальной мобилизации результатов организма. Э. у. р. могут быть физичес­кой (напр., высокая температура), хими­ческой (напр., содержание угарного газа), информационной (напр., недостаточность информации), семантической (напр., очень высокая цена деятельности) и био­логической (напр., болезнь) природы. Эк­стремальность определяется соотношени­ем характеристик внешних (интенсив­ность, длительность, агрессивность, сте­пень значимости и т.п.) и внутренних (свойства личности, физическое развитие и физическое состояние, степень обученности и тренированности) факторов дея­тельности, а также характером социальных связей человека в период действия Э. у. р. Наличие Э. у. р. требует проведения комп­лекса мероприятий, направленных на ис­пользование специальных технических систем защиты человека от действия не­благоприятного фактора и на создание оп­тимальных условий деятельности. Изуче­ние воздействия Э. у. р. на человека — оператора инженерная психология осуще­ствляется в тесном контакте с экстремаль­ной психологией.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУ­ЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - это крайние, весьма жесткие условия среды, неадекват­ные врожденным и приобретенным свой­ствам организма. Из массы раздражителей внешней среды экстремальные воздействия могут различаться по интенсивности (силе), по социальной и биологической значимости, по новизне или по специфич­ности своего воздействия на организм. Провести четкую границу между обыч­ными и Э. ф. о. с. не всегда представляется возможным. Одни и те же факторы в одно и то же время для одних людей могут яв­ляться обычным, для других — экстре­мальными. Различия определяются не только спецификой раздражителей, но и свойствами организма. Понятие Э. ф. о. с. по своему значению весьма близко к понятию экстремальных условий работы и зачастую между ними трудно провести различие.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ — биоэлектрическая реакция, ре­гистрируемая с поверхности кожи; ис­пользуется вместо понятия кожно-гальваническая реакция и имеет по сравнению с ней несколько расширенное толкование. Э. а. к. характеризуется рядом показате­лей, изменяющихся в зависимости от ха­рактера и внутреннего состояния испы­туемого. К показателям Э. а. к. относятся: уровень потенциала кожи (УПК), реакция потенциала кожи (РПК), спонтанная реакция потенциалов кожи (СРПК), уро­вень сопротивления кожи (УСК), реак­ция сопротивления кожи (РСК), уровень проводимости кожи (УпрК) и др. При этом понятие «уровень» означает тони­ческую активность (относительно дли­тельные состояния), «реакция» — фазическую активность (короткие, в течение нескольких секунд, ответы на раздражи­тели) и «спонтанная» — реакция, трудно связываема с какими-либо раздражителя­ми. Уровень тонического электрокожно­го сопротивления используется как пока­затель функционального состояния Ц. н. с. В расслабленном, спокойном состоянии сопротивление кожи повышается, а при высоком уровне активации понижается. Фазические показатели остро реагируют на состояние напряжения, тревоги, усиления мыслительной деятельности. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ (от греч. — сердце, — пишу) — метод регистрации электрических явлений, связанных с сердечным сокращением. Результат регистрации называется элект­рокардиограммой (ЭКГ). ЭКГ состоит из ряда зубцов, характеризующих протека­ние тех или иных процессов в сердечной мышце, и интервалов между ними. Зубец К соответствует моменту возбуждения желудочков сердца, а зубец Т — моменту выхода из состояния возбуждения. Ин­тервал К.—К характеризуется длитель­ность сердечного цикла, а интервал (3— Т соответствует периоду от начала до окон­чания возбуждения. В инженерной пси­хологии ЭКГ используется для определе­ния напряжения в работе оператора: для этого используются частота сердечных сокращений (определяется числом К—К интервалов в единицу времени), систоли­ческий показатель (процентное отноше­ние времени сокращения желудочков сердца ко всему времени сердечного цик­ла, те.

^=(^/^)*^0^

гистографический показатель (определя­ется путем анализа интервалов К.—К). При возникновении напряжения в рабо­те оператора рассмотренные показатели ЭКГ, как правило, увеличивается. Для более детального анализа ЭКГ использу­ют специальные методы (см. Математи­ческий анализ сердечного ритма).

 

 

лотности (мощности) ритмических со­ставляющих ЭЭГ и их когерентности. Применение этого метода анализа ЭЭГ позволяет оценить как функциональную активность целостного мозга, его различ­ных отделов, так и их взаимодействие. В ЭЭГ различают следующие типы рит­мических составляющих: 1) альфа-ритм — основной ритм ЭЭГ покоя; 2) мю-ритм — по частотно-амплитуд­ным характеристикам сходен с альфа-ритмом, регистрируется в сенсомоторной области коры больших полушарий. В отличие от альфа-ритма, реактивен только к кинестетическим раздражите­лям; 3) бета-ритм (частота 14—30 Гц) — присущ состоянию активного бодрство­вания. Выраженность его возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, при умственном напряжении. Генерализованная бета-активность в со­стоянии спокойного бодрствования рас­сматривается как признак функцио­нальных или органических напряжений; 4) тета-ритм (частота 4—7 Гц) — реги­стрируется при эмоциональном и интел­лектуальном напряжении. 5. Дельта-ритм (частота 1—3 Гц)— высокоамплитудный ритм (до 250 мкВ) регистрируется во время сна и при патологии мозга. Низкоапмлитудные колебания (20—30 мкВ) этого диапазона могут регистри­роваться в ЭЭГ покоя при некоторых формах стресса и длительной умствен­ной работе (см, также Биоритмы мозга, Ритмы ЭЭГ).

В инженерной психологии метод Э. Ис­пользуется для контроля функционально­го состояния оператора в лабораторных условиях. Регистрируемыми показателя­ми являются: суммарная биоэлектричес­кая активность ЭЭГ а также характерис­тики отдельных ритмов (амплитуда, длительность, число волн ритма, удельный вес ритма в ЭЭГ).

ЭЛЕМЕНТ ИНДИКАЦИИ - устрой­ство, преобразующее сигналы различной физической природы (электрические, механические, химические и т. п.) в ви­зуальную информацию в форме, наибо­лее пригодной для зрительного воспри­ятия человеком и удовлетворяющей целям и задачам его деятельности. По своему значению понятие Э. и. близко к понятиями визуальный индикатор, визуальное средство отображения инфор­мации. В качестве Э. и. используются: лампы накаливания, оптико-механичес­кие проекционные приборы, различные газоразрядные и электролюминесцентные индикаторы, электронно-лучевые труб­ки, полупроводниковые светодиоды, индикаторы на жидких кристаллах, ла­зерные индикаторы и т. п. Основными инженерно-психологическими характе­ристиками, позволяющими сравнивать друг с другом Э. и. различных типов, яв­ляются: набор индицируемых символов, форма размеры знаков, их яркость и цвет свечения, угол обзора. Большое значе­ние имеют и технические характеристи­ки Э. и.

ЭЛЕМЕНТ ОТОБРАЖЕНИЯ - про­стейшие элемент информационной модели, характеризуемый формой, геометричес­кими размерами, яркостью, временем свечения, цветом. Э. о. могут быть кон­туры знаков, выполняемые конструктив­но как простейшие элементы (цифры на поверхности барабана, сегменты цифр, элементы растра, точечные элементы, напр., точечный элемент информацион­но-справочных табло, и т. п.). С помощью Э. о. могут формироваться опознаватель­ные признаки объекта управления. Э. о. представляет собой неделимую конструк­цию, управляемую извне.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИ­ВОСТЬ — способность человека к сохра­нению устойчивости психических и пси­хомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в ус­ловиях воздействия эмоциогенных фак­торов. Э. у характеризует момент наступ­ления эмоциональной напряженности (см. Эмоциональные состояния). Чем мень­ше Э. у, тем скорее при прочих равных условиях развивается эмоциональная на­пряженность. Э. у — это личностное ка­чество, связанное с социально обуслов­ленными ценностными ориентациями (направленностью), определяющими мо­тивы к преодолению последствий психо­генных воздействий, стремлением проти­востоять напряженности. Э. у, зависит от силы нервных процессов. Слабость тор­мозного и возбудительного процессов обычно совпадает с низкими показателя­ми Э. у Зависит она и от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы. Повышенная эмоциональность, выражен­ность, избыточность эмоциональных реак­ций способствует развитию напряженно­сти, которая, как уже отмечалось, свиде­тельствует обычно о недостаточно высо­кой Э. у. Последняя характеризуется неко-торой динамичностью: она может снижаться в связи с неблагоприятным функциональ­ным состоянием, недостаточной подготов­ленностью к деятельности, неуверенностью в ее успехе; с другой стороны, хорошая про­фессиональная и специальная психологи­ческая тренировка, адаптация к вероятным эмоциогенным факторам, чувства уверен­ности в своих силах предопределяют по­вышение Э. у.

Кроме того, можно выделить Э. у. при выполнении какой-либо определенной профессиональной деятельности в связи с хорошей к ней подготовкой, адаптаци­ей. Напр., говорят об Э. у. летчика, опе­ратора, водителя и т. п. Такие свойства часто имеют взаимный перенос, но могут и не иметь его. Так, оператор, который с высоким самообладанием держится за пультом управления, может не проявить высокой Э. у. в некоторых жизненных ситуациях, и наоборот. Однако все эти свойства находятся, как правило, в пря­мой зависимости от общего уровня Э. у., характеризующей личность в ее наиболее общих чертах.

