Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом






В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профес­сиональное «выгорание». В отечественной литературе понятие «профессио­нальное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом дан­ный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.

Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное «выгорание» — это вырабо­танный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмо­ционального повеления. Это функциональный стереотип, позволяющий че­ловеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Эмоциональное «выгорание» часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с коллегами и окружающими.

«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухуд­шением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением про­дуктивности работы, снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку использу­ют в работе с людьми ресурсы своей психики.

Используя тест, вы сможете определить уровень вашего профессио­нального стресса.

Шкала профессионального стресса

1. Два человека, хорошо вас знающие, обсуждают вас. Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?

а) X — очень замкнутый человек. Кажется, что ничто сильно его/ее не беспокоит.

б) X — великолепный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ему/ей что-то время от времени.

в) Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.

г) Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущи ли вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?

1. Чувство, что вам редко удается что-либо сделать правильно.

2. Чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку.

3. Плохое пищеварение.

4. Плохой аппетит.

5. Бессонница по ночам.

6. Кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение.

7. Чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары.

8. Панические ощущения в толпе или в закрытом помещении.

9. Усталость и недостаток энергии.

10.Чувство безнадежности (какая польза во всем этом?).

11.Слабость или тошнота без каких-либо внешних причин.

12.Очень сильное раздражение по поводу мелких событий,

13.Неспособность расслабиться по вечерам.

14.Регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром.

15.Трудности в принятии решений.

 

16.Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня.

17.Слезливость.

18.Убеждение, что ни с чем толком не можете справиться.

19.Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам.

20.Нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт.

21.Неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать.

22.Ответственность большая, чем та, с которой вы можете справиться.

3. Насколько вы оптимистичны в настоящее время:

а) больше, чем обычно;

б) меньше, чем обычно;

в) как обычно.

4. Нравится ли вам смотреть спортивные состязания:

а) да;

б) нет.

 

5. Можете ли вы позволить себе подольше понежиться в посте­ли в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины:

а) да;

б) нет.

 

6. Можете ли вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно:

а) с начальником;

б) с коллегами;

в) с членами семьи.

7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные ре­шения в вашей жизни:

а) вы сами;

б) кто-то другой.

8. Когда вас критикуют на работе руководители, как вы обычно чувствуете себя:

а) сильно огорченным;

б) умеренно огорченным;

в) слабо огорченным.

9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого:

а) часто;

б) иногда;

в) только изредка.

10. Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у вас есть неулаженные конфликты с коллегами:

а) да;

б) нет.

11. Объем выполняемой вами работы превышает отведенное для того время:

а) постоянно;

б) иногда.

12. Четко ли вы представляете себе, какие у вас профессиональ­ные перспективы:

а) как правило;

б) иногда;

в) лишь изредка.

13. Могли бы вы сказать, что обычно достаточно времени, которое вы тратите на себя:

а) да;

б) нет.

14. Если вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли вам обычно найти слушателя:

а) да;

б) пет.

15. Находитесь ли вы на пути, более или менее обеспечивающее достижение ваших главных жизненных целей:

а) да;

б) нет.

16. Вы скучаете на работе:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

17. Вы с удовольствием собираетесь на работу:

а) в большинстве случаев;

б) в некоторые дни;

в) лишь изредка.

18. Чувствуете ли вы, что на работе по достоинству ценят ваши способности и дела:

а) да;

б) нет.

19. Чувствуете ли вы себя по достоинству вознагражденным на работе за ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение
по службе):

а) да;

б) нет.

 

20. Есть ли у вас чувство, что ваши руководители:

а) активно мешают вам работать;

б) активно помогают вам в работе.

21. Если бы десять лет назад вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким вы являетесь в настоящий момент, вы бы сочли себя:

а) превзошедшим собственные ожидания;

б) соответствующим собственным ожиданиям;
и) не допустившим собственных ожиданий,

22. Если бы вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5 до 1, какой балл вы бы себе выставили?

