Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Против безопасности движения и эксплуатации транспорта




Проблема обеспечения безопасности на транспорте в России на протяжении нескольких последних лет является предметом пристального государственного и общественного внимания. Так, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, где в качестве одних из условий перехода к инновационному варианту развития транспортной системы указывается на необходимость обеспечения надежности и безопасности функционирования транспортной системы, снижение количества аварий и катастроф, травматизма и смертности в транспортных происшествиях[261].

В свою очередь, многие транспортные происшествия являются результатом и последствием преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортными преступлениями) признаются общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.

В УК преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств объединены в главу 27. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

Правовые основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены в федеральных законах от 10 января 2003 г. № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[262], от 10 декабря 1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения»[263], других законах и подзаконных актах.

Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.

Родовой объект транспортных преступлений – общественная безопасность и общественный порядок.

Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта. Под безопасностью транспорта понимается такое его функционирование, которое обеспечивает состояние защищенности жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, объектов транспортных коммуникаций и самого транспорта.

Непосредственным объектом преступлений, входящих в главу 27 УК, следует признать безопасность функционирования конкретного вида транспорта.



Дополнительным объектом большинства транспортных преступлений являются жизнь и здоровье людей, для некоторых составов преступлений − отношения собственности.

Предмет преступления − транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт, а также метрополитен. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному − авиационный.

С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, то есть отсылающими к законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Для того, чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены, для чего следует обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила.

Большинство рассматриваемых преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния. Например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) может быть совершено лишь путем действия, а неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) осуществляется путем бездействия.



Составы преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, в абсолютном большинстве (исключение составляют ст.ст. 270 и 271 УК), сконструированы законодателем по типу материальных, что предполагает наличие общественно опасных последствий. Такими последствиями являются причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, крупного ущерба. Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность.

Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. При этом причинную связь в данных преступлениях следует считать установленной во всех случаях, когда нарушение соответствующих правил предшествовало наступлению вредного результата, было необходимым условием его наступления и либо создавало реальную возможность его наступления, либо превратило такую возможность в действительность.

Для преступления, предусмотренного ст. 2631 УК «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», обязательным признаком объективной стороны является место совершения преступления − объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

С субъективной стороны транспортные преступления с материальным составом характеризуются виной в форме неосторожности, а с формальным − в форме умысла.

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет преступление, указанное в ст. 267 УК, субъектом которого признается лицо, достигшее 14-летнего возраста. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает ответственность специального субъекта.

Глава 27 УК содержит 10 статей. Преступления, предусмотренные этой главой, принято подразделять на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.

К преступлениям первой группы относятся: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК); нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 2711 УК).

Преступления второй группы составляют: неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 2631 УК); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал