Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис пятый.






Религия есть искренность.

 

Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды повторил: ” Религия — это проявление искреннос­ти ”. Мы спросили: ” По отношению к кому, о посланник Аллаха? ” Он ответил: ” По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к руководителям мусульман и к простым мусульма­нам ”.

Этот хадис приводит Муслим.

Передатчик этого хадиса.

Им является Абу Рукайа Тамим бин Аус бин Хариджа ад-Дари, который принял ислам в 9 году хиджры, а впоследствии жил в Сирии, где и умер в 40 году хиджры, да будет доволен им Ал­лах. Он выделялся среди людей своими познаниями в Торе и Евангелии и был первым из тех, кто стал зажигать в мечети лампы.

2 - Пояснения к отдельным словам:

В обычном словоупотреблении слово “ искренность1 подра­зумевает собой чистоту или же свободу от нежелательных при­месей. Так, например, говорят: чистый мед, т.е. без примеси воска. Что же касается “ искренности ” как шариатского терми­на, то её следует понимать как проявление внимания сердца к тем, по отношению к кому оно испытывает добрые и искренние чувства.


Вопросы.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: искренность по отношению к Аллаху.

Это не что иное как искренняя убеждённость в Его един­ственности и искренность намерений в делах поклонения Алла­ху, что подразумевает собой выполнение всех религиозных обя­занностей наилучшим образом. Подобное называется также чис­тосердечием и достигается только благодаря совершенной люб­ви к Аллаху, которая является как обязательной, так и жела­тельной. Кроме того, человек должен стараться приблизиться к Аллаху посредством исполнения не только обязательного, но и дополнительного 1, а также отказа от всего запретного и порицаемого 2.

Аль-Фудайль бин Ийад, да помилует его Аллах, сказал:

- Любовь лучше страха. Разве не ясно, что если имеешь ты двух рабов, один из которых любит тебя, а другой боится, то любящий станет проявлять по отношению к тебе искренность независимо от того, будешь ты присутствовать или нет, ибо он любит тебя, в то время как тот, кто боится тебя, едва ли будет искренним по отношению к тебе из страха перед тобой и станет обманывать тебя во время твоего отсутствия.

ВОПРОС ВТОРОЙ: искренность по отношению к Книге Аллаха.

В данном случае имеется в виду крайняя степень любви к Корану и его почитания, большое желание понять то, о чём в нём говорится, и уделение большого внимания размышлениям над его содержанием, целью чего является совершение лишь того, что любит Аллах и что угодно Ему, воспитание в себе тех нрав­ственных качеств, на которые ориентирует людей Коран, а так­же распространение среди людей его наставлений из любви к Книге Аллаха и в силу своего желания.


ВОПРОС ТРЕТИЙ: искренность по отношению к Его посланни­ку.

При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под этим подразумевалось старание повино­ваться ему, оказывать ему помощь, любить его и быть готовым пожертвовать всем тем, что принадлежало человеку, ради послан­ника и его миссии. Что же касается периода, начавшегося после смерти проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, то искрен­ность по отношению к нему подразумевает собой стремление к его сунне и старание следовать ей на практике, проявление поч­тения к шариату, который он принёс людям, разрыв связей с те­ми, кто поступает вопреки его велениям, а также любовь к чле­нам его семьи и всем тем, кто состоит с ним в родстве и имеет к нему отношение, будучи мусульманином.

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: искренность по отношению к руководите­лям мусульман.

Здесь имеется в виду проявление любви к их праведности, благоразумию и справедливости, объединение общины вокруг них и ненависть к разобщению из-за них, убеждённость в том, что подчинение им во всём том, что не является греховным, соот­ветствует установлениям шариата, готовность давать им полез­ные советы во всех делах, оказание им помощи в утверждении шариата и государства и об­ращение к Аллаху с мольбами за них.

В “Сахихе” Муслима приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: ” Поистине, три из числа дел ваших будут угодны Алла­ху ”-, и помимо прочего он сказал: “ ...и следует вам проявлять искренность по отношению к тем, кому Аллах вручил власть над вами ”.

Что же касается имама Ахмада, то он приводит хадис, пе­редаваемый со слов Джубайра бин Мут’има и Зайда бин Сабита, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Не следует сердцу мусульманина скупиться в трёх случаях ”-, упомянув среди прочего искренность по отношению к правителям.

ВОПРОС ПЯТЫЙ: искренность по отношению к простым мусульманам.

Здесь следует рассмотреть два случая.


Первый: Искренность правителей по отношению к простым людям.

Она должна находить своё выражение в утверждении установ­лений шариата среди них, справедливости, проявлении сострадания к лю­дям, скромности, осуществление деятельности по защите их интересов и прав и боязни поступать как-нибудь иначе.

В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Ми’каля бин Йасара, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

«Не войдёт в рай ни один из тех рабов Аллаха, которым он сделает подвластными хоть в чём-либо других людей, если такой человек не будет проявлять искренность и благожелатель­ность по отношению к своим подданным».

Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят другой хадис, передавае­мый со слов Абу Марйама аль-Узри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Если Аллах вручит кому-либо власть над мусульманами хоть в чём-нибудь, а властитель не будет обращать внимания на их потребности и нужды, то в день воскресения Аллах не об­ратит внимания и на то, в чём будет нуждаться такой человек!»

Второй случай: Искренность во взаимоотношениях друг с другом простых людей.

Она должна находить своё выражение в велениях совершать одобряемое шариатом и запретах на совершение всего порица-емо­го им, указаниях друг другу на то, благодаря чему в порядок приходят религиозные и мирские дела, а также в том, чтобы каждый стремился делать для другого то, чего он желает само­му себе.

В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый: со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:


«Не уверует по-настоящему никто из вас, пока не будет желать брату своему того, чего желает самому себе».

ВОПРОС ШЕСТОЙ: характеристика целого с помощью его час­ти.

В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, характеризует религию в целом посредством одной из её составных частей. Этот приём используется либо для разъяснения важности этой составной части, либо для привлече­ния к ней внимания, либо в силу того, что она так или иначе концентрирует в себе все стороны целого, так как если речь идёт об искренности, все эти предположения имеют под собой реальную основу. Подтверждением этого может служить целый ряд хадисов, заключающих в себе слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

 

«Мусульманином яв­ляется лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками»

и который сказал также:

«Муджахидом является лишь тот, кто сражается с собст­венной душой ради Аллаха»

-, и который сказал также:

 

«Правоверным являет­ся лишь тот, кому люди могут доверить своё имущество и самих себя».

и который сказал также:

«Хаджж есть ( стояние на ) Арафате».

Известно также и множество других подобных высказыва­ний.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.