Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики.






Изучение естественного поведения — одно из достоинств ме­тода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребен­ком организуется в естественной для ребенка ситуации (занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе или в классе, в совместной деятельности с родителями). Выявляются и оцениваются составляю­щие деятельности ребенка(навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности). выясняется, на­сколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигат. разви­тия. Это становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

Наблюдение не требует специ­ального оборудования и исключает доп. психоэмо­ц. нагрузку ребенка. Психолог д.б. высокого уровня про­фессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педаго­гических особенностей детей с разл.нарушениями разви­тия. Наблюдение начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. цель наблюдения: изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогиче­ских особенностей и сопоставление результатов наблюдения с из­вестными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдае­мых, характера изучаемых явлений и т.д. Психолог может играть с детьми (ак­тивное наблюдение), а может быть в позиции наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Недостатки 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма спе­циалиста; 3) невозможность статистической обработки результа­тов.

Выход: сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изу­чения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору при­знаков, степень выраженности которых оценивается определен­ным количественным показателем. В этом случае появляется воз­можность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов полученных фактов.

Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюде­ния рационально использовать включенным в метод эксперимен­та посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их коли­чественной оценки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.