ЭМОЦИИ (от лат. — возбуж­дать, волновать) — переживание чело­веком его отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; одна из форм отражения объективной дей­ствительности. В соответствии с инфор­мационной теорией эмоций их качество, степень и знак определяются потребнос­тью и прогнозированием вероятности ее удовлетворения на основе врожденного и ранее приобретенного опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности делает Э. отрицательным (страх, гнев, горе и др.), возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравне­нию с ранее имеющимся прогнозом при­дает Э. положительную окраску (радость, воодушевление, удовольствие и т. п.). Э., возникающие на базе высших соци­альных потребностей человека, принято называть чувствами — интеллектуаль­ными, этическими, нравственными (чувство долга, любви и т. д.). Сильные, стремительно возникающие Э. но звание эффектов; длительно сохраняющиеся эмоциональные состояния называют настроением. В зависимости от преобладания в данной Э. активизирующих или угнетающих влияний на поведение субъекта Э. разделяют на стенические и астенические. Положительные Э. обычно благоприятно влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Отрицательные Э. зачастую приводят к напряженности функциональных систем организма, нарушают гармонию обменных процессов. При этом преобладают либо напряженная «давящая» активность, либо угнетенность. Отрицательные Э. нередко способствуют возникновению ряда заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных.

В множестве эмоциональных процессов выделяют особый вид собственно Э. В отличие от эффектов и настроений, он могут слабо проявляться внешне и имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. имеют также идеаторный характер — они способны предвосхищать ситуации и события и возникают в связи с актуализацией представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важ­нейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. спо­собствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельнос­ти и поведения; в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, внимание, мышление и др. Возникаю­щие при переживании Э. физиологичес­кие процессы выступают (наряду с ми­мическими, пантомическими и речевы­ми показателями) в психологических экспериментах объективными индика­торами эмоциональных состояний. С позиций инженерной психологии Э. можно рассматривать как реакции фор­мирования деятельности, адекватной кон­цептуальной модели, сформировавшейся в сознании человека. Они обусловлены выбором качественных и количественных параметров деятельности на основе оцен­ки собственных и внешних возможнос­тей достижения трудовой цели. Благода­ря Э. происходит преобразование струк­туры деятельности: одни ее элементы уси­ливаются, другие — ослабляются и т. п. Одним из условий формирования Э. яв­ляется оценка оператором своих воз­можностей и соотнесение их с целью де­ятельности.

Исходя и всего сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, в любой деятельности человека всегда имеется элемент Э. и, во-вторых, в зависимости от адекватности субъективной концепту­альной модели реальной ситуации Э. мо­гут способствовать трудовой деятельнос­ти человека или ухудшать ее. В следствие этого возникают два аспекта анализа и изучения Э. Один из них связан с зада­чей использования положительных сто­рон влияния Э., другой — предотвраще­ния или нивелирования нежелательных проявлений Э.

ЭМОЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - те условия внутренней и внешней среды, которые обусловливают выраженность и знак эмоционального состояния операто­ра. Внутреннюю эмоциогенную среду составляют две группы факторов. Первая из них непосредственно связана с алгорит­мом деятельности и обусловлена степенью специфического и неспецифического на­пряжения, ценой деятельности, особен­но ценой ошибок, длительностью ра­боты. Вторая группа предопределена физиологическими и психическими ка­чествами и состояниями оператора (тип нервной системы, состояние активационных механизмов, волевые качества личности, уровень внушаемости и тре­вожности, уровень обученности и трени­рованности и др.) Комплекс Э. ф. этой группы определяет эмоциональную устой­чивость оператора.

Среди внешних Э.ф. в инженерной пси­хологии выделяют четыре группы. 1. Фи­зико-химические факторы среды (микро­климат, давление, радиация, газовый со­став воздуха и наличие в нем примесей и т. п.). 2. Информационные факторы (не­достаточность или избыточность инфор­мации, ее ложность или верность, расслоение информации, ее субъективная веро­ятность). 3. Семантические факторы: об­щественно значимые, индивидуально зна­чимые. 4, Биологические факторы (голод, жажда, болезнь и др.). Выявление Э. ф,, как непосредственно вызывающих эмоции, так и обуславлива­ющих их выраженность (вторая группа внутренних факторов), позволяет прове­сти прогнозирование характера возника­ющих эмоций и их классификацию. Со­поставление количественных характери­стик внешних Э. ф. с эмоциональными особенностями личности дает возмож­ность определить динамику эмоциональ­ных состояний. На основании этого мо­жет быть определена значимость и влия­ние эмоций на трудовую деятельность человека. Полученные в результате тако­го анализа данные могут и должны быть положены в основу направленного управ­ления эмоциями.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме пол­ного или частичного исключения эмо­ций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Э. в. представля­ет собой приобретенный стереотип эмо­ционального, чаще всего профессио­нального, поведения. Э. в. — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и эко­номно расходовать энергетические ре­сурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда Э. в. отрицательно сказывается на исполнении профессиональной дея­тельности и отношениях с партнерами. Специальная методика диагностики Э. в. разработана В. В. Бойко.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАК­ЦИЯ — разновидность психомоторных процессов (см. Психомоторика), которые отражают влияние различных эмоций на устойчивость двигательных актов. Эмоции могут в определенных условиях вызвать нарушение нормального хода протекания психомоторных процессов или эмоцио­нально-моторную напряженность. Напря­женность оператора проявляется в позе, мимике, чрезмерно замедленных резких движениях, неадекватной нагрузке усиле­ния ряда вегетативных функций. Для большинства специалистов операторского профиля профессионально значимым каче­ством является эмоционально-моторная ус­тойчивость, т е. сохранение профессиональ­ны двигательных навыков в условиях дей­ствия эмоциональных факторов. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - состояния, вызванные переживанием че­ловека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые измене­ниями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. Э.с. тесно связаны с индивидуаль­ной семантической значимостью посту­пающей к человеку информации и явля­ются как бы коррекцией, вносимой чело­веком в ответ, определяемой только ин­формационной структурой раздражителя. Напр., можно установить закономерное усиление Э. с. по мере возрастания цены решения. Это положение определяет и связь Э. с. с наиболее общими функцио­нальными состояниями оператора (адекват­ная мобилизация и динамическое рассог­ласование) и с рядом внутренних харак­теристик личности, напр., уровнем тре­вожности, который сказывается на при­даваемых значениях индивидуальной (субъективной) семантической значимо­сти. Из этого следует, что любой вид со­знательной человеческой деятельности всегда в той или иной мере связан с раз­витием Э. с.

При изучении Э. с. следует различать две его формы — эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмо­циональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организ­ма для наиболее успешного выполнения той или иной деятельности и связано с волевым актом, направленным на эту де­ятельность, т. е. оно характеризует ту сте­пень эмоциональных сдвигов, которые обуславливают наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации. В тех случаях, когда наступает динамическое рас­согласование между объективной значимо­стью ситуации и ее субъективной оценкой и появляются связанные с этим отрица­тельные изменения в двигательных и пси­хических функциях, наступает состояние эмоциональной напряженности. При этом наблюдается и снижение ряда психичес­ких функций. Этот вид Э. с. в ряде случа­ев в малой степени направлен на выпол­нение трудовой деятельности; большой удельный вес в нем могут занимать реак­ции защиты организма. Момент перехода эмоционального напряжения в эмоцио­нальную напряженность определяет эмо­циональную устойчивость. Следующее ка­чество — эмоциональная возбудимость — определяет быстроту развития того или иного Э. с., т. е. это качество очень близко к тому, которое характеризует эмоциональ­ную устойчивость.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС - раз­новидность психологического стресса, возникающего под действием эмоциогенных факторов.

ЭНГРАММА — совокупность изменений в клетках нервной системы, обеспечива­ющая сохранение результатов внешних воздействий. С точки зрения содержа­тельной характеристики различаются два типа Э.: 1) образы воспринятых ранее объектов; 2) программы действий.

ЭНЕРГОПЛАСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕ­ЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - обеспече­ние деятельности внутренними ресурса­ми организма в энергетическом и плас­тическом отношениях. Реализуется фун­кциональной системой Э. о. д., которая работает по целевому принципу на уров­не базовых процессов жизнедеятельнос­ти. Она представляет собой анатомо-физиологическую систему организма, сово­купность вегетативных функций которо­го определяет целостность ^развитие организма как биологического объекта, обеспечивает его работоспособность при различных воздействиях внешней среды в процессе целенаправленной деятельности человека. Э. о. д. тесно связано с пробле­мами гомеостаза, адаптации, функцио­нальных состояний человека. Э. о. д. выполняет две взаимосвязанные функции: 1) «защита» процесса целеуст­ремленной деятельности человека от воз­действия среды; 2) обеспечение необхо­димого уровня окислительно-восстано­вительных и других физиологических ре­акций, т. е. создание внутренних условий для самой деятельности. Первая функция является гомеостатической по отноше­нию к жизненно важным константам организма, вторая — собственно обеспе­чивающей. Иными словами, в основе приспособления энергопластических процессов к условиям и характеру выпол­няемой деятельности лежат компенсиру-

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.