Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание к интересам партнера






, В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхо­да 'из конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам дру­гого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегий, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из пред­ставленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффектив­ной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попа­дите под влияние трудного человека».

Тест «Конфликтная ли вы личность?»

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А - не принимаю участия;

Б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;

В - активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
А - нет;

Б - только если имею для этого веские основания; В - критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли спорите с друзьями?
А - только если люди необидчивые;

Б - лишь по принципиальным вопросам; В - споры - моя стихия.

 

4. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?
А - возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

Б - делаю замечание;

Б - прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А - не буду поднимать бучу из-за пустяков;

Б - молча возьму солонку;

В - не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно от­кажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу..,
А - с возмущением посмотрю на обидчика;

Б - сухо сделаю замечание;

В - выскажусь, не стесняясь в выражениях!

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась...
А - промолчу;

Б - ограничусь коротким тактичным комментарием; Б - устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

А - постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никог­да больше не участвовать в ней;

Б - не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

В - проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое А - 4 очка, Б - 2 очка, В - 0 очков.

22-32 очка - вы тактичны миролюбивы, ловко уходите от споров и кон­фликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков - вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков - споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша не­сдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоя­щих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Способы разрешения педагогических конфликтов

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов:

• определения проблемы заявлением общего характера;

¨ обозначение главных участников конфликта;

¨ выяснения опасений и потребностей каждого из них.

Этот прием позволяет ограничить дискуссию определенными фор­мальными рамками, что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы; представляется возможность высказаться; стано­вится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые вари­анты решения проблемы.

Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане.

• Выработка альтернатив конфликтному поведению включает: их обсуждение, выбор, анализ и претворение в жизнь.

При выборе обычно пользуются критериями осуществимости, доста­точности и справедливости. Для претворения альтернатив нужно опреде­лить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения. Обычно разрабатывая альтернативы, проблему разбивают на части.

Переговоры. В конфликте всегда есть возможность договориться. Пере­говоры включают несколько этапов:

Подготовка (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонен­тов, постановка целей урегулирования конфликта). Процесс переговоров и их завершения.

В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мнению другой сто­роны; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; снижать свои притязания, если они не ре­альны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты.

Посредничество — это способ разрешения конфликта с помощью треть­ей стороны - объективной и не вовлеченной в конфликт. Правила посред­ничества предполагают три основные функции:

10. приведение сторон к согласию (решение проблем без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики);

11. выслушивание участников (рассказ каждого, повторение каждым того, что уже было сказано, выражение каждым оппонентом своего отно­шения к конфликту);

12. разрешение конфликта (объяснение каждой стороной условий для достижения согласия).

Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремятся.

Метод интроспекции заключается в том, что один участник конфликта ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой участник испыты­вает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимо­действие с человеком. Действенность этого метода высока, но не безгра­нична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за чувства и мысли другого. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями другого че­ловека и менять их в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние пере­живания другого человека. Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог доверяет своей интуиции, и вовремя останавли­вать возникновения интеллектуальных интерпретаций.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает эле­мент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации.

Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной си­туации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачи. Основан на творческом откли­ке, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научить­ся в любой ситуации, использовании позитивных утверждений.

Метод позитивного самоутверждения основан на стратегии выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я - высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.

Метод совместной власти основан на партнерских отношениях: «власть с..,», а не «класть над...». Позволяет добиться наиболее желательных для лич­ности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.

Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это ста­новится возможным при выработки умений самоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработки стремления к улучшению отношений.

Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стратегии выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодной для обеих сторон.

Метод социально-психологического тренинга, позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.

Метод интуиции основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.

Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собс­твенные реакции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.