Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неимущий.






 

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил людей: ” Знаете ли вы, кто является неимущим? ” Они ответили: ” Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества ”. Тогда он сказал: ” Поисти­не, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в день воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал друго­го, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого, и тогда придется ему отдать нечто из своих благих дел одному и нечто отдать другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со все­ми, тогда из грехов обиженных им станут брать что-то и возла­гать на него, а потом его ввергнут в ад! ”

Этот хадис приводит Муслим

Первый вопрос: права Аллаха и права Его рабов.

Права, которые необходимо соблюдать каждому рабу, делят­ся на две категории. К первой относятся права Аллаха, соблю­дение


которых выражается в совершении обязательного и отказе от запретного, а ко второй - права других людей, соблюдение которых выражается в предоставлении им того, что им причита­ется, отказе от притеснения их и отказе от неправомерного причинения им зла.

Соблюдая права Аллаха, следует помнить о Его снисходи­тельности и готовности прощать, а поэтому для исправления раз­личных упущений в этом отношении достаточно искреннего пока­яния. Что же касается соблюдения прав других людей, то здесь следует помнить о том, что душам людей присуща скупость, а поэтому в случае нарушения их прав одного только покаяния бу­дет недостаточно, и придется либо испрашивать прощения у оби­женного, либо возвращать то, что было несправедливо отнято у него, в противном же случае в день воскресения из запасов благих дел человека будет изъято то, что соответствует тя­жести причинённой им другому несправедливости. Объясняется же это тем, что душам присуща скупость, как и сказал об этом Аллах Всевышний:

و َ أ ُ ح ْ ض ِ ر َ ت ِ ا ل أ َ ن ف ُ س ُ ا ل ش ّ ُ ح ّ َ

((Хотя) души и скупы (по своей природе)... 1 (“Женщины”, 128.)

Их2и касаются наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он дал людям и о ко­торых сообщается в этом хадисе.

Второй вопрос: тонкий метод.

Начиная с людьми разговор с этого вопроса, посланник Аллаха, использует весьма тонкий метод для того, чтобы привлечь к своим словам вни­мание тех, к кому он обращался, и заставить их сердца размыш­лять об этом. Слова пророка,: ” Неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в день воскресения... ”-, не означают, что он был не согласен с тем определением понятия “ неимущий ”, которое дали люди, нет, он лишь хотел указать, что истинно неимущим ока­жется такой человек, который в день воскресения попадёт в по­добное положение, а это значит, что он заслуживает такого эпитета в большей


степени, чем тот, кто не имеет ни денег, ни имущества. И в самом деле, положение того, кто ничем в этом мире не обладает может измениться, если человек разбогатеет или умрёт, если же человек окажется неимущим в мире вечном, это будет означать, что он уже окончательно пропал и погиб.

Надо сказать, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вообще часто прибегал к этому методу, то есть к методу использования обычных и общеизвестных понятий для освещения тех или иных аспектов религии. Так, например, со­общается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Не тот силён, кто может победить многих, истинной си­лой обладает тот, кто способен сдерживать свой гнев».

Можно привести и другие примеры.

Третий вопрос: тяжёлые последствия.

Этот хадис предупреждает всех тех, кто причиняет другим мусульманам зло своим языком и своими руками, о том страшном, что грозит каждому из них. Для того, чтобы отнестись к этим угрозам должным образом, нашим сердцам необходимо поразмыс­лить о том, в каком положении окажется тот неимущий, о кото­ром говорится в данном хадисе. Речь идёт о мусульманине, ко­торый соблюдает посты, молится и оказывает помощь неимущим и который в этот день, день величайшего страха, будет стоять, трепеща при виде каждой записи о своих дурных делах и испы­тывая неописуемую радость при виде каждой записи о том или ином благом деле. И вот, когда он будет находиться в подоб­ном положении, его окружат люди, которым он остался должен и которые отберут его благие дела, он же будет смотреть на них, не имея возможности защититься от них и не зная, откуда они взялись и кем являются. Однако потом выяснится, что это те люди, которых он в этом мире обругал, или оскорбил, или уда­рил, или у которых отобрал что-нибудь или же которых убил, пользуясь своим высоким положением, силой или умом. Однако в мире вечном человек лишится всего этого и будет, подобно всем ос­тальным, стоять голым и босым. В День тот у людей не будет денег, и поэтому они станут рассчитываться друг с другом сво­ими благими и дурными делами, и: و َ م َ ن ْ خ َ ف ّ َ ت ْ م َ و َ ا ز ِ ي ن ُ ه ُ ف َ أ ُ و ْ ل َ ـ ئ ِ ك َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ خ َ س ِ ر ُ و ا ْ أ َ ن ف ُ س َ ه ُ م ب ِ م َ ا ك َ ا ن ُ و ا ْ ب ِ آ ي َ ا ت ِ ن َ ا ي ِ ظ ْ ل ِ م ُ و ن َ


...те, у которых чаша весов окажется лёгкой, сами на­несли себе ущерб.(“Преграды”, 9)

Четвёртый вопрос: права будут соблюдены.

Этот хадис заключает в себе не только великую угрозу по адресу притеснителей, но и слова утешения притесняемым, кото­рые проявляют терпение, ведь в нём говорится о том, что если он не сумеет получить с притеснителя причитающегося ему в этом мире, то это не пропадёт, а будет сохранено для него в мире вечном, и поэтому ему следует хранить терпение и дове­риться своему Господу и Творцу. Однако вместе с тем мусульма­нину следует удерживать притеснителей от несправедливостей и стараться не допускать притеснения других, если это будет в его силах, защищая их имущество, честь и жизнь. Помимо все­го прочего это станет благодеянием и по отношению к притесни­телю, поскольку благодаря этому он получит возможность избе­жать большой беды, о которой упоминается в данном хадисе.

В связи с этим можно привести другой хадис.

 

Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал какому-то человеку: ” Оказывай помощь брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесняе­мым ”. Этот человек спросил: ” Как же я могу помочь притесни­телю? ” Он ответил: ” Ты можешь попытаться удержать его от не­справедливости и тем самым помочь ему ”.Этот хадис приводит аль-Бухари.

Пятый вопрос: каким образом можно принести покаяние?

Если человек совершит какую-нибудь несправедливость по отношению к рабам Аллаха, выход для него будет состоять в том, чтобы примириться с обиженным, добившись его прощения или вернув ему то, что он присвоил себе. Если же это сделать не удастся, то ему следует загладить свою вину с помощью со­вершения множества благих дел.


В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообшившего, что про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Пусть тот, кто нанесёт обиду брату своему, оскорбив его или же совершив нечто иное, освободится от этого сегод­ня, до того, как исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда, если будут в запасе у него благие дела, их заберут у него сообразно тяжести нанесённых им обид, а если благих дел у него в запасе не окажется, то бремя ответствен­ности за дурные дела обиженного им человека будет возложено на обидчика».

Шестой вопрос: совершенство справедливости Аллаха Все­вышнего.

Содержание этого хадиса указывает на совершенство спра­ведливости Аллаха Всевышнего, на то, что Он не обидит никого и на вес пылинки, и на то, что несправедливости в царстве Его места не будет, а это значит, что там обиженный обяза­тельно получит с обидчика то, что ему причитается, и даже безрогая овца будет иметь возможность отомстить рогатой. Именно поэтому бремя дурных дел обиженных будет возложено на обидчиков в том случае, если запас их благих дел истощится. Это будет сделано для того, чтобы права обиженных ни при ка­ких обстоятельствах не остались ущемленными. что же касается людей, позволяющих себе обижать рабов Аллаха, то они по сути дела не придают значения смыслу сообщений о высшей справед­ливости Аллаха или не обращают внимания на то, что осуществ­ление того, чего она требует, находится во власти Аллаха.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.