Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психодиагностики.






Б. Г. Ананьев называет среди этих методов тесты, анкеты, опросники, социометрию, интервью, беседу. Р. С. Немов выделяет: 1)методы психодиагностики на основе наблюдения (стандартизированное и свободное); 2) опросные методы — анкеты, опросники, интервью; 3) объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда; 4)экспериментальные методы психодиагностики.

А. Г. Шмелев, исходя из критерия «объективности-субъективности» метода, дифференцирует психодиагностические методики на следующие: 1) приборные психофизиологические методики; 2) аппаратурные поведенческие методики; 3) объективные тесты с выбором ответа; 4) тесты-опросники; 5) методики субъективного шкалирования; 6)проективные методики; 7) стандартизированное аналитическое наблюдение; 8) контент-анализ; 9) включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием; 10) психологическую беседу (интервью); 11) ролевую игру; 12) активный обучающий эксперимент; 13) качественный анализ деятельности.

Наблюдение— научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, но научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Житейские наблюдения имеют случайный, неорганизованный характер. Научный метод наблюдения - это переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности

Эксперимент(латин. experimentum — проба, опыт) — единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи. Условия психологического эксперимента контролируются таким образом, чтобы можно было обнаружить эти причины.

Тест— это серия однотипных стандартизированных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый как носитель предполагаемого качества. Тесты с экспериментом объединяет то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест рождается из эксперимента, создается на его основе и становится самостоятельным методом при определении норм и стандартов его выполнения.

Опроскак психодиагностический метод подразделяется на устный иписьменный, свободный и стандартизированный. Как понятно из названия самого метода, испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов по поводу изучаемого явления.

Наиболее распространенный вариант письменного опроса — анкета. В Устный опрос может быть определен как беседа или интервью.

Моделированиекак метод исследования используется в случаях высокой сложности или труднодоступности изучаемого явления и невозможности применения эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и т.д.

Анализ продуктов деятельностиосновывается на общей закономерности связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

 

6. Виды диагностики (скриннинг – диагностика, психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).

Скрининг-диагностики - своевре­менное выявление детей с различными отклонениями и наруше­ниями психического развития в популяции, в том числе и в усло­виях массовых образовательных учреждений, примерное опреде­ление спектра психолого-педагогических проблем развития ре­бенка.

Могут обратиться педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обуч. и воспит. ребенка, кот. вызваны какими-то его особенностями, обращ. с запросом к психологу ОУ дать оценку этим осо­бенностям и разработать соответствующие рекомендации к рабо­те с таким ребенком. Или родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспи­тании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. таких обращений больше в отношении детей старшего до­школьного возраста, т. к. ближе к школе родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана. Выявление детей с проблемами в развитии может осущ. по результатам специально организованного скри­нинг-обследования. По форме проведения скрининг-обследова­ние м.б. индивидуальным или групповым. Используемый при скрининге набор методик не всегда отвеча­ет задачам скринингового исследования, профессиональная под­готовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает воз­можности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую по­мощь тем детям, которые в ней нуждаются. Проблемы:

1. недостаточ­ность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Осо­бенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.2. сложность разработки системы критериев, по которым возможно раз­граничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-пе­дагогической и медико-социальной помощи.3. Эмоц. состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и не­удачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий.

Это создает существен­ные трудности, поскольку ограниченность во времени при скри­нинг-исследовании может не дать возможности получить необхо­димую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы.

Осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комп­лексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Ра­бота строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Проблемы: 1. сходные психологические особенности наблю­даются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки реч. развития или понижен­ная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Закономерности ано­мального развития связаны с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравни­тельного характера. Осуществление таких научных разработок по­зволило бы существенно расширить возможности дифференци­альной диагностики.

2. Др. проблема связана с практич. деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характе­ра, в частности создание сети постоянно действующих диагно­стических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд ме­тодологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позво­ляющих выполнять качественно-количественный анализ резуль­татов психодиагностического изучения ребенка в целях дифферен­циальной диагностики.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с наруше­нием развития ставит своей целью разработку программ коррек­ции на основании результатов диагностики. Такое изучение тре­бует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении.

Следует подчеркнуть, что до настоящего време­ни большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Спе­циалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявле­ние позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эф­фективность коррекционно-пед. процесса определя­ется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциа­ла, на основе которого возможно построение системы индив. психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушения­ми развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.