Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи психолого-педагогической диагностики.






Психодиагностика нарушенного разви­тия должна осущ.в 3 этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное псих.-пед. изучение ребенка с целью разраб. индив.-коррекц. программы.

Задачи:

скрининг-диагностике 1) своевре­м. выявл. детей с различн. отклонен. и наруше­ниями психич. развития в популяции, в т. ч. и в усло­виях массов. образовательных учреждений (ОУ) 2) примерное опреде­ление спектра психол.-пед. проблем развития ре­бенка.3) задачи, связан. с оценкой кач-ва обучения и воспитания детей в ОУ: выявлять недостатки восп.-образов. процесса в конкретном ОУ, недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Могут педагоги обратиться с запросом к психологу ОУ дать оценку этим осо­бенностям и разработать соответствующие рекомендации к рабо­те с таким ребенком. Или родители обращ. с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспи­тании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий.

Выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам спец. организованного скри­нинг-обследования. По форме проведения скрининг-обследова­ние м.б. индив. или групп..

Задачи: в дифференциальной диагностике 1) разгранич. степени и хар-ра нарушений умств., реч. и эмоц. развития ребенка; 2) выявл. первичного и вторичного нарушений и систем­ный анализ структуры нарушения; 3) оценка особенностей нарушений психич.развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; 4) определение и обоснование пед. прогноза.

На основании этих данных определяются тип ОУ, программа обучения, организация коррекц.-пед. процесса. Осущ. ПМПК группой специалистов. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально.

Задачи Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с наруш. развития:

1)выявление инд. Псих.-пед. осо­бенностей ребенка; 2)разработка инд.коррекц. программ раз­вития и обучения; 3)определение условий воспитания ребенка, специфика внут­рисемейных отношений; 4)помощь в ситуациях с затруднениями в учебе; 5)профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; 6)решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, про­ективные методики) со спец. Организован. наблюдени­ем и анализом продуктов учебной деятельности и творчества де­тей и подростков.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диа­гностики нарушенного развития являются: 1) раннее выявление нарушений развития у детей; 2)определение причин и характера нарушений; 3) определение оптимального педагогического маршрута ребенка; 4)выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; 5)разработка индивидуальных программ развития и обучения.

5. Психолого-педагогическая характеристика ( ППХ ).

ППХ документ, отра­ж. поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельн. видам занятий, физ. и умств. развитие, дисциплинированность, личност­ные черты.

В ППХ отраж положительные сторо­ны его личности, а также его потенциальные возможности. В ППХ отмеч. динамич. изменения в общем раз­витии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обуче­ния и воспитания.

Для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в усло­виях ОУ, разработанная С.Д.Забрамной

ТАБЛИЦА

В некоторых случаях бывает необходимо отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой).

Рекомендации:

1. Сведения о составе класса: - количество учащихся; возраст, состав; - характеристика групп учащихся по уровню познавательных (речевых, двигательных) возможностей; - количество учащихся, занимающихся по сниженной или ин­дивидуальной программе (фамилии, предметы);

- краткая характеристика актива класса, содержание выполня­емых поручений.

2. Коллективистские отношения внутри класса: - характер отношений детей (заинтересованность в общих де­лах, равнодушие, разобщенность); - наличие лидеров; чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив; - общественные дела класса, их выполнение учащимися (само­стоятельное, под контролем, с помощью учителя или воспитателя); - отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными или выраженными недостатками физического раз­вития; - характер связей между учащимися (авторитарные, равноправ­ные, по подражанию, неустойчивые); - роль общественного мнения и формы его проявления (пори­цание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки); - организованность коллектива (умение подчиняться требова­ниям актива класса и взрослых).

3. Характер связи классного коллектива с общешкольным:

- участие класса в работе детских организаций по интересам; - содержание общешкольного поручения и характер его вы­полнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое); - характер связей с другими классами (помощь, совместные дела, соревнование); - участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др.

В тех случаях, когда выявляются трудности обучения, необхо­димо тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог должен сделать вывод об уровне знаний ребенка, понять, чем обусловлены трудности в овладении навы­ками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продук­тивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоен­ный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необхо­димо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленно­стью деятельности. отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.

перед началом обследования педагог должен обсудить успевае­мость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, харак­тере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процес­се усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о техни­ческих возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, кру­ге представлений, интересов.

Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о на­личии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированности произвольной деятельности. При обследова­нии школьников проверяется знание ими программного матери­ала текущего и предшествующих лет обучения.

При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, осо­бенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить вни­мание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нару­шений звукопроизношения. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверя­ют его понимание.

При педагогическом обследовании определяются элемен­тарные математические представления о числе, сте­пень овладения вычислительными навыками, понимание и реше­ние задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.