Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридический статус человека и его права.






 

До сих пор мы говорили об абстрактном человеке, не обсуждая его статус. Слово «статус» означает «правовое положение». Слово «гражданин» здесь употребляется как особый термин государственного права, сложившийся в классической древности и не потерявший значения до сих пор. У древних греков совокупность прав, принадлежащих гражданам, главным образом, определялась участием в политической жизни и отправлении правосудия, ибо важнейшим правом и обязанностью гражданина было участие в народных собраниях и в суде, а также право занимать государственные должности. Кроме того, гражданин имел право вступать в брак, приобретать недвижимую собственность, право вчинять иски и рассчитывать на судебную защиту.

Ни одним из этих прав не могли пользоваться люди, не имевшие гражданства. Например, в Афинах была многочисленная страта метеков, переселенцев, не имевших ни политических, ни гражданских прав. Они не могли владеть землею, вступать в законный брак с афинянками, а также участвовать в судебном процессе в роли истца или ответчика, не опираясь на посредничество какого-либо патрона из числа граждан. Но и среди афинских граждан не было еще равноправия, ибо их демократия была еще примитивной.

Бытовало право, по которому можно было исключить человека из числа граждан по причине его бедности или занятия известным ремеслом, несмотря на то, что по рождению он относился к гражданскому сословию. Не все граждане, имевшие право участвовать в народных собраниях имели равный доступ к государственным должностям или выборным советам.

В Риме свободные жители, не имевшие гражданства, вели упорную борьбу за обладание гражданскими правами, которая принесла известные плоды. Если раньше права гражданина приобретались только рождением в законном браке, то теперь законом устанавливались различные способы приобретения гражданства. Права римского гражданина подразделялись на публичные и частные. К первым относились, прежде всего, политические права: право подачи голоса в народных собраниях и право занятия государственных должностей. К политическим правам относилась и возможность «провокации» (откуда и произошло современное политическое понятие), то есть апелляции к народу, обращения к общественному мнению в случае несправедливого или жестокого наказания, а также право искать заступничество у магистратов. К публичным правам римских граждан относились право участия в религиозных культах, в военных действиях, в запрете на унизительные наказания.

Частные права римских граждан включали возможность приобретения недвижимой собственности, вступления в законный брак с римскими гражданками.

Те граждане, которые обладали и политическими и гражданскими правами относились к полноправным гражданам. Неполноправные обладали частными правами, однако не имели всех политических прав. Потерять часть прав можно было из-за бесчестия. Неполными правами пользовались вольноотпущенники, а также жители муниципий (городов с местным самоуправлением) и большинства колоний.

Афинские мальчики, достигая юношеского возраста и становясь эфебами (18-20 лет), принимали гражданскую присягу следующего содержания: «Не посрамлю священного оружия и не покину товарища в бою, но буду защищать и храмы и святыни – с другими вместе и один. Отечество оставлю большим и лучшим, чем его унаследовал. И буду предан власти, а законам, которые установил народ, послушен. Непризнание законов никем не допущу, но буду защищать их – с другими вместе и один. И чтить клянусь отцов святую веру. Да будут мне свидетелями боги!»

Вот такую высоконравственную клятву давали юноши Афин, вступая во взрослую жизнь. Здесь содержится и идея патриотизма, и высокое правосознание, и активная политическая позиция, и глубокая гражданственность.

Право римских юристов различало три главных признака лица: его свободу (Status libertatis), римское гражданство (Status civitatis), и семейное положение (Status familiae), изменение любого из которых влекло за собой общее изменение статуса в сторону умаления правоспособности римского гражданина. Менее всего влияло на общий статус изменение в семейном положении гражданина. Потеря римского гражданства, которая случалась в случае изгнания из Рима, выдачи головой по нормам международного права, дезертирства или ухода в римскую колонию, считалась средним уменьшением правоспособности. Потеря личной свободы, которая могла наступить вследствие пленения, продажи в рабство за долги, осуждения к смерти или позорному наказанию, вела к полной потере правоспособности, приравниваемой к смерти римского гражданина.

Таким образом, можно видеть прекрасный образец соединения института гражданства и прав человека, их взаимосвязь и логическое обоснование уже в древних городах-полисах Греции и в римском праве. Такое понимание статуса, с некоторыми изменениями сохраняется и поныне. Правовое положение граждан включает основные права и обязанности, закрепленные, как правило, в Конституции страны.

Степени свободы граждан и их права напрямую зависят от гражданства, они сопрягаются с обязанностями граждан по отношению к общественным, государственным интересам и с корреспондирующими обязанностями государства по отношению к своим гражданам.

Высокое чувство гражданства, означавшее отказ от подданства суверену, отход от уничижительного рабского подчинения лакея своему хозяину развивается в годы буржуазных революций. И это убедительное свидетельство возрастания достоинства личности, степеней его свободы. Как писал Дон Аминадо на примере французов:

С детства он республиканец,

С колыбели гражданин!

Эта мысль вполне подтверждается историческими фактами. Один из первых социалистов граф Сен-Симон добровольно отправляется сражаться за независимость североамериканских колоний. Вернувшись в революционную Францию, он полностью отдается общественной деятельности на местном уровне. Вот какие слова сказал потомственный аристократ граф Сен-Симон своим согражданам: «В настоящее время нет больше сеньоров и господ; все мы совершенно равны и, чтобы мой графский титул не привел вас к ошибочной мысли, будто я обладаю большими правами, чем вы, я заявляю, что навеки отказываюсь от этого звания, которое я считаю более низким, чем звание гражданина».

Столь же ярок был в своих суждениях и поступках «генерал трех революций» маркиз Лафайет, упорно называвший короля Франции гражданином, чем приводил его в крайнее раздражение.

Итак, каждый человек имеет определенное правовое положение. Но важнее всего для него статус гражданина, наиболее важного юридического понятия, имеющего непосредственное отношение к его правам. Этот статус отличает гражданина от иностранца и от лица, не имеющего гражданства (апатрида). Гражданство означает, прежде всего, что данное лицо находится под юрисдикцией данного государства. Это юридически закрепленное положение является юридическим основанием для индивида рассчитывать, надеяться и требовать исполнения государством определенных обязательств. Важнейшие особенности статуса гражданина закреплены в Конституции и в ряде международных Конвенций.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка в статье седьмой закрепляет право на гражданство в следующих выражениях: ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства…

Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством, и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы ребенок не имел гражданства.

Придавая огромное значение проблеме юридического статуса человека, Европейское сообщество разработало и приняло специальную Конвенцию о гражданстве. Приведем некоторые принципиальные соображения из преамбулы этого международного акта, показывающие его назначение:

- стремление учитывать законные интересы государства и отдельных лиц, касающиеся гражданства;

- содействие прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем законодательстве и в целях максимального сокращения числа случаев безгражданства;

- в целях исключения дискриминации в вопросах, касающихся гражданства;

- учитывая желательность того, чтобы лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, исполняли свою воинскую обязанность в отношении лишь одного из этих государств.

Согласно Конвенции «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. Каждое государство само определяет в соответствии с национальным законодательством, кто является гражданами. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства.

Конвенция установила принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц. Государства-участники обязались регулировать вопросы гражданства, основываясь на следующих принципах:

а) каждый человек имеет право на гражданство;

b) следует избегать безгражданства;

c) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Конвенция требует соблюдения также принципа недискриминации в вопросах гражданства, куда относит также правила:

- правовые нормы государств-участников, регулирующие гражданство, не должны проводить различий или включать практику, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи или национального или этнического происхождения;

- каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

Большим достоинством Конвенции является то, что она предусматривает облегченное получение гражданства в тех случаях, когда национальное законодательство некоторых стран усложняет этот вопрос и в частности для следующих лиц:

- детям, один из родителей которых в момент рождения этих детей имел гражданство данного государства-участника;

- детям-подкидышам, найденным на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства;

- возможность приобретения гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не приобрели при рождении иного гражданства;

- возможность приема в гражданство лиц, законно и постоянно проживающих на его территории, при этом срок проживания не должен устанавливаться за пределами десяти лет до подачи заявления.

Облегченное приобретение гражданства должно также распространяться на следующие категории лиц:

a) супругам лиц, являющихся его гражданами;

b) детьми одного из его граждан;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел его гражданство;

d) детьми, усыновленными одним из его граждан;

e) лицами, которые родились на его территории и законно и постоянно проживают на ней;

f) лицами, которые законно и постоянно проживают на его территории в течение определенного времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет…;

g) лицами без гражданства и лицами, признанными беженцами, постоянно проживающими на его территории.

Наряду с поощрением и расширительным отношением к приобретению гражданства Конвенция всячески ограничивает его утерю и допускает лишь в исключительных случаях. Таковыми должны считаться:

- добровольный отказ, связанный с добровольным приобретением другого гражданства. Если же, лицо в случае отказа становится лицом без гражданства, такой отказ не должен удовлетворяться.

- приобретение данного гражданства путем мошенничества;

- добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства;

- поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

- отсутствие реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей;

- если до достижения ребенком совершеннолетия устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили ребенку приобрести гражданство, более не выполняются;

- усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

Конвенция предусматривает, что в случае двойного гражданства, гражданин страны проживания обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие граждане данного государства.

В контексте основных положений Европейской Конвенции о гражданстве рассмотрим Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.

По этому закону гражданство Российской Федерации означает устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. При этом принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации вполне соответствуют положениям Конвенции:

- они не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- гражданство в Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;

- проживание гражданина России за пределами своей страны не прекращает его гражданства в Российской Федерации;

- гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;

- гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству;

- в России поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на ее территории на законных основаниях.

В Российской Федерации допускается двойное гражданство, при этом в России юридически значимым является только его российское гражданство. Потому и факт приобретения иного гражданства не влечет за собой прекращения российского гражданства.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами своей страны, предоставляется защита и покровительство Российского государства. Его органы государственной власти, должностные лица дипломатических и консульских учреждений, находящиеся за пределами страны, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, законами страны, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законами страны пребывания Российских граждан.

По общему международному правилу в России также заключение или расторжение брака между гражданином данной страны и гражданином иного государства или не имеющего его, не влечет за собой изменение гражданства данных лиц. Не влечет автоматического изменения гражданства и изменение статуса одного из супругов. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей.

Российское законодательство предусмотрело, что приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может быть оформлено только с его согласия. Гражданство ребенка ни при каких обстоятельствах не может быть прекращено, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

- оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами Российской Федерации, при этом место рождения ребенка не имеет значения;

- один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, также независимо от места рождения ребенка;

- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является гражданином иностранного государства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо если он может остаться лицом без гражданства;

- оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство;

- ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявляются в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Кроме приобретения гражданства по рождению, российское законодательство предусматривает прием в гражданство, относящееся к иностранным гражданам и лицам без гражданства. В общем порядке рассматриваются ходатайства лиц, проживающих на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет, обязующихся соблюдать Конституцию и законодательство страны, имеют законный источник средств к существованию, владеют русским языком.

Последнее требование выглядит несколько странным, с точки зрения языковой дискриминации. С практической точки зрения ограничения, которые требуют проведения каких-либо «экзаменов» часто бывают бессмысленными.

Пятилетний срок постоянного проживания для получения российского гражданства может быть сокращен до одного года по следующим основаниям:

- рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

- состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

- наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших восемнадцати лет, имеющих гражданство Российской Федерации;

- наличие у лица высших достижений в области науки и культуры, обладание лицом профессией, либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

- предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

- признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Поскольку гражданство Российской Федерации является правом, оно может быть прекращено по закону только в двух случаях: вследствие добровольного отказа и по иным основаниям, предусмотренным настоящим законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации, являясь в целом добровольным делом лица, может быть приостановлен в следующих случаях:

- если лицо имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

- если лицо привлечено в качестве обвиняемого, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда;

- если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» подробно регламентирует вопрос о гражданстве ребенка при приобретении или прекращении гражданства России его родителями, а также гражданство детей при усыновлении или удочерении. Закон устанавливает полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Теперь сформулируем определение права гражданина, которое означает совокупность правомочий, получивших закрепление в нормативно-правовых актах соответствующего государства. Совсем не случайно, что глава вторая Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина», чем естественно проводит их различие. Если речь идет о правах человека, то употребляются выражения «каждый имеет право», «каждому гарантируется», «каждый может». Эти формулировки говорят, что любой человек, независимо от своего статуса, может воспользоваться этим правом.

Но есть права, принадлежащие только гражданам страны: право собраний, объединений, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными делами, избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, участие в правосудии… Из этого перечня видно, что права граждан имеют политическую направленность.

В связи с этим, необходимо обратить внимание и на то, что граждане имеют по отношению к государству и определенные обязанности. Наипервейшая из них в любом государстве, это обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Именно таким образом граждане обеспечивают содержание государственного аппарата, армии, флота, оплачивают безопасность границ, борьбу с коррупцией и преступностью, всю бюджетную сферу страны. При этом в Конституции РФ применительно к налогам повторена старинная юридическая аксиома о том, что законы не имеют обратной силы. Сформулирована она так: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (статья 57).

Еще одна обязанность, установленная Конституцией для граждан страны, касается бережного отношения к окружающей среде и к природным богатствам страны.

Долгом и обязанностью граждан является защита Отечества. Однако это не категорический императив. Конституция РФ в полном соответствии с Международно-правовыми нормами допускает замену военной службы альтернативной гражданской службой.


ТЕМА 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.