Ключ:

1.а)0; б)1; в)2; г)3; д)4.

1. 1 балл за каждый ответ «да».

2. а) 0; б) 1; в) 2;

3. а) 0; 6)1.

4. а) 0; 6)1.

5. за каждый ответ да - 0, нет - 1.

6. а) 0; 6)1.

7. а) 2; 6)1; в) 0.

8. а) 0; 6)1; в) 2.

10. а) 1; 6)0.

11. а) 2; 6)1; в) 0.

1. а) 0; 6)1; в) 2;

2. а) 0; 6)1.

3. а) 0; 6)1.

4. а) 0; 6)1.

5. а) 2; 6)1; в) 0.

6. а) 0; 6)1; в) 2;

7. а) 0; 6)1.

8. а) 0; 6)1.

9. а) 1; 6)0.

10. а) 0; 6)1; в) 2;

11. 0 баллов за ответ «5»,

 

1. балл за ответ «4»,

2. балла за ответ «3»,

3. балла за ответ «2»,

4. балла за ответ «1»,

5. баллов за ответ «0».

 

 

Интерпретация суммарной оценки

Баллы, получаемые по шкале стресса, нужно интерпретировать очень осторожно. Существует слишком большое число факторов, которые лежат за пределами этих шкал, но оказывают влияние на те способы, которые мы используем, сталкиваясь со стрессом и пытаясь с ним справиться. Число факторов столь велико, что два человека, имеющие один и тот же сум­марный балл, могут реально переживать совершенно разный уровень напряжения. Тем не менее, используемые в качестве общих ориентиров предлагаемые шкалы могут дать вам полезную информацию.

0-15 б. Стресс не является проблемой в вашей жизни. Сказание отнюдь не означает, что ваш уровень не позволяет сохранять состояний занятости и удовлетворенности. Данная шкала предназначена только дл того, чтобы оценить нежелательные ответы на стресс.

16-30 б. Умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуации и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31-45 6. Стресс представляет безусловную проблему. Очевидец необходимость коррекционных действий. Чем дольше вы будете работал при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа вашей профессиональной жизни.

46-60 б. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему, и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме. Напряжение должно быть ослаблено.

Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митин еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальна адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессии. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных фор реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии).

К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степей социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой категории основном относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10-15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.

Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работ более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание».

По данным Н. А. Аминова, среди учителей высшей категории 53 «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью. По мнению Аминова, к 40 годам «эмоционально сгорают» все (!) учителя.

Исследования И. В. Вачкова частично подтверждают эту грустную статистику: резкий спад показателей социальной адаптации происходит у педагогов старше 42 лет.

Мне неизвестно, проводились ли аналогичные исследования среди вос­питателей дошкольных учреждений, но думаю, работа воспитателей связа­на с не меньшими нервно-психическими нагрузками.

Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, кото­рые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания».

Что это за синдром и почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть раз­личной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действу­ющих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «орга­низм потребовал». В других случаях, когда нагрузки значительны и дейс­твуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Условия работы воспитателей далеко не комфортные. Здесь я имею в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных труд­ностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается. Возможнымипроявлениями на­пряженности будут: возбуждение, повышенная раздражительность, беспо­койство, мышечное напряжение, зажимы в различных частям тела, учаще­ние дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы умень­шить или формализовать время взаимодействия с детьми, коллегами.

 

Диагностика уровня «эмоционального выгорания» (модификация методики В. В. Бойко)

Инструкция по заполнению теста. На вопросы даются ответы только «да» и «нет» без раздумий. Примите во внимание, что если в формулиров­ках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности.

Обработка данных проводится в соответствии с инструкцией — «клю­чом? -. Делается вывод, какие признаки и аспекты поведения личности под­лежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба.

4. Недостатки в работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

5. Сегодня я доволен результатами своей работы не меньше, чем в нача­ле выбранного пути.

6. Я ошибся в выборе профиля работы.

7. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, некачественно, медленнее).

8. Теплота взаимодействия с коллегами очень зависит от моего настро­ения — хорошего или плохого.

9. От меня мало зависит благополучие коллег.

10.Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется, побыть наедине, чтобы со мной никто не общался,

11.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорей решить проблемы друга (свернуть взаимодействие).

12.Мне кажется, что эмоционально я не мог дать коллегам того, что они от меня ждут.

13.Моя работа притупляет эмоции.

14.Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.

15.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

16.Взаимодействие с коллегами требует от меня большого напряжения.

17.Общение с людьми приносит все меньше удовольствия.

18.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

19.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать коллеге поддержку, услугу, помощь.

20.Мне всегда удастся предотвратить влияние плохого настроения на общение с людьми.

21.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с коллегами.

22.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как мож­но меньше.

23.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю вниманиеколлегам меньше, чем положено.

24.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

25.Яспокойно воспринимаю обоснованные претензии коллег.

26.Общение с коллегами побудило меня сторониться людей.

27.При воспоминании о некоторых коллегах у меня портится настроение.

28.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

29.Мне всё труднее устанавливать или поддерживать контакты с коллегами.

30.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

31.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с ра­ботой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё, как надо.

32.Если коллега мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимание.

33.В общении с коллегами я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра — не получишь зла».

34.Я охотно рассказываю своим домашним о своей работе.

35.Бывают дни, когда моё эмоциональное состояние плохо сказывается на работе.

36.Порой я чувствую, что надо проявить к коллегам эмоциональную отзывчивость, но не могу.

37.Я очень переживаю за свою работу.

38.Коллегам отдаешь внимание и заботу больше, чем получаешь от них признательности.

39.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает ко­лоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

40.У меня хорошие отношения с начальством.

41.Я часто радуюсь, видя, что мои дела приносят пользу людям. Пос­леднее время меня преследуют неудачи на работе,

42.Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

43.Бывают дни, когда контакты с коллегами складываются хуже, чем обычно.

44.Я оцениваю деятельность коллег хуже, чем обычно.

45.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить об­щение с друзьями и знакомыми.

46.Я обычно проявляю интерес к личности коллег помимо того, что касается дела.

47.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

48.Я иногда ловлю себя на том, что работаю автоматически, без души.

49.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

50.После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

51.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

52.Успехи в работе вдохновляют меня.

53.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

54.Я потерял покой из-за работы.

55.На протяжении последнего года была жалоба в мой адрес со сторо­ны коллег.

56.Мне удаётся беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с коллегами я не принимаю близко к сердцу.

57.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

58.Я часто работаю через силу.

59.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к своим коллега, чем теперь.

60.В общении с коллегами руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

61.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как всё надоело, никого бы не видеть и не слышать.

62.После напряжённого дня на работе я чувствую недомогание.

63.Контингент моих коллег очень трудный.

64.Иногда мне кажется, что результат моей работы не стоит тех усилий, которые я затрачиваю.

65.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

66.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьёзные проблемы.

67.Иногда я поступаю со своими коллегами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

68.Я осуждаю коллег, которые рассчитывают на особое снисхожде­ние, внимание.

69.Чаще всего после работы у меня нет сил заниматься домашними делами.

70.Обычно я тороплю время; скорей бы закончился рабочий день.

71.Состояние, просьбы, потребности коллег обычно меня искренна волнуют.

72.При общении с коллегами, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

73.Работа очень разочаровала меня.

74.Чтобы восстановить силы я часто принимаю лекарства.

75.Как правило, мой день на работе проходит спокойно и легко.

76.Мои требования к работе выше, чем то, чего я достигаю в силу
обстоятельств.

77.Моя жизнь сложилась удачно.

78.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

79.Некоторых из своих коллег я не хотел бы видеть и слышать.

80.Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя коллегам, забывая о собственных интересах.

81.Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними.

82.Если представляется случай, я уделяю коллегам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.

83.Меня часто подводