Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности допроса подозреваемых и обвиняемых




1. Главная особенность допроса подозреваемых и обвиняемых заключается в том, что ситуация их допроса – это всегда ситуация конфликта. Причины конфликта следующие:

1) принудительный характер общения обвиняемого со следователем;

2) реальная опасность ухудшения положения обвиняемого в результате успешного проведения допросов (задержание, арест, предъявление обвинения, а в последующем – лишение права занимать определенные должности, наложение ареста на имущество, его конфискация, осуждение, отбытие наказания);

3) восприятие обвиняемым следователя как «врага»;

4) противоположность целей следователя и обвиняемого.

2. Для обвиняемых и подозреваемых характерны следующие психические состояния в ситуации допроса:

- осознание факта неизбежности наказания часто вызывает депрессивное состояние;

- переживание страха лишения свободы наиболее характерно для впервые привлеченных к уголовной ответственности лиц;

- переживание страха огласки характерно для лиц, имеющих достаточно высокий социальный статус;

- часто встречается переживание тревоги из-за неопределенности собственного будущего;

- переживание вины, раскаяние в содеянном;

- в случаях, когда преступление совершалось группой лиц, обвиняемый испытывает разные чувства к соучастникам. При наличии устойчивых приятельских связей обвиняемый стремится скрыть причастность соучастников к преступлению, надеясь на их помощь и поддержку. Однако гораздо чаще взаимоотношения в преступной группе построены на подчинении силе, страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются. У обвиняемого нередко появляются ненависть, неприязнь к лицам, которые втянули его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности;

- у определенной части обвиняемых (как правило, рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления) появляются враждебность, агрессивность, злость к работникам правоохранительных органов, задержавших их, к следователю, собирающего доказательства вины, к прокурору, давшего санкцию на арест и содержание под стражей, к свидетелям и потерпевшим, участвующим в изобличении и другим лицам.

Понимание психического состояния обвиняемого помогает следователю выбрать наиболее эффективную тактику ведения допроса.

3. Поведение обвиняемых отличается следующими действиями («улики поведения»):

· создание ложного алиби;

· подготовка инсценировок;

· немотивированный и внезапный отъезд, иногда даже бегство, из местности, где было совершено преступление;



· попытки направить дознание, следствие по ложному пути;

· проявление повышенного интереса к процессу раскрытия и расследования преступления;

· распространение заведомо вымышленных слухов о личности преступника, мотивах преступного деяния;

· нарочитость, демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, отрицание даже точно установленных фактов («ничего не слышал», «не знаком», «не видел» и т.п.);

· признания в причастности к преступлению родственникам, друзьям, сослуживцам, порой малознакомым лицам;

· признание на первом же допросе в причастности к совершению какого-либо малозначительного правонарушения;

· попытки уговорить, подкупить потерпевших, свидетелей;

· поиски лиц, которые могли бы дать ложные показания;

· изменение привычных стереотипов поведения после совершения преступления;

· проявление осведомленности о таких деталях преступления, о которых мог знать только виновный;

· уклонение от явки в милицию, прокуратуру; возвращение, порой неоднократное, на место совершения преступления.

 

Заключение

С психологической точки зрения допрос представляет собой беседу следователя с допрашиваемым.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности детской психологии. При допросе свидетелей необходимо уделить внимание созданию мотивации. При оценке показаний свидетелей – учитывать психологические закономерности работы процессов восприятия, памяти и мышления, половозрастную группу свидетеля и его эмоциональное состояние. При допросе потерпевших необходимо учитывать их измененное психическое состояние. При допросе подозреваемых и обвиняемых необходимо помнить, что допрос данной категории всегда принимает форму межличностного конфликта и допрашиваемый находится в негативном эмоциональном состоянии.



Учет психологических моментов ситуации допроса, психологических особенностей допрашиваемого помогает следователю значительно повысить эффективность допроса и достигнуть цели допроса.


Список литературы

1. Борисов Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого / Сибирский Юридический Вестник. 2001. № 3.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: Юридическая литература, 1998.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

4. Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних. Волгоград, 1979.

5. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

6. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Волгоград, 1986.

7. Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2007. 26 с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2000.

9. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

 

Вопросы и задания

1. Каковы психологические особенности допроса?

2. Раскройте содержание стадий допроса.

3. Охарактеризуйте психологические факторы, влияющие на эффективность допроса.

4. Охарактеризуйте виды психологического влияния.

5. Каковы психологические особенности допроса несовершеннолетних?

6. Охарактеризуйте схему изучения личности допрашиваемого.

7. Каковы основные мотивы дачи ложных показаний и сокрытия информации несовершеннолетними?

8. Какие методы воздействия на несовершеннолетнего эффективны при допросе?

9. Охарактеризуйте психологические особенности допроса свидетелей и потерпевших.

10. Какие существуют методы помощи свидетелю во вспоминании событий?

11. Каковы основные причины ошибок свидетеля в показаниях?

12. Каковы основные причины дачи потерпевшими ложных показаний (или сокрытия информации)?

13. Охарактеризуйте психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых.

14. Каковы основные психические состояния, характерные для подозреваемых и обвиняемых?

15. Дайте характеристику типичному поведению подозреваемых и обвиняемых.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал