Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис седьмой.






Изменение порицаемого.

 

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас увидит нечто достойное порицания, пусть изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого своими руками, пусть сдела­ет это своим языком, а если не сможет и этого, то пусть сдела­ет это сердцем своим, и последнее будет самым слабым проявле­нием веры».Этот хадис приводит Муслим.

Передатчик этого хадиса.

Им является Абу Са’ид Са’д бин Малик бин Синан аль-Худри аль-Хазраджи, который являлся сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также как и его отец, погибший в битве при Ухуде. Сам же Абу Са’ид, да будет дово­лен им Аллах, принимал участие в битве у рва и был одним из тех, кто принёс посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клятву, угодную Аллаху. С его слов было передано большое количество хадисов. Абу Са’д был одним из муфтиев Медины и не поддержал ни одну из враждующих сторон в период смуты. Он, да будет доволен им Аллах, скончался в Ме­дине в 64 году хиджры.

Вопросы.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: степени выражения порицания.

1 - Выразить своё неодобрение тому, что достойно порица­ния, можно разными способами. Высшей формой этого является


собственноручное изменение, приводящее к устранению того, что достой­но порицания и последствий этого, однако, как правило, до­биться подобного удаётся лишь тому, кто обладает властью, на­пример, правителю на подвластной ему территории или отцу, яв­ляющемуся главой своей семьи. Тем не менее иногда это удаёт­ся и обладающим знанием или влиянием, то есть таким людям, к словам которых прислушиваются другие. Такой случай был в Ме­дине с имамом Маликом, о котором поэт сказал так:

Когда он не даёт ответа, во второй раз его не спрашивают из уважения к нему,

а спрашивающие склоняют перед ним головы.

Свет достоинства и власть благочестия соединились в нём,

И другие почитают его, хотя он и не обладает властью!

2 - Если человек не может изменить нечто первым спосо­бом, то можно попытаться добиться изменений словом. Иногда это удаётся сделать, а иногда подобные попытки результатов не дают, ведь бывает так, что к порицаемому человека приво­дит невежество или небрежность. Оповещение других о чём-либо порицаемом может привести к тому, что об этом станет извест­но тем, в чьих силах будет устранение подобного, однако да­же если этого и не произойдёт, то попытка изменить что-либо словом послужит человеку оправданием, ведь Аллах Всевышний сказал:

و َ إ ِ ذ َ ق َ ا ل َ ت ْ أ ُ م ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ ه ُ م ْ ل ِ م َ ت َ ع ِ ظ ُ و ن َ ق َ و ْ م ً ا ا ل ل ّ ه ُ م ُ ه ْ ل ِ ك ُ ه ُ م ْ أ َ و ْ م ُ ع َ ذ ّ ِ ب ُ ه ُ م ْ ع َ ذ َ ا ب ً ا ش َ د ِ ي د ً ا ق َ ا ل ُ و ا ْ م َ ع ْ ذ ِ ر َ ة ً إ ِ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ و َ ل َ ع َ ل ّ َ ه ُ م ْ ي َ ت ّ َ ق ُ و ن َ

Вспомни также, как некоторые люди из их числа вопро­шали: “Ради чего увещаете вы людей, которых погубит или суро­во накажет Аллах? ” Они ответили: ”Чтобы оправдаться перед ва­шим Господом. Да к тому же, быть может, они станут богобояз­ненными”.(“Преграды, 164.)

3 -И, наконец, изменить достойное порицания можно серд­цем. Это доступно любому мусульманину, а если человек утверж­дает, что он не в состоянии сделать и этого, значит, сердце его


лишено веры, потому что он не выразил порицание достойному порицания, увидев это или узнав об этом, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “ ...и последнее будет самым слабым проявлением веры ”.

В “Сахихе” Муслима приводится и другой хадис, передава­емый со слов Ибн Мас’ уда, да будет доволен им Аллах, сообщив­шего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«У каждого пророка, которого Аллах посылал до меня к то­му или иному народу, были свои апостолы и сподвижники, при­держивавшиеся его сунны и во всём следовавшие его примеру, а потом1на смену им пришли другие, которые говорили то, чего не делали, и делали то, чего им делать не приказывали. Тот, кто борется с такими своими руками, является верующим, и тот, кто борется с такими свои языком, является верующим, и тот, кто борется с такими своим сердцем, является верующим, а за этим нет веры и на вес горчичного зерна!»

Знай же, что одним из необходимых условий порицания сердцем является расставание с порицаемым, если это возможно, а тот, кто не делает этого, несмотря на наличие такой возможнос­ти, не может и говорить о том, что он не одобряет этого, так как чувствующий отвращение к чему-либо уходит от того, что внушает ему подобные чувства.

ВОПРОС второй: суждение о порицании.

Как следует из содержания этого хадиса, порицание явля­ется обязательным, однако при этом следует учитывать, что из­менять достойное порицания с помощью рук и языка обязательно


по мере возможности, если же говорить о сердце, то это обя­зательно в любом случае в силу того, что это может сделать каждый. Если человек не делает и этого, значит он лишён ве­ры, и поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ ...и последнее будет самым слабым проявлением веры ”. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал также: ” ... а за этим нет веры и на вес гор­чичного зерна ”. И действительно, невозможно представить себе верующего, который допускает неподчинение Господу небес и земли и нарушение Его запретов другими так, будто он не придаёт никакого значения тому, что угодно Аллаху и что вызывает Его гнев.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: выделение порицаемого, доступного взорам людей.

В приводимом нами хадисе сообщается, что пророк, да бла­гословит его Аллах и да приветствует, сказал: ” Если кто-ни­будь из вас увидит... ” Однако это не означает, что веление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, касается только того, что можно увидеть, поскольку то же самое относится и к тому, что человек может услышать или о чём он может узнать. Знатоки сунны указывали, что упоминание о том, что доступно взорам, в данном случае связано с тем, что в большинстве случаев то достойное порицания, что мусульма­нин обязан изменить, он может увидеть. Говорят также, что это связано со степенью уверенности, ведь видящего нельзя даже сравнивать со слышащим, а сообщение - с видением воочию, и поэтому тот, кто видит нечто достойное порицания, может дей­ствовать уверенно и спокойно.

ВОПРОС четвёртый: способы изменения того, что достойно порицания.

Иногда для изменения достойного порицания приходится ко­го-то убивать или призывать на помощь войска, однако если можно добиться желаемого иными средствами, то к подобным ме­тодам прибегать не следует. Иногда для этого бывает достаточ­но знака и мягких речей, и поэтому, когда Аллах послал Мусу и Харуна к фараону, который был одним из самых жестоких при­теснителей на земле, Он дал им такое наставление:

ف َ ق ُ و ل َ ا ل َ ه ُ ق َ و ْ ل ً ا ل ّ َ ي ّ ِ ن ً ا ل ّ َ ع َ ل ّ َ ه ُ ي َ ت َ ذ َ ك ّ َ ر ُ أ َ و ْ ي َ خ ْ ش َ ى


Говорите с ним мягко, и может быть, он одумается или устрашится.(“Та ха”, 44.)

Та­ким образом, для того, чтобы выбрать способ изменения достой­ного порицания, необходимо постараться понять, какие силы бу­дут этому противостоять, а потом посмотреть, принесёт ли это пользу.

ВОПРОС ПЯТЫЙ: результаты отрицания того, что достойно порицания.

Изменение достойного порицания приводит к важным резуль­татам и окажет огромное воздействие как на отдельных лю­дей, так и на всё общество в целом в настоящее время и в будущем. К числу важнейших результатов этого относится нижеследующее:

- Улучшение положения того, кто совершил нечто достой­ное порицания, будь то отдельный человек или целая группа лю­дей, что станет свидетельством проявления искренности по от­ношению к нему или к ним, а подобная искренность является обязательной. Кроме того, это будет свидетельствовать о жела­нии блага совершившему нечто достойное порицания, что явля­ется одним из обязательных следствий веры.

- Произнесение слов истины и разъяснение того или иного из положений шариата, целью чего является его сохранение, чтобы ни одно из указаний шариата не исчезло и не осталось сокрытым от людей за завесой лжи. У того, кто поступает по­добным образом, есть основания надеяться на то, что он ока­жется среди преуспевших (ат-таифату-ль-мансура)1.

- Желание получить награду Аллаха за выполнение этой важнейшей религиозной обязанности, которая подчас является даже более важной, чем борьба на пути Аллаха.

- Защита общества от наказания, которое может постичь всех, если все будут замалчивать достойное порицания и отка­жутся от попыток изменить это. На это существует множество указаний в Коране и сунне.


Так, например, Аллах Всевышний сказал:

و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ْ ف ِ ت ْ ن َ ة ً ل ا ّ َ ت ُ ص ِ ي ب َ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ظ َ ل َ م ُ و ا ْ م ِ ن ك ُ م ْ خ َ آ ص ّ َ ة ً

Страшитесь бедствия, которое поразит не только тех из вас, кто грешил. (“Добыча”, 25.)

Другим примером может послужить тот хадис, который приво­дится в сборниках аль-Бухари, ат-Тирмизи и имама Ахмада. Этот хадис передаётся со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет дово­лен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Пекущихся о нерушимости границ Аллаха1и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стре­лам 2, чтобы занять те или иные места на корабле 3, в результате чего одна часть их разместилась на палубе, а другая - в трю­ме. Когда оказавшиеся в трюме хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через находившихся на палубе 4, и в конце концов они сказали: ” А не проделать ли нам дыру в днище, что­бы набирать воду через неё, не доставляя беспокойств тем, кто находится наверху? ” И если они 5 предоставят


их 1 самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут и те, и другие, ес­ли же они помешают им, то спасутся сами и спасут всех осталь­ных»

ВОПРОС СЕДЬМОЙ: степени веры.

Многие аяты Корана и хадисы указывают на существование более высоких и более низких степеней веры, что зависит от того, в какой мере верующий придерживается установлений ша­риата, и сколь сильно он почитает Аллаха и боится Его, и этой теме в сборниках Бухари и других мухаддисов посвящены даже особые главы. Что же касается рассматриваемого нами хадиса, то приводимые в нём слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на существова­ние самого слабого проявления (или же степени) веры, но это означает, что существует и наиболее высокая её степень, а также и различные промежуточные степени. Известно также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что у веры есть более семидесяти ветвей, наиболее вы­сокой из которых является свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, а самой низкой - внутреннее побуждение человека, заставляющее его убирать с дороги то, что может принести людям вред.

 


ХАДИС ВОСЬМОЙ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.