Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация предметов






Метод предметной классификации применяется для исследо­вания процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия, дает возможность выявить особенности внимания, личностных реакций испытуе­мого на свои успехи и неудачи.

Материал: набор из 70 кар­точек, на кот. изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользовать­ся стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора исключают часть карточек с изображениями незнакомых им предметов (измерительные при­боры, учебные пособия) или отбирают небольшое количество карточек (20 шт.), распределяя их на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 заранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, ло­шадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, паро­ход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, са­молет, груша.

Перед ребенком кладут пять непронумерованных ориентиро­вочных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам — что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку — яблоко: «Куда мы положим яблоко?». При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, по­ложи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экс­периментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспери­ментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку — диван — с тем же во­просом: «Куда положим диван?». При неправильном решении экспериментатор опять объясняет, что эту картинку нужно поло­жить к кровати, так как это мебель и т.д.

В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребенок начинает правильно соотносить предметы по обобщен­ному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоко­ле). Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ре­бенку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т.е. «переноса»).

«Отыскивание чисел»

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц Шульте, пред­ставляющих собой планшеты (60x90 см), на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа распо­ложены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка. Опыт можно проводить с детьми, обучающимися во II классе массовой школы или в IV классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Ребенку мельком показывают таблицу, говоря: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таб­лицу перевертывают и кладут на стол. После этого продолжают инструкцию: «Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?». Если ребенок не понял задания, его повторяют. Таблицу при этом не открывают. Затем экспериментатор ставит таблицу вертикально на расстоя­нии 70—75 см от ребенка, говорит: «Начинай» и одновременно включает секундомер.

Ребенок указывает на числа и называет их, а экспериментатор следит за правильностью его действий. Когда ребенок дойдет до «25», экспериментатор останавливает секундомер.

Затем ребенку предлагают таким же образом показывать и на­зывать числа на второй, третьей, четвертой, пятой таблицах.

При оценке результатов прежде всего становятся заметны раз­личия в количестве времени, которое ребенок тратит на отыски­вание чисел. Практически здоровым детям на одну таблицу доста­точно 30 —50 с (чаще всего 40—42 с).

Заметное увеличение времени на отыскивание чисел в послед­них (четвертой и пятой) таблицах свидетельствует об утомляемо­сти ребенка, а уменьшение — о медленном «врабатывании». В норме на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.