Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис Шестой.






Подчинение велениям и запретам шариата.

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сторонитесь того, что я запре­тил вам, а из велений моих выполняйте то, что вам по силам, ибо, поистине, погубило живших до вас то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Передатчик этого хадиса.

Что касается его имени, то единого мнения на этот счёт не существует, а количество различных вариантов доходит до двадцати, однако большинство знатоков сунны считает, что пе­редатчика этого хадиса звали Абд ар-Рахман бин Сахр ад-Дауси аль-Йамани, знаток (хафиз)1сунны и муджтахид2. Он передал больше хадисов, чем любой другой из чис­ла сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а число тех, кто передавал их другим с его слов, доходит до восьмисот человек. Он принял ислам и переселился в Медину в 7 году хиджры, то есть в том году, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил поход на оазис Хайбар. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, относился к числу живших под навесом 1


и обладал удивительной памятью (известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Абу Хурайра не забывал ничего из того, что он услышит от него). Абу Хурайра был известен своим рвением в делах по­клонения Аллаху и отличался аскетизмом. Во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, он был наместником Бахрей­на, а Марван бин аль-Хакам сделал его наместником Медины. Абу Хурайрой 2 его прозвали в связи с тем, что в своё время у не­го была кошка, с которой он любил играть и которую прятал в рукав, когда пас овец. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, умер в Медине скорее всего в 59 году хиджры.

Пояснения к отдельным словам.

- “ Сторонитесь ”. Общеизвестно, что сторониться значит удаляться, но здесь подразумевается нечто большее, чем прос­той отказ от совершения того или иного действия, и в этом заключён большой смысл, ибо суть этого состоит в том, чтобы уберечь мусульман от ослушания.

 

Вопросы.

 

ВОПРОС первый: подчинение велениям и запретам.

Исполнение велений требует от человека действий, но эти действия человек совершает в разном состоянии. кроме того, возможности людей не одинаковы, и для того, чтобы помочь людям, Аллах Всевышний, как видно из содержания этого хадиса, связывает действия с возможностями людей, что полностью согласуется с известными аятами Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:

ف َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ م َ ا ا س ْ ت َ ط َ ع ْ ت ُ م ْ

Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших...

(“Взаимный обман”, 16.)


И Аллах Всевышний сказал также:

ل ا َ ي ُ ك َ ل ّ ِ ف ُ ا ل ل ّ ه ُ ن َ ف ْ س ً ا إ ِ ل ا ّ َ و ُ س ْ ع َ ه َ ا

Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что по силам ему... (“Корова”, 286.)

В обоих “Сахихах” приводятся слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь правильного, приближайтесь и радуйтесь».

Если же говорить о запретах, то для того, чтобы подчиняться им, достаточно лишь отказаться от совершения запретно­го. Иначе говоря, к действиям это отношения не имеет, а поэтому и не ставится в зависимость от возможностей людей, кото­рые в большинстве случаев могут отказаться от совершения тех или иных действий. Однако подчинение запрету требует не прос­то отказа от совершения того или иного действия, но удаления от него, иначе говоря, проявляния осторожности по отношению ко всему тому, что может привести к совершению запретного, и именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Сторонитесь этого... ” По той же причине Аллах Всевышний, запретивший вино, майсир, 1 жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадания по стрелам и указавший на то, что все эти дела являются скверными, сказал:

ف َ ا ج ْ ت َ ن ِ ب ُ و ه ُ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ

Сторонитесь этого, и вы преуспеете”.(“Трапеза”, 90.)

ВОПРОС ВТОРОЙ: предостережение об опасности ослушания, характерного для предыдущих общин.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разными способами и по разным поводам неоднократно предостерегал мусульман об опасности повторения ошибок, допущенных членами возникших прежде религиозных общин, особенно иудеев и христи­ан, которые не повиновались своим пророкам. И мусульмане дей­ствительно совершили многое из того, от чего посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал их, что послужило подтверждением его словам.


Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, пере­даваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал:

 

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Поистине, вы будете подражать обычаям живших до вас, следуя им пядь за пядью и локоть за локтем, и в конце концов если они проникнут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними!

Люди спросили: ” Ты имеешь в виду иудеев и христи­ан? ”

Он ответил: ” Да, их ”.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при­вёл и другой пример их ослушания, сказав:

«Аллах проклял иудеев и христиан, избравших могилы сво­их пророков местом для совершения молитв».

Говоря это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел предостеречь мусульман от повторения их ошибок.

Ещё одним примером может служить то, что произошло во время одного из походов. Когда мусульмане проходили мимо де­рева, на ветвях которого в доисламские времена арабы развеши­вали разные лоскуты, после чего совершали там жертвоприноше­ния и молитвы, и которое они называли Зат Анват, некоторые люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, говоря: ” Устрой и для нас свой Зат Анват? ” Таким образом, они уподобились иудеям, которые сказали Мусе:

ا ج ْ ع َ ل ل ّ َ ن َ ا إ ِ ل َ ـ ه ً ا ك َ م َ ا ل َ ه ُ م ْ آ ل ِ ه َ ة ٌ

”О Муса, сотвори нам бога, подобного их богам”.

(“Преграды”, 138.)

Хорошо известен также и приводимый в Коране рассказ о том, что когда Аллах повелел сынам Исраиля принести в жертву корову 1, они стали выспрашивать Мусу о том, какой именно она должна быть, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах


не наказал их. Этот пример больше всего соответствует содержа­нию приводимого нами хадиса, ибо, поистине, нет ничего омер­зительнее ослушания пророков и назойливости по отношению к ним, да пребудут над ними благословения и мир.

В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однаж­ды люди задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, различные вопросы так долго, что в конце концов он разгневался, поднялся на минбар и запретил им беспокоить его попусту, после чего со своего места поднялся Умар, да бу­дет доволен, им Аллах, который сказал: ” Довольны мы Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланни­ком и мы прибегаем к Аллаху от бедствий! ”

Одну из версий этого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит ат-Табари, и там говорится следующее:

-И к нему подошёл один человек, спросивший: ” Где я окажусь? ”-, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ” В огне! ”

В обоих “Сахихах” сообщается также и о том, что этот случай стал причиной ниспослания того аята, в котором гово­рится:

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ل ا َ ت َ س ْ أ َ ل ُ و ا ْ ع َ ن ْ أ َ ش ْ ي َ ا ء إ ِ ن ت ُ ب ْ د َ ل َ ك ُ م ْ ت َ س ُ ؤ ْ ك ُ م ْ

О те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно.(“Трапеза”, 101.)

Средством лечения подобной болезни является прежде все­го стремление к знанию, удаляющему пелену невежества, а пос­ле этого - благочестие, которое может защитить человека в том случае, когда что-либо является для него неясным, и имен­но эти средства избавляют мусульманина от необходимости поис­ка иных путей выхода, или обращения к тому, что не было узако­нено Аллахом для Его рабов, или заявлений о слабости того, к кому обращаются с вопросами, и его неспособности дать ответ, ибо подобное может исходить только от низкой души, которая не почитает установленного Аллахом.


ВОПРОС ТРЕТИЙ: о том, как следует вести себя по отношению к Аллаху и Его посланнику.

Если речь идёт о велениях и запретах, исходящих от Алла­ха или же Его посланника, то от человека требуется безуслов­ное повиновение, исключающее любые колебания, которые могут быть вызваны сомнениями или стать первым шагом к ослушанию, ибо Аллах Всевышний сказал:

و َ م َ ا ك َ ا ن َ ل ِ م ُ ؤ ْ م ِ ن ٍ و َ ل َ ا م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ة ٍ إ ِ ذ َ ا ق َ ض َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ و َ ر َ س ُ و ل ُ ه ُ أ َ م ْ ر ً ا أ َ ن ي َ ك ُ و ن َ ل َ ه ُ م ُ ا ل ْ خ ِ ي َ ر َ ة ُ م ِ ن ْ أ َ م ْ ر ِ ه ِ م ْ و َ م َ ن ي َ ع ْ ص ِ ا ل ل ّ َ ه َ و َ ر َ س ُ و ل َ ه ُ ف َ ق َ د ْ ض َ ل ّ َ ض َ ل َ ا ل ً ا م ّ ُ ب ِ ي ن ً ا

Для верующего или верующей нет выбора в каком-либо деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение, а тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, пребывает в явном заблуждении. (“Сонмы”, 36.)

Аллах Всевышний также сказал:

إ ِ ن ّ َ م َ ا ك َ ا ن َ ق َ و ْ ل َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ إ ِ ذ َ ا د ُ ع ُ و ا إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ر َ س ُ و ل ِ ه ِ ل ِ ي َ ح ْ ك ُ م َ ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ْ أ َ ن ي َ ق ُ و ل ُ و ا س َ م ِ ع ْ ن َ ا و َ أ َ ط َ ع ْ ن َ ا و َ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ه ُ م ُ ا ل ْ م ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ

Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его по­сланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: ” Мы слы­шали и повинуемся! ” Такие счастливы. (“Свет”, 51.)

И именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого приводятся в этом хадисе, назвал ослушание и множество вопросов причиной гибе­ли.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.