Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственные стрессоры






Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно.

Термин «стресс на работе» можно определить как вредную физическую и эмоциональную ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят зна­чительный вред здоровью.

К производственным стрессорам относятся:

Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состо­янии постоянного напряжения. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация мо­жет быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную долю рабочего времени), недостатком пер­сонала, а также самим характером деятельности, в которой периодически случаются «авралы». Причинами перегрузок могут быть также нереалис­тично высокие личные притязания или требования начальства. Исследова­ние показало, что именно вышеназванные притязания являются основной причиной стресса педагогов. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате ос­таются недовольными достигнутыми результатами. Еще одной особеннос­тью представителей педагогической профессии является то, что педагоги не только сами пребывают в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние у своих воспитанников.

Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже мо­жет вызвать стресс. Человек время от времени нуждается в новых впечатле­ниях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. Сами по себе события рабочего дня не являются неприятными и стрессовыми, однако иногда их предсказуемость (в 8.30 завтрак, в 9.00 занятие, в 11, 30 прогул­ка...) достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никогда не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствие интереса со своим руково­дителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Беспомощность. Ситуация, когда человек осознает свою неспо­собность повлиять на происходящие события и вынужден смиряться с чужи­ми решениями, как с неизбежностью, вызывает сильный стресс. Причиной того, что человек ощущает свою беспомощность, может быть авторитарное руководство или же плохая коммуникация между сотрудниками, создающая дефицит информации. Профессия педагога относится к категории профес­сий, в которых человек довольно часто испытывает чувство беспомощности по совершенно объективным причинам (педагог не может изменить поведе­ние проблемного ребенка). В таких ситуациях у работника может возникнуть совершенно иррациональное чувство обиды на воспитанника или ощущение личного поражения и сомнения в своей профессиональной пригодности.

Сверхурочные и неудобные часы работы влекут за собой неудобства, вызывающие стресс. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как его в любой момент могут вызвать для сверхурочной работы. Такой график мешает развитию личных связей и хобби, которые могли бы облегчить последствия стресса.

Если рассматриватьсвязь стресса на работе и синдрома «эмоционального выгорания», исследователями отмечается, что среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояния «эмоционального выгора­ния» на первом месте стоит начало работы после отпуска, курсов, т.е после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельнос­ти. Другой причиной являются ситуации неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Если в первом случае ситуация состояния «эмоционального выгорания» возникает сра­зу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначаланакапливаться и только потом переходить it состояние «эмоционального выгорания». Помимо этого выделяют следующие ситуации «эмоционального выгорания»: проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энер­гии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.

Что касается причин возникновения состояний «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности, то в исследовании педагоги выделяют следующие:

высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоцио­нальную перегрузку;

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

организационные моменты педагогической деятельности;

ответственность перед администрацией, родителями за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Следует отметить, что «эмоциональное выгорание» отрицательно ска­зывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности со­бой, за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосома­тические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Для профилактики стрессовых ситуаций на работе можно исполь­зовать следующие способы:

Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можешь съесть» и т.д.

Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факто­ров риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических уп­ражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

Меры по совершенствованию управления организацией: создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабо­чем месте, исследование причин возникновения стресса, изменение слу­жебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда.

Справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими помогут советы эксперта, которые приводит Д. Гринберг. Так, он предлагает сделать следующее:

♦ Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

♦ Перечислить то, чем вам нравиться заниматься, в убывающей пос­ледовательности. Когда вы этим занимались в последний раз.

♦ Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками - это ваша «группа поддержки».

♦ Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, пра­вильно питаться, бороться с вредными привычками.

♦ Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренин­ги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.

♦ Делать каждый день что-либо легкомысленное; кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.