Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент как метод психолого-педагогической диагностики.






Метод эксперимента предпол. сбор фактов в специаль­но созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изу­чаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью спец подобранных эксперимент. методик. Их выбор и ко­лич-во опред. задачей, которую необходимо решить ис­следователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического раз­вития ребенка.

Психологический эксперимент — это изучение нарушенных пси­хич. процессов и личности в специально созданных услови­ях, обеспечивающих максим. проявление имеющихся нарушений.

Правила при организации эксперимента:

- эксперимент должен моделировать психич. деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

- должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;

- построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

- экспериментально-психологические., приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;

- результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и боль­шим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. При интерпретации резуль­татов обязательно сопоставление данных, полученных разными методиками.

Программа экспериментально-психологического исследования не может быть стандартной, она зависит от задачи и особенно­стей обследуемого. Например, при дифференциальной диагностике шизофрении основное внимание будет уделено изучению рас­стройств мышления. Для обследования в этом случае будут выбра­ны методики «Классификация предметов», «Пиктограммы» и т.п. При изучении же больного с последствиями черепно-мозговой травмы особое внимание следует уделить исследованиям умствен­ной работоспособности, памяти, выявлению нарушений праксиса, письма, счета, т. е. выбор методик будет другим.

В подборе методик для психологического обследования ребенка выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения де­тей является использование обучающего эксперимента.

Следует учитывать, что с помощью каждой из эксперимен­тальных методик может быть получен материал, дающий воз­можность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о состоянии памяти, об абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологи­ческими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

Важным условием применения экспериментально-психологи­ческих методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования:

- простое переспрашивание, одобрение или стимуляция дальнейших действий

- вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли); наводящие вопросы или критические возражения экспери­ментатора; подсказка, совет действовать тем или иным способом;

- демонстрация действия и просьба самостоятельно его повто­рить;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

- сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более простые виды помощи, и лишь затем перейти к демонстра­ции и обучению;

- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребен­ка, должен быть внесен в протокол.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.