Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






архиепископа Константинопольского

Http: //kistine1.narod.ru/ZLATOUST/index.htm

Собрание сочинений

святителя ИОАННА ЗЛАТОУСТА,

(347 — 407 от Р.Х.)

архиепископа Константинопольского

 

Том первый ч.1

1.-2. УВЕЩАНИЯ К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ

3.-6. К ВРАЖДУЮЩИМ ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ К МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

7.-8. О СОКРУШЕНИИ

9.-11. К СТАГИРИЮ ПОДВИЖНИКУ, одержимому демоном

12.-14. СЛОВО К ЖИВШИМ ВМЕСТЕ С ДЕВСТВЕННИЦАМИ

15.-16. К МОЛОДОЙ ВДОВЕ

 

Том первый ч.2

1.-7. О СВЯЩЕНСТВЕ

8.-19. ПРОТИВ АНОМЕЕВ

20.-28. ПРОТИВ ИУДЕЕВ

29. Слово о проклятии.

30. Слово на новый год.

31.-37. О ЛАЗАРЕ

 

Том второй ч.1

1.-21. БЕСЕДЫ О СТАТУЯХ, ГОВОРЕННЫЕ К АНТИОХИЙСКОМУ НАРОДУ

22.-23. СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ

24.-26. БЕСЕДЫ О БЕЗСИЛИИ ДЬЯВОЛА

27.-35. БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ

36.-37. ПОХВАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ на праздники Господа нашего Иисуса Христа

38.-39. О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ИУДЫ

40.-42. О КРЕСТЕ И РАЗБОЙНИКЕ

43.-45. О ВОСКРЕСЕНИИ

46.-47. НА СВЯТУЮ ПЯТИДЕСЯТНИЦУ

 

Том второй ч.2

1.-7. БЕСЕДЫ О СВ. АПОСТОЛЕ ПАВЛЕ

8.-33. ПОХВАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ о мучениках и др.

13.-14. ПОХВАЛЬНАЯ БЕСЕДА о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

17.-18. Похвальные слова о св. мученике Романе

19.-21. Беседы о святых Маккавеях и о матери их

34.-46. Творения, отнесенные к отделу Dubia, т.е. возбуждающих сомнение

39-44. ШЕСТЬ СЛОВ О СУДЬБЕ И ПРОВИДЕНИИ

45-46. О молитве

47.-65. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т.е. подложных

 

Том третий ч.1

1.-4. БЕСЕДЫ на Мф.

5.-8. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

9.-12. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

13.-15. БЕСЕДЫ на Рим.

16.-17. БЕСЕДЫ на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» (Рим.16: 3)

18.-20. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

21.-34. БЕСЕДЫ разные

 

Том третий ч.2

1.-14. БЕСЕДЫ разные

1.-3. ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

1-17. Письма к Олимпиаде

 

Том четвертый ч.1

БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ ч.1 (Быт.1: 1 – Быт.18: 15)

ПРЕДИСЛОВИЕ. БЕСЕДА 1. - Беседа 41.

 

Том четвертый ч.2

БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ ч.2 (Быт.18: 16 – Быт.50: 26)

БЕСЕДА 42. - Беседа 67.

ВОСЕМЬ СЛОВ НА КНИГУ БЫТИЯ

ПЯТЬ СЛОВ ОБ АННЕ

ТРИ БЕСЕДЫ О ДАВИДЕ И САУЛЕ

 

Том пятый ч.1

1.-40. БЕСЕДЫ НА ПСАЛМЫ ч.1

 

Том пятый ч.2

1.-25. БЕСЕДЫ НА ПСАЛМЫ ч.2

21.-22. Две Беседы на слова пророка Давида: «Не бойся, когда разбогатеет человек»

26.-71. ТВОРЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К РАЗРЯДУ SPURIA

72. ПОСЛЕСЛОВИЕ на 5-й том Полного собрания творений св. Иоанна Златоуста

 

Том шестой ч.1

1.-59. ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАИИ

60.-66. БЕСЕДЫ НА СЛОВА ПРОРОКА ИСАИИ

67.-69. БЕСЕДЫ разные

 

Том шестой ч.2

ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ДАНИИЛА

Глава 1. - Глава 13.

БЕСЕДЫ разные

ОБ УТЕШЕНИИ ПРИ СМЕРТИ

ОБОЗРЕНИЕ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

БЕСЕДЫ разные

О ТВОРЕНИИ МИРА

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице

ТВОРЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К Spuria

О ПРАВЕДНОМ И БЛАЖЕННОМ ИОВЕ

БЕСЕДЫ разные

 

Том седьмой ч.1

1.-44. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ч.1 (Мф.1: 1 - Мф.13: 9)

 

Том седьмой ч.2

1.-47. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ч.2 (Мф.13: 10 - Мф.28: 20)

 

Том восьмой ч.1

БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА БОГОСЛОВА ч.1

Беседа 1. - Беседа 69. (Ин. 1: 1 - Ин. 12: 50)

 

Том восьмой ч.2

БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА БОГОСЛОВА ч.2

БЕСЕДА 70. - БЕСЕДА 88. (Ин. 13: 1 - Ин. 21: 25)

89. – 143. Творения, приписываемые к разряду Spuria

134.-141. На Пасху

БЕСЕДЫ разные

 

Том девятый ч.1

БЕСЕДЫ НА ДЕЯНИЯ АПОСТОЛЬСКИЕ

БЕСЕДА 1. БЕСЕДА 55. (Д.Ап. 1: 1 – Д.Ап. 28: 31)

 

Том девятый ч.2

1. – 32. Беседы на Послание к Римлянам (Рим.1: 1 - Рим.16: 27)

Том десятый ч.1

1. – 44. БЕСЕДЫ НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ (1Кор.1: 1 - 1Кор.16: 24)

 

Том десятый ч.2

1. – 30. БЕСЕДЫ НА ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ (2Кор.1: 1 - 2Кор.13: 13)

31. – 36. Беседы на Послание к Галатам (Гал.1: 1 - Гал.6: 1)

37. – 76. SPURIA.

 

Том одиннадцатый ч.1

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 24. (Еф. 1: 1 - Еф. 6: 24)

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 15. (Флп. 1: 1 - Флп. 4: 23)

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 12. (Кол. 1: 1 - Кол. 4: 18)

 

Том одиннадцатый ч.2

ТОЛКОВАНИЕ НА 1-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 11. (1Сол. 1: 1 – 1Сол. 5: 28)

ТОЛКОВАНИЕ НА 2-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 5. (2Сол. 1: 1 – 2Сол. 3: 18)

ТОЛКОВАНИЕ НА 1-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

БЕСЕДА 1. БЕСЕДА 18. (1Тим. 1: 1 - 1Тим. 6: 21)

ТОЛКОВАНИЕ НА 2-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 10. (2Тим. 1: 1 - 2Тим. 4: 22)

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 6.(Тит. 1: 1 - Тит. 3: 15)

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ

БЕСЕДА 1. - БЕСЕДА 3. (Флм. 1: 1 - Флм. 1: 25)

ТВОРЕНИЯ, отнесенные к разряду Spuria

 

Том двенадцатый ч.1

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ

1. - 34. (Евр. 1: 1 - Евр. 13: 25).

35.-47. БЕСЕДЫ разные

48. ПОРЯДОК БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

49.-50. Молитвы Иоанна Златоуста

51.-55. SPURIA (отвергнутое), или Ν ό ζ α (побочное)

 

Том двенадцатый ч.2

1.-32. ВЫБОРКИ ИЗ РАЗНЫХ СЛОВ

 

Том двенадцатый ч.3

1.-10. ДОПОЛНЕНИЯ К БЕСЕДАМ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА

ДОПОЛНЕНИЯ К ПИСЬМАМ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

 

Том первый ч.1

1.-2. УВЕЩАНИЯ К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ

Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р.Х., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельником и впоследствии был возведен в сан епископа мопсуестскаго.

1. УВЕЩАНИЕ 1-е. Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания. – Надежда как цепь, привязывающая нас к небу. – Примеры восстания падших грешников. – Навуходоносор. – Ахав. – Манассия. – Ниневитяне. – Добрый разбойник. – Покаяние как всеочищающая сила. – Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние. – Всякое покаяние находит себе вознаграждение. – Радости рая. – Муки ада. – Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе. – Исцелимость болезни. – Нетрудность покаяния. – Пример молодого Финикса. – Пример престарелого монаха. – Упование на милосердие Божие.

2. УВЕЩАНИЕ 2-е. Возвращение Феодора и ответ на него. – Непозволительность попечения о семейных делах человеку, посвятившему себя на служение Богу. – Бегство из воинства Христова. – Необходимость заглаждения греха. – Слабость человеческой природы. – Падение и восстание. – Пример Давида. – Суетность благ мира сего. – Неудобства, связанные с царством, славой, богатством и браком. – Брак, при всей его священности, есть прелюбодеяние в деле Феодора. – Заботы семейной жизни. – Свобода последователей Христа. – Единственное несчастье для христианина – оскорблять Бога. – Заключение.

3.-6. К ВРАЖДУЮЩИМ ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ К МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

Три слова под этим общим заглавием, из которых второе имеет еще надпись: к неверующему отцу, т.е. языческому, а третье: к верующему отцу, т.е. христианскому, написаны св. Иоанном Златоустым в 375 или 376 году, когда он сам жил между отшельниками и когда монашествующие подвергались жестокому преследованию, а доброжелатели их - разным укоризнам при арианствующем императоре Валенте.

3. СЛОВО ПЕРВОЕ. Наказание противящимся Богу. Пример в лице народов, препятствовавших восстановлению храма после плена вавилонского. – То же и с противниками монашества. – Подробности гонения на иноков. – Сожаление о неразумии гонителей. – Они более вредят себе, чем гонимым. – Пример ап. Павла и Нерона. – Греховность гонительства. – Сравнение гонителей монашества с гонителями Апостолов. – Постигшее их наказание. – Свидетельство И. Флавия. – Для спасения недостаточно одной веры; необходимы и добрые дела. – Число подлежащих осуждению. – Пример из истории всемирного потопа. – Извращенность мира.

4. СЛОВО ВТОРОЕ: К неверующему отцу. Истинно богатый тот, кто презирает все. – Мы прославляемся более добродетелью, чем богатством. – Тому, кто все оставил, никто не расположен вредить, да и не может, если бы захотел. – Кто пренебрегает всем земным, тот легче утешается в лишениях. – Христиане особенно процветают, когда находятся в угнетении. – Кратковременность наслаждений. – История отшельника, отец которого был язычник.

5. СЛОВО ТРЕТЬЕ: К верующему отцу. Необходимо заботиться о спасении ближнего. – Небрежение о детях есть зло. – Законы о воспитании детей даны от Бога. – Добродетель зависит от внутреннего расположения. – Различные степени спасения. – Развращение нравов. – Необходимость строгого любомудрия. – Необходимость законов и наказаний в государстве. – Жизнь иноков уподобляется ангельской. – Зло нечестия в соединении с красноречием. – Слова Сократа у Платона в начале его апологии. – Святые мужи преуспевали без всякого красноречия. – История юноши, наставляемого монахом. – Превосходство иноческой жизни над мирской. Одинаковость правил для монаха и мирян. – Мирянам труднее спастись. – Истинный отец тот, кто печется о спасении сына. – Раздающий деньги более истинный владелец их, чем тот, кто скопляет их. – Необходимость приучаться к совершению добродетели с юных лет. – Польза временного пребывания юношей в монастыре. – История Анны и Самуила. – Увещание к родителям о воспитании сыновей в благочестии.

6. Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни. В слове или раcсуждении с таким заглавием, означающем его содержание, более подробно излагаются мысли, высказанные в одном из предыдущих слов (Слово второе - к неверующему отцу, отдел. 6 и 7) в обличение нравов общества, современного Златоустому Святителю. Повод к написанию этого рассуждения. – Повелевающий деньгами и собственными страстями есть более царь, чем повелевающий народом и войском. – Брань монаха славнее брани царя. – Кто из них счастливее во время ночи. – Благотворительность монаха по сравнению с благотворительностью царя. Царь и монах перед лицом смерти и после нее.

7.-8. О СОКРУШЕНИИ

Два слова о душевном сокрушении написаны св. Иоанном Златоустым по просьбе благочестивых и близких к нему лиц, имена которых поставлены в заглавии этих слов, монаха Димитрия и Стелехия, в конце 374 или в начале 375 года по Р.Х., когда он сам, по посвящении в церковного чтеца св. Мелетием, епископом антиохийским, поселился в обители иноков, проводивших подвижническую жизнь на смежных с Антиохиею горах, о чем ясно говорится в первом слове (отдел. 6).

7. Слово первое - к Димитрию монаху. Повод к написанию слова. – Необходимость сокрушения вследствие господства греховности на земле. – Неосновательные извинения грешников. – Наказание злословящих. – Обязанность христианина любить своих врагов и делать им добро. – Толкование на прошение: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». – Объяснение слова: «не давайте святыни псам». Желание истинного блага. – Чудесная сила этого желания. – Ап. Павел как образец сокрушения и любви к Богу.

8. Слово второе - к Стелехию. Сокрушение окрыляет душу. – Описание души, вознесенной до неба на крыльях сокрушения. – Изъяснение слов ап. Павла: «для меня мир распят и я для мира». – Необычайная любовь ап. Павла к Иисусу Христу. – Любовь Давида ко Христу и его сокрушение. – Рассуждения на псалом 6. – Благость и промышление Божие о людях, как сильное побуждение к сокрушению. – Вселенная и человек, как царь ее.

9.-11. К СТАГИРИЮ ПОДВИЖНИКУ, одержимому демоном

Стагирий, происходивший из знатного и богатого дома и воспитанный в правилах христианской веры, по благочестивому настроению своему отказавшись от богатства и мирских занятий в Антиохии, посвятил себя подвижнической жизни отшельников, в которой вскоре, по попущению Божию, подвергся действию демона (беса, или злого духа), страдал припадками беснования, причинявшими ему такия мучения и такое душевное уныние, что он покушался даже лишить себя жизни. Св. Иоанн Златоуст, узнав о бедственном состоянии Стагирия, с которым находился в дружеских отношениях, желал доставить ему духовное утешение посредством письменных увещаний, не имея возможности лично посетить его по причине собственной болезни, постигшей его после подвигов в пустыне в конце 380 г. по Р.X. В это время или в начале 381 года и могли быть написаны предлагаемые три слова святителя.

9. Слово первое. Ужасное испытание, постигшее Стагирия, и желание утешить его хотя письменно. – Попущение нам испытаний и польза как их, так и самого падения. – Примеры – Адама в раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Иосифа. – Испытание, как одно из средств, которыми Господь увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение божественному. – Причина, почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. – Неисповедимость путей Божиих. – Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. – Обязанность истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. – Увещание Стагирию укрепляться в таком убеждении.

10. К тому же Стагирию о том, что уныние хуже демона. Слово второе. Увещание освободиться от угнетающих мыслей о самоубийстве. – Такие мысли не всегда приходят от демона, но иногда и от собственного уныния. – Нужно разгонять это уныние, и лучшее средство для этого – становиться выше мнений толпы и думать, что стыдиться должно только одного греха. – Награды уготованы в будущем, настоящее есть время трудов. – Это показывают примеры святых. – Пример Авраама. – О жертвоприношении Исаака. – Сыновья Эдипа. – Огорчение Иакова. – Пример из жизни Иосифа.

11. К тому же Стагирию об унынии. Слово третье. Пример Моисея. - Огорчения Моисея в пустыне. - Огорчения Иисуса Навина. - Пояснение предмета на примере Самуила. - Огорчения Давида. - Огорчения Даниила. - Невзгоды Илии и Елисея. - Огорчения ап. Павла. - Бедствия, которым подвергались друзья Стагирия. - Демофил и Аристомен. - Зрелище бедственности человеческой в больницах и тюрьмах. - Бог испытывает нас для искупления наших грехов и более снисходителен к нам, чем мы сами.

12.-14. СЛОВО К ЖИВШИМ ВМЕСТЕ С ДЕВСТВЕННИЦАМИ

Нижеследующие два Слова или рассуждения, не соединенные общим заглавием, связаны между собою одинаковым содержанием, направленным в первом Слове против мужчин, имевших своими сожительницами девственниц, а во втором против девственниц, живших вместе с мужчинами, так что сам автор в одном месте второго Слова (отд. 4) ссылается на содержание своего первого Слова. Посему можно полагать, что эти два произведения написаны св. Иоанном Златоустом одновременно, непосредственно одно за другим; но в какое время его жизни, во время ли его диаконства в Антиохии, как свидетельствует церковный историк Сократ (кн.VI, гл.3), или во время его епископства в Константинополе, как свидетельствует жизнеописатель его епископ Палладий (Разгов. отд.5), это достоверно неизвестно. Во всяком случае, оба Слова представляются плодами истинно-пастырской ревности святителя о нравственной чистоте лиц, посвятивших себя преимущественно на служение Богу, но позволявших себе сожительство с посторонними лицами другого пола, которое было запрещено 1-м вселенским Никейским собором (прав.3) и осуждено св. Василием Великим (посл. к Григорию пресвитеру).

12. Слово к жившим вместе с девственницами. Непристойное злоупотребление в жизни духовенства. – Тщетные оправдания обычая. – Страсть, как основа его. – Неизбежное разжигание страстей. – Опровержение мнимых оправданий незаконного обычая. – Ничто так не увеселяет, как добрая совесть. – Большие требования Нового Завета по сравнению с Ветхим.

13. Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами. Непристойность девственницам сожительствовать с мужчинами. – Отсутствие девственниц у греков или язычников. – Непристойность девственницам чрезмерно заботиться о теле и нарядах. – Замужество предпочтительнее худо хранимого девства. – Соблазняющий других уже тем самым грешит, хотя бы и не делал дурного. – Стремление женщин к тщеславию. – Нравы истинной девственницы.

14. Книга о девстве. Рассуждение о девстве принадлежит к ранним произведениям св. Иоанна Златоуста, но достоверно неизвестно, тогда ли оно написано, когда он был диаконом или пресвитером антиохийской церкви (380-398 г. по Р.Х.), или когда еще подвизался в пустыне (374-380). Несомненно только то, что это произведение сделалось известным прежде Бесед его на 1-е послание ап. Павла к Коринфянам, сказанных в Антиохии, так как в конце 19-й Беседы на это послание сам святитель ссылается на свою книгу о девстве, в которой тщательно изъясняется христианское учение о девстве и его отношение к учению о законном браке, вопреки унижавшим брак еретикам, против которых в начале рассуждения святитель и направляет свою вдохновенную речь. У еретиков нет истинных девственниц, потому что их девы нецеломудренны и принимают девство из отвращения к браку, как к преступлению. – Они не могут рассчитывать на мзду, одинаковую с православными девственницами. – Апостол, советуя воздержание, не делает из него правила, а еретики, удаляющиеся от его учения, ставят своих учеников в положение хуже язычников. – Наконец, девство еретиков оскорбительно для Бога, потому что их девственницы, отрекшись от веры, не имеют чистого сердца. – Кроме того, состояние девства, чтобы иметь значение заслуги, требует полной свободы в деле вступления в брак – чего не бывает у еретиков, поносящих брак. – Церковь, напротив, одобряет брак и считает его средством укрощения страстей для тех, кто разумно пользуется им. – Лицам, не имеющим надобности в таком средстве, церковь советует не вступать в брак, хотя и не запрещает его. – Она осуждает и изгоняет из своих недр только тех, которые оскверняют святость брака. – Ибо брак доброе дело, но девство лучше, и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей. – Девство полезно верующему, и по первоначальному плану творения оно только и должно бы господствовать на земле, потому что грех, бывший причиной смерти, был также и причиной греха. – Возможность размножения людей без брака. – Безбрачное происхождение первых людей и ангелов. – Таковым же было бы и распространение людей, если бы не согрешили прародители. – И теперь брак позволяется только как врачевство против невоздержания. – Воздержание есть дар Божий, но оно не исключает и содействия самого человека. – Картина несчастных браков. – Увещание девственницам, как и вдовам, что после произнесения обета целомудрия нельзя вступать в брак, не погрешая тяжко. – Брак есть цепь, потому что своими заботами и хлопотами повергает в рабство супругов. – Их взаимное подчинение есть тяжелая обязанность, и от нее они не могут избавляться иначе, как по взаимному согласию. – Лицемерные девственницы, уподобляющие себя неразумным девам, – они будут лишены царства небесного. – Превосходство девства обнаруживается особенно в том, что оно облегчает нам совершение молитвы и добрых дел. – Неосновательность ссылки на Авраама в доказательство превосходства брака над девством. – Апостолы выше этого патриарха. – И богатый человек, состоящий в браке и занятый делами, также может вести жизнь праведную; но такие примеры редки. – Новый Завет требует большего совершенства, чем Ветхий, потому что в первом нам в большем изобилии даны дары и благодать Духа Св.

15.-16. К МОЛОДОЙ ВДОВЕ

Предлагаемые два слова написаны св. Иоанном Златоустом к молодой вдове, которой муж, по имени Фирасий, был знатный и благочестивый человек и умер в цветущем возрасте после пяти лет супружества. Преподавая вдове христианские утешения и увещания, святитель касается некоторых исторических лиц и событий, по которым можно заключать о времени написания этих слов. Так, в 4-м отделении первого Слова, где тогдашний римский император представляется воюющим с варварами, говорится о Феодосии Великом, который со времени провозглашения своего императором в 379 г., вел почти непрерывную войну с готами до решительного поражения их в 382 г. Посему можно заключать, что первое Слово написано не ранее 380 и не позже 382 г. Второе же Слово, конечно, последовало вскоре за первым.

15. К молодой вдове. Слово первое. Скорбь молодой вдовы Фирасия и утешение ей. - Бог печется о вдовах. - Достоинство вдовства почитается у христиан и язычников. - Радостность надежды и уверенности в том, что мы вновь увидим тех, кого любили. - Кратковременность земной жизни, сопровождающие ее бедствия и непрочность счастья. - Доказательство этого последнего положения. - Пример двух вдов богатых и высокопоставленных, которые после смерти своих мужей дошли до крайней бедственности. - Пример девяти императоров, царствовавших в Константинополе, из которых семеро погибли от насильственной смерти. - Изображение славы и блаженства, которыми наслаждается Фирасий на небесах.

16. К той же вдове. Слово второе - о воздержании от второго брака. Изложение и опровержение трех оснований, которые обыкновенно заставляют вдов опять вступать в брак, именно надежды на лучшее состояние, привязанность миру и немощь плоти. - Цель слова - не порицание второго брака, допускаемого ап. Павлом и узакониваемого Церковью. Вдова, вступающая во второй брак, обнаруживает в себе слабость и чувственность, проявляет привязанность к земле и показывает, как не дорога ей память ее первого мужа. - Она не может любить второго мужа, как любила первого, и этот новый союз восстанавливает против нее и ее родителей, и ее слуг, и особенно детей от ее первого мужа. - Поэтому с целью отклонить вдов от второбрачия законодатели нашли нужным лишить совершение второго брака всякой торжественности, показывая этим, что они допускают его только с сожалением. Похвала вдовству, которое приближается к девству, ибо таковому вдовству принадлежит одинаковая с девством слава и награда.

 

Том первый ч.2

1.-7. О СВЯЩЕНСТВЕ

Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым по следующим обстоятельствам: в 374 году по Р.Х., когда он жил вместе с другом и сверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерского и епископского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя, который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему свои дружеские упреки за уклонение от священного сана, на которые и служат блистательным ответом предлагаемые шесть слов о Священстве. Таким образом, написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374-го, но не позже 386 года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера.

1. Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста - Василий. - Они никогда не расставались между собой. - Намерение их обоих принять иночество. - Слезы и просьбы матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. - Подвижническая жизнь друзей. - Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. - Уклонение Златоуста и избрание Василия. - Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости - в зависимости от намерения. - Польза ее как в мире, так и на войне. - К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. - Исцеление больных таким способом. - Ею пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу.

2. Слово второе. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу. - Преимущества священства. - Кровь Иисуса Христа есть цена душ. - Любовь Иисуса Христа к Своей церкви. - Обязанности священства более важны, чем всякого другого положения. - Мало достойных для него. - Ответственность священника. - Враги стада Христова. - Лечение душ труднее, чем лечение овец. - Трудность постижения самой причины боления душ. - Нет другого средства, кроме убеждения. - Священство требует превосходной души. - Насколько благоразумие необходимо священнику. - Священство есть должность, исполненная затруднений и опасностей. - Необходимость вполне знать кандидата на священство. - Превосходные свойства человеколюбия. - Похвала Василию. - Его человеколюбие. - Почему Златоуст отказался от епископства. - Его отказ не только не послужит ко вреду избирателей, но избавит их от нареканий, которым они иначе подверглись бы.

3. Слово третье. Златоуст продолжает свое оправдание. - Его отказ произошел не от гордости. - Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать свое невысокое мнение о нем. - Отказ его произошел не из тщеславия. - Любовь к славе, напротив, должна бы побудить его принять епископство. - Священство имеет небесный характер. - Величавая обстановка священства ветхозаветного и превосходство священства новозаветного. - Величие христианского тайнодействия. - Священник сильнее ангелов. - Источники его могущества. - Священники ветхозаветные только давали свидетельство об исцелении проказы тела, а священники новозаветные исцеляют проказу души. - Если наши родители дают нам жизнь телесную, то священники сообщают нам жизнь духовную, и они могут нам давать ее, когда даже мы потеряли ее. - Крещение. - Покаяние. - Даже ап. Павел трепетал, размышляя о высоте своего служения. - То же самое устрашило и Златоуста. - Ясное сознание высоты священнослужения с одной стороны и сознание своей слабости - как побуждения, заставившие его отказаться от епископства. - Другие побуждения, как заключающиеся в опасностях и трудностях, сопряженных со священнослужением. - Устранение тщеславия со всеми сопровождающими его страстями. - Чем возвышеннее священство, тем омерзительнее злоупотребления им. - Можно желать священства, но не возвышения и власти, связанных со священством. - Священник должен быть господином над самим собой: печальные последствия гнева. - Погрешности священников быстро становятся известными всем, и происходящий отсюда соблазн. - Примеры неудачных избраний. - Управление вдовицами, попечение о девственницах, церковное судопроизводство, связанные с ним трудности. - Отлучение и требуемое им благоразумие.

4. Слово четвертое. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. - Опровержение этого возражения. - Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. - Иуда был призван к апостольству. - Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. - Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. - О церковном служении. - Дар слова, как необходимая принадлежность священника. - Без дара слова недостаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. - Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. - Сравнение Церкви с сильной крепостью. - Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. - Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. - Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? - Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. - Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. - Красноречие ап. Павла - простое и сильное, единственно основанное на знании и восторженности. - Похвальный отзыв о его посланиях. - Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. - Он должен быть способен защищать догматы веры.

5. Слово пятое. Продолжение рассуждения о церковном красноречии. - Беседы, предназначаемые для народа, требуют большего труда. - Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы судить о проповеднике. - Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. - Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. - К пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. - Недостаточно приобрести дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. - Чем выше у проповедника дар слова, тем более он должен трудиться над ним. - Козни великому проповеднику со стороны его завистливых врагов. - Немного людей, которые в состоянии основательно судить о беседах. - Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться выше суждений толпы. - Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной цели - благоугодить Богу. - Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто не обладает даром красноречия.

6. Слово шестое. Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. - Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от заражения делами мира сего и сохранять красоту души. - Ревность, тщательность и бдительность в отправлении священнослужения. - Священники суть посланники Божии не к одному только городу, но ко всей земле. - Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. - Призвав Св. Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со страхом и трепетом. - Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. - Необходимость для них самого тщательного благоразумия, чтобы не оскорбить кого-нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободой, причем попеременно, смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость или мягкость. - Как ни велики труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение епископа труднее отшельничества. - Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. - Повторение совета не пренебрегать народной молвой, хотя бы она была ложной. - Нетрудно спастись самому себе. - Священник подлежит более страшному наказанию, чем простые верующие. - Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят возвести в священный сан. - Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас в таких случаях диавол.

7. Беседа по рукоположении во пресвитера. Произнесена св. Иоанном в Антиохии по рукоположении его во пресвитера Флавианом, епископом антиохийским, в начале 386 г. по Р.Х. В заглавии называется первой, т.е. из всех произнесенных с церковной кафедры, беседой " о себе, и об епископе, и о множестве народа". Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих способностях. - Вся вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. - Но и грешник может найти способ славословия. - Похвала Флавиану, епископу антиохийскому. - Знатность его происхождения и великость его подвижничества. - Воспоминание о Мелетие, епископе антиохийском. - Просьба о молитве за нового пресвитера.

8.-19. ПРОТИВ АНОМЕЕВ

Двенадцать слов под заглавием " против Аномеев" направлены против чистых ариан, которые не признавали Сына Божьего Иисуса Христа не только единосущным Богу-Отцу, но и подобным Ему по существу, и, между прочим, приписывали себе знание самого существа Божьего. Не прекращавшееся во времена св. Иоанна Златоустого лжеучение этих еретиков, которых нарицательное название тогда обратилось в собственное имя, подало повод святителю составить против них слова о " непостижимом" существе Божьем и " единосущии" Сына Божья с Богом-Отцом и произнести первые десять слов в Антиохии в 386 и 387 годах не непрерывно, но с некоторыми промежутками времени, а последние в Константинополе в 398 году. Каждое из этих слов в подлиннике имеет более подробное заглавие, соответствующее его содержанию. Так, полное заглавие 1-го слова следующее: " о непостижимом, в отсутствии епископа, против Аномеев".

8. Слово первое. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. - Смысл изречения: «хотя... и знание упразднится». - Опровержение аномеев. - Проповедник намерен вразумлять, а не побивать своих противников. - Бог непостижим не только в своей сущности, но и в Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа иудейского. - Увещание.

9. Слово второе. В заглавии этого слова сказано: (св. Иоанна Златоустого) за много дней прежде говорившего против аномеев, потом против иудеев, потом не говорившего по причине присутствия епископов и совершавшихся воспоминаний о многих мучениках, теперь опять слово против аномеев, о непостижимом. В рассуждении о божественных предметах нужно руководиться не разумом, а верой. - Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает Самого Себя. - Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значит оскорблять Его. - Необходимость умеренности в рассуждениях с еретиками.

10. Слово третье. Полное заглавие этого слова следующее: " о непостижимом и о том, что даже снисхождение Божье невыносимо для серафимов". Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. - Бог непостижим для ангелов. - Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. - Верховные силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. - Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. - Действенность общественной молитвы.

11. Слово четвертое. О непостижимости естества Божия. - Краткое повторение предшествующих бесед. - Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и через нас. - Они не знают существа Божия. - Похвала антиохийцам за ту послушность, с которой они исполнили данные им советы. - Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви.

12. Слово пятое. О непостижимости естества Божия. - Сын и Св. Дух вполне знают Отца. - Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. - Мудрость ап. Павла в его наставлениях. - Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души непостижимо для нас. - Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. - Ответ на это возражение. - Сила молитвы. - Смирением производится дерзновение.

13. Слово шестое. Полное заглавие этого слова следующее: " О блаженном Филогоние, который сделался из адвоката епископом, и о том, что для благоугождения Богу ничто не может сравниться с попечением об общей пользе, и о том, что за невнимательное причастие Божественных таинств мы подвергаемся невыносимому наказанию, хотя бы дерзнули на это однажды в год. Сказано за пять дней до Рождества Христова". О святом Филогоние. - Насколько будущая жизнь выше настоящей. - Св. Филогоний сначала был адвокатом. - Избранный во епископа, он предался совершению всякого рода добродетелей. - Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. - Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. - Способ совершения покаяния.

14. Слово седьмое. Полное заглавие этого слова следующее: " о не пришедших в собрание, и доказательства того, что Сын единосущен Отцу, и что все, сказанное и сделанное Им уничиженно, было сделано и сказано не по немощи силы Его и не к унижению Его, но по разным целям домостроительства; и о непостижимом". О единосущии Сына с Отцом. - Необходимость внимательного отношения к слову Божию. - Сын единосущен Отцу. - Выражения св. Писания, по-видимому уничижающие Сына, находят себе объяснение в воплощении. - Другие побуждения для таких изречений св. Писания. - Две воли во Иисусе Христе. - Увещание к молитве.

15. Слово восьмое. Полное заглавие этого слова следующее: " об остальном против еретиков, о суде и милостыне, и о просьбе матери сынов Заведеевых". О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Зеведеевых. - Ответ на возражение еретиков. - Сын имеет ту же власть, что и Отец. - Милостыня измеряется не по величине подаяния, но по чистоте намерения. - Похвала ап. Павлу, изречения которого приводит проповедник. - В каком смысле сказал Иисус Христос «несть Мое дати». - Награду заслуживает тот, кто подвизается.

16. Слово девятое. О четырехдневном Лазаре. - Иисус Христос знал, где находится Лазарь. - Не должно быть слишком легковерным. - Почему Иисус Христос молился перед воскрешением Лазаря? - Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшего там народа и в ответ на просьбу Марфы.

17. Слово десятое. Полное заглавие этого слова следующее: " о том, что безмолвие и несообщение другим того, что мы знаем, делает нас беднейшими и погашает благодать; и о молитвах, которыми Христос молился, и о власти, с какой Он совершал все; и об усовершенствовании ветхозаветного закона; и о том, что воплощение не уменьшает равенства Сына с Отцом, но еще более подтверждает его". Вступление. - Различие между долгом денежным и долгом духовным. - Иисус Христос единосущен Отцу. - Уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставить нас не только словами, но и примером. - Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу. - Доказательство, заимствованное из исцеления слепорожденного. - Как несовершенен закон. - Сын равен Отцу. Доказательства из св. Писания. - Нужно избегать всякой вражды. - Увещание к примирению с врагами.

18. Слово одиннадцатое. Полное заглавие этого слова следующее: " сказанное в Константинополе против аномеев, о непостижимом, и о том, что Новый Завет согласен с Ветхим, и о не присутствующих в священных собраниях". О непостижимости существа Божия. - Когда дело идет об истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. - Божество Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. - Согласие Ветхого и Нового заветов. - Обязанность христиан присутствовать при собраниях верующих и водить туда своих детей. - Присутствие в этих собраниях в церквах приносит двоякую пользу.

19. Слово двенадцатое. Полное заглавие этого слова следующее: «О расслабленном, бывшем в расслаблении своем тридцать восемь лет», и на слова: «Отец Мой доселе делает, и Я делаю» (Ин. 5: 17). Сравнение проповедника с землепашцем. - Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. - Исцеление расслабленного. - Почему Иисус Христос спрашивает больного. - Похвала расслабленному. - Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. - Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. - Увещание присутствовать в собраниях церкви.

20.-28. ПРОТИВ ИУДЕЕВ

20. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Полное заглавие этого творения следующее: " против иудеев и язычников доказательство того, что Христос есть Бог, заимствованное из многократных предсказаний о Нем пророков". Оно по всей вероятности не было произносимо с церковной кафедры, а назначалось для чтения, и написано тогда, когда св. Иоанн еще не был в Константинополе (отд. 9) и когда приготовлял Слова исключительно против иудеев (отд. 17). Таким образом местом написания этого раcсуждения можно полагать г. Антиохию, а временем написания или обнародования - 386 или 387 год по Р.X. Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. - Простое общедоступное рассуждение. - Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание Церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. - Такое дело не могло быть делом рук человеческих. - Обращение к иудеям. - Против них гласит Ветхий Завет. - Все главные тайны и события христианства предсказаны были пророками. - О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. - Что Он родится от девы - Исаия. - Что родится в Вифлееме - Михей. - Что будет исцелять всякие болезни - Исаия. - Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. - Проповедь Апостолов - Давидом и Иоанном. - Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. - Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. - Чествование, воздаваемое кресту. - Частое употребление крестного знамения. - Части истинного Креста, находимые по всему миру. - Исполнение пророчеств Иисуса Христа. - Чудо распространения Евангелия. - Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против Церкви. - Тщетность усилий, которые иудеи с помощью Юлиана отступника употребляли для восстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа.

ПРОТИВ ИУДЕЕВ

Восемь " слов против иудеев" произнесены были св. Иоанном Златоустом в Антиохии в два приема: первые три - осенью 386, а последние пять - осенью же 387 года. Поводом к их произнесению послужило то печальное обстоятельство, что многие христиане - или по старой привычке, или по неразумию и увлечению - принимали участие в совершавшихся местными иудеями праздниках и постах, и посещали синагоги. Против этого неразумия и направлены слова Златоуста, который выясняет в них, что иудейство уже потеряло свое значение, и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией. Первое слово было произнесено вскоре после первого же слова против аномеев, напечатанного выше на стр. 493. На него именно и делается указание в начальных строках первого слова.

21. Слово первое. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. – Христианам не должно принимать участия в праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие все несвоевременно. – Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому-то они и отвергнуты, и на их место явились христиане. – 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как церковь есть дом Божий. – Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимой и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; 3) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. – Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. – Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой-нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить душу ради исцеления тела. – Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию.

22. Слово второе. " Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. Сказано за пять дней до их поста, после того, как уже было произнесено другое (α λ λ η ς) слово". Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. – Не должно соблюдать иудейского поста, потому что 1) лишаются благодати Христовой те, кто служат ветхому закону, хотя бы в одном каком-нибудь отношении; 2) соблюдающие закон в одном отношении, тем самым обязываются соблюдать его весь под страхом проклятия. – Закон есть добрая вещь, но под условием, если он приводит к Иисусу Христу. – Он есть зло для тех, которых не приводит к Нему, следовательно, для иудействующих. – Бог более ревнует о чести верующих, чем о собственной славе; взаимно и верующие должны ревновать о чести Божией и не допускать своих жен посещать синагоги.

23. Слово третье. " К тем, которые по-прежнему постятся в пасху". Слово это, как показывает самое начало, произнесено после второго, или даже и третьего, слова против аномеев. К тем, которые по-прежнему постятся в Пасху. - Не должно участвовать в соблюдении поста, который иудеи соблюдают перед своей пасхой, потому что это может служить причиной раскола и разномыслия, а разномыслие есть худшее из зол: таково учение Павла и отцов Никейского собора. - Бог, разрушая город, в котором только и можно было законно совершать иудейскую пасху, с достаточностью показал, что Он отверг все праздники иудейские и освободил нас от обязанности соблюдать дни, установленные законом. - У самих иудеев соблюдение места должно бы стоять выше и иметь больше важности, чем соблюдение времен, потому что соблюдение времен часто бывает совершенно невозможным.

24. Слово четвертое. Полное заглавие: " его же (Златоуста) против иудеев слово четвертое, на трубы их пасхи. Говорено в Антиохии, в великой церкви". Самое начало этой беседы показывает, что она произнесена спустя довольно долго после первых трех слов против иудеев. Против иудеев, на трубы их пасхи. Сказано в Антиохии, в великой церкви. - Чтобы судить, хорошо или худо известное действие, нужно не столько соображаться с его сущностью, сколько с волей Божией. - Между тем пост иудейский идет против воли Божией. - Все священнодействия должны в действительности совершаться в Иерусалиме, а не в другом каком-либо месте, как это доказывает сам закон и пример святых праведников. - Разрушая Иерусалим, Бог ясно показал, что Ему не благоугодно было более богослужение иудеев.

25. Слово пятое. Похвала усердию слушателей. - Храм иудейский не будет восстановлен. - Это доказывается: 1) предсказанием Иисуса Христа, которое несомненно возымеет силу, так как другие предсказания Сына Божия уже исполнились; 2) на основании пророков: те же пророки, которые предсказывали начало и конец трех первых пленений, не только не указали конца для четвертого, теперешнего их пленения, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилий, которые иудеи употребляли для восстановления их храма; 4) на основании пророчеств, которыми предвозвещено, что новозаветное богослужение распространится по всей земле. - Увещание христианам удалиться от праздников иудейских.

26. Слово шестое. " Произнеся раньше длинную беседу против иудеев и получив горловую болезнь от продолжительности речи, Златоуст сказал теперь это слово". Предшествующая длинная беседа, как причина горловой болезни проповедника. - Жажда к обличению иудеев. - Краткое обобщение предшествующей беседы. - Чему иудеи могут приписать теперешнее свое бедствие. - Нельзя приписывать его ни тяжести грехов, ни могуществу людей. - Несмотря на старание соблюдать закон, они теперь более несчастны, чем когда-либо, и это потому, что они распяли Господа Иисуса. - Подтверждение этого на основании пророков. - Из их бедствий обнаруживается божество Иисуса Христа, потому что если бы Он был обманщик, то, несмотря на все их грехи, Бог пощадил бы их ради Имени Своего, чтобы не дать основания для прославления врага Своего. - Кроме своего города и своего храма, иудеи потеряли и все свои преимущества, они не имеют более и священства. - Что же такое их теперешние священники в сравнении с древними священниками? - Изложение обрядов посвящения и других обстоятельств, придававших досточтимый характер священству в древности. - Обличение христиан, посещающих синагоги. - Поведение их подлежит осуждению и неизвинительно ни в каком отношении. - Увещание к более благоразумным отвращать своих собратьев от этих нелепых, как и преступных суеверий.

27. Слово седьмое. Если храм иудейский, как доказано выше, разрушен окончательно, то вследствие этого у иудеев не может уже быть ни жертвоприношений, ни священства. - Эти учреждения, как доказывает св. Писание и особенно ап. Павел, отменены вследствие их несовершенства, жертвоприношением воплотившегося Бога, и они не будут восстановлены. - На место священства по чину Ааронову явилось священство по чину Мелхиседека, и древний закон заменен новым, соответственно новому священству.

28. Слово восьмое. Недостаточно только предостерегать своих собратьев прежде, чем они согрешили; нужно еще заботиться о них и после того, как они подпали греху. - Так Бог действовал по отношению к Адаму и Каину, ап. Павел по отношению к блуднику, самарянин к израненному разбойниками. - Мы не должны разглашать о проступках наших братьев, а должны стараться о том, чтобы излечить согрешающих и удержать их от иудействования, внушая им особенно, как нелепо прибегать к демонам для поправления здоровья. - Христианин должен скорее страдать, чем грешить, по примеру Иова, расслабленного и Лазаря. - Эти страдания посылаются от Бога для исправления нас, и сын не должен жаловаться на отца, когда он исправляет его. - Кроме того, терпение в страдании приносит добрые плоды; на земле оно приобретает похвалу и преклоняет Бога к исцелению переносимых болезней, а на небе оно подготовляет получение венца мученического.

Слово о проклятии

29. Слово о проклятии. Предлагаемое Слово составлено св. Иоанном Златоустым по поводу образовавшихся в Антиохии отдельных обществ, из которых одно состояло из преданных епископу Мелетию (мелетиан), другое - из признававших своим епископом Павлина (павлиниан), третье - из ариан с епископом Евзовием, и четвертое - из приверженцев неправославного Аполлинария Лаодикийского. Так как во взаимных пререканиях иногда одни из них позволяли себе проклинать других, то для прекращения соблазна в местной церкви святитель Иоанн вскоре по рукоположении своем во пресвитера в 386 году и произнес это Слово, которого полное заглавие следующее: " о том, что не должно проклинать ни живых, ни умерших". Связь этого слова с беседами против аномеев. - После опровержения еретиков проповедник обращается к тем из своих слушателей, которые по избытку ложной ревности проклинали еретиков, не имея права на то. - Проклинающие грешат против человеколюбия. - Любовь Иисуса Христа ко всем людям. - Пример ап. Павла. - Его мягкость и умеренность. - Не должно проклинать ни живых, ни мертвых, потому что суд над ними принадлежит уже Богу.

Слово на новый год

30. Слово на новый год. Это слово сказано святителем Иоанном Златоустом в Антиохии 1-го января 387 года по Р.Х., как с вероятностью можно заключать из самого его содержания, и потому помещается между его словами, произнесенными в 386 и 387 годах. Полное его заглавие следующее: " Слово в Календы, в отсутствии епископа антиохийского Флавиана, сказано против наблюдающих новомесячия и совершающих ликования в городе, и на слова Апостола: «все делайте в славу Божию» (1Кор. 10: 31). Сожаление об отсутствии епископа (Флавиана). - Намерение проповедника продолжать похвалу ап. Павлу, начатую за несколько дней раньше, но обстоятельства заставили его изменить предмет речи и заняться обличением безумств, происходивших в городе Антиохии. - Обличение языческих суеверий. - Заблуждение тех, которые думают, что для того, чтобы весело и счастливо провести наступающий год, необходимо весело и счастливо провести первый день его. - Истинное средство быть счастливым в течение всего года состоит в том, чтобы и начать, и проводить его в страхе Божием и в соблюдении Его заповедей. - Дни не разделяются на счастливые и несчастные. - Кто имеет чистую совесть - всегда счастлив, а чья совесть обременена грехами - всегда несчастлив, что бы он ни делал. - Изъяснение изречения ап. Павла: «аще убо ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите».

31.-37. О ЛАЗАРЕ

Семь слов о Лазаре, т.е. на евангельскую притчу о богатом и Лазаре, произнесены святителем Иоанном в Антиохии в течение 387 года, с некоторыми промежутками времени. Первое из них сказано на другой день после " слова на новый год", как можно заключать из его содержания и видно из полного заглавия его: " сказано в следующий день после Календ в Антиохии против пьянствующих и входящих в кабаки и устрояющих пляски в городе, и о том, что учителю не должно отчаиваться в учениках, хотя бы в настоящее время они не убеждались, и о бедном Лазаре и о богатом".

31. Слово первое. Похвала слушателям за то, что они не предавались новогодним безумствам и сделали из новолетия день духовных радостей. – Многие, однако, перешли от церкви в корчемницу, издеваясь над увещаниями. - Обличение их. - Их издевательства не препятствуют высказывать истину и восставать против безобразий. - Образ действий Иисуса Христа по отношению к Иуде, которого Он не переставал предостерегать и наделять благами, чтобы напоминать ему о его обязанностях. Так же нужно и вообще поступать по отношению к грешникам. - Неодинаковая судьба уготована в будущей жизни тем, которые живут в изнеженности и наслаждениях, и тем, которые проводят жизнь в бедности и страдании. - Пример Лазаря и безсердечного богача. - Трапеза христианина должна сопровождаться молитвой и чтением св. Писания. - Нужно есть и пить умеренно.

32. Слово второе. Полное заглавие этого слова следующее: " О Лазаре, и о том, что души умерших насильственною смертью не делаются демонами, и о суде и милостыне". Продолжение истории Лазаря и безсердечного богача. - Опровержение народного поверья, перешедшего от язычников, что люди, умершие насильственной смертью, становятся демонами. - Если Иисус Христос называет иудеев сынами диавола, то потому, что они подражали делам диавола. - Через свои грехи, а не через насильственную смерть люди могут уподобляться демону. - Трогательное описание смерти бедного Лазаря и смерти безсердечного богача. - Жестокость богача в сопоставлении с человеколюбием Авраама. - Закон милостыни. - Если бедный нуждается в хлебе, то нужно подать ему, хотя бы он был негодным человеком.

33. Слово третье. Полное заглавие этого слова следующее: " о Лазаре и о том, почему не сказал Авраам; приял «уже доброе твое в жизни твоей», но: восприял «получил», и почему праведники часто подвергаются опасностям, а грешники избегают их". Почему сказано богачу не: " приял еси благая твоя в животе твоем", но «восприял»? - Почему праведники часто подвергаются опасностям, а грешники избегают их? - Необходимо всем христианам читать св. Писание, не только духовным, но и светским. - Последним еще более необходимо это чтение, потому что они более подлежат искушениям. Св. книги так превосходны, что они всегда полезны даже и тем, которые понимают их лишь немного. - То, что осталось непонятным при первом чтении, сделается понятным при втором. - Незнание св. Писания есть источник ересей. - Бог не оставляет без вознаграждения никакого добра, даже совершенного злыми людьми, равно как не оставляет без наказания никакого греха, даже у добрых людей, и у них даже в особенности. - Нет ничего опаснее положения нечестивого, который благоденствует. - Похвала терпению. - Нетерпеливость есть мать богохульства. - Почему Бог не наказывает всех в этом мире? - Примеры терпения, заимствованные из Ветхого Завета.

34. Слово четвертое. Полное заглавие этого слова следующее: " о богатом и Лазаре, и о том, что совесть обыкновенно припоминает нам прежние грехи, и об Иосифе". Предложение объяснения притчи о богаче и Лазаре. - Евангельские примеры и особенно пример богача показывают, что все мольбы отошедших отсюда отягченными грехами будут безполезны. - Рассматриваемая притча есть превосходный урок для богатых и бедных, она может одинаково смирять первых и унижать последних, заставить нас любить бедность и презирать богатство. - Св. Писание и разум с достаточностью убеждают нас в существовании загробной жизни; нет надобности, чтобы мертвые возвращались к нам для удостоверения нас в этом. - Сила и значение совести, напоминающей нам о старых наших прегрешениях. - Подтверждение этого изложением истории Иосифа.

35. Слово пятое. Заглавие этого слова следующее: " На слова Апостола: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели» (1Фес. 4: 13), - также об Иове и Аврааме". Рассуждение о воскресении. - Объяснение слов ап. Павла о будущем воскресении (1Фес. 4: 12). - Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. - Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. - При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении прав. Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принести в жертву своего единственного наследника - сына.

36. Слово шестое. Полное заглавие этого слова следующее: " о землетрясении, и о богатом и Лазаре, и о том, откуда произошло рабство". Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. - Но день последнего суда будет еще страшнее. - Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. - Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, а о тех, которые грешат. - Возвращение к притче о богаче и Лазаре. - Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. - В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. - Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. - Происхождение рабства. - Всемирный потоп. - Сравнение ковчега с Церковью. - Употребление вина для исцеления скорби. - В чем состоит истинное рабство. - В чем состоит истинное богатство. - Различные степени праведников и грешников, но никто не без греха. - Добро и зло получают должное воздаяние.

37. Слово седьмое. Полное заглавие этого слова следующее: " Против тех, которые ушли на воинские ристалища, и о евангельском изречении: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13), - а к концу о богатом и Лазаре". Огорчение при виде того, что многие из слушателей, несмотря на увещания проповедника, посещают ристалища. - Несмотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются в возможности загладить свой грех покаянием. - Безсердечный богач - пример тех, которые следуют широким путем в жизни: Лазарь - пример тех, которые идут узким путем. - Великое различие цели, к которой каждый из них пришел по своей дороге. - В чем состоят истинные блага. - Находящиеся в бедности и огорчении не должны считать себя несчастными. - Пропасть, отделяющая Лазаря и безсердечного богача в загробной жизни. - Заключение.

 

Том второй ч.1

1.-21. БЕСЕДЫ О СТАТУЯХ, ГОВОРЕННЫЕ К АНТИОХИЙСКОМУ НАРОДУ

Знаменитые беседы к Антиохийскому народу о статуях произнесены святым Иоанном Златоустом в святую четыредесятницу 388 года. Поводом к их произнесению послужил страшный мятеж, произведенный в Антиохии уличной чернью, которая оскорбила и разбила императорские статуи. Первая беседа была произнесена еще до мятежа, но вторая уже после мятежа, о чем ясно говорит и ее содержание. Всех бесед было произнесено 21, и в них с поразительной живостью изображается состояние Антиохии в это страшное время.

1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Произнесена в бытность пресвитером, в Антиохии, в старой церкви, на слова: «употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5: 23). Чудесная красота и разнообразие св. Писания. - Даже наималейшие изречения в нем драгоценны. - Добродетели Тимофея. - Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. - Позволение употреблять немного вина. - В бедствиях святых более обнаруживается могущество Бога. - Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям? Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? - Наши отношения ограничены пределами настоящей жизни. - Увещание к богохульникам об исправлении.

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Произнесена в Антиохии, в церкви, так называемой, старой, когда он был пресвитером - о бедствии, постигшем город, по случаю низвержения статуй благочестивого царя Феодосия Великого, на слова Апостола: «богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали» (1Тим. 6: 17), и против любостяжания. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. - Бедственное состояние жителей города. - Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. - Против богохульников. - В чем состоит истинное богатство. - Похвала и награда гостеприимству. - Плоды милостыни. - Непрочность богатства. - Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. - Об истине св. евхаристии.

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. По случаю отправления епископа Флавиана для ходатайствования перед царем о городе, также о том, - что такое истинный пост, что злословить хуже, чем снедать человеческую плоть, - о казненных за возмущение, и против жаловавшихся на то, что многие схвачены невинно. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. - В чем состоит истинный пост. - Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. - Безполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. - Описание настоящего бедствия. - Частые землетрясения в Антиохии. - Нравственное увещание.

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о твердости и терпении примерами Иова и трех отроков, и о воздержании от клятв. Увещание к народу о терпении. - Пример праведного Иова и трех отроков. - О воздержании от клятв. - Плоды скорбей. - Бедствие, как причина перемены к лучшему. - Поклонение персов огню как Богу. - Нравственное увещание.

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Еще увещание к народу о мужественном перенесении угрожающего бедствия по примеру того, что случилось с Иовом и ниневитянами; и о том, что бояться должно не смерти, а греха; и о том, что, значит умереть худо; и о том, что нужно со всяким тщанием избегать клятв. Терпение Иова - основа его славы. - Бедствия настоящей жизни - ничто. - Единственное истинное бедствие есть грех. - Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. - Чистая совесть не страшится смерти. - Покаяние утишает гнев Божий. - Покаяние ниневитян. - Нужно воздерживаться от клятвы.

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. О том, что бояться начальников полезно, и рассказ о случившемся на пути с теми, кои несли к Царю весть о возмущении; также о том, что кто терпит что-либо неправедно и благодарит Бога, попускающего это, равен тому, кто терпит за Бога; предлагаются опять примеры трех отроков и печи вавилонской; и о воздержании от клятв. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. - Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. - Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. - Милость императора по случаю праздника Пасхи. - Не должно бояться смерти - должно бояться греха. - Лазарь и безсердечный богач. Три отрока в пещи огненной. - Увещание не клясться.

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. О том, что скорбь полезна только к уничтожению греха, и на слова: «в начале сотворил Бог небо и землю», где показывается, что сотворение мира служит источником величайшего утешения; также на слова: «Адам, где ты?» и об избежании клятв.

8 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Увещание к добродетели, и на слова: «ходящего в раю во вре

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бильдербергский клуб | Создание общинной инфраструктуры




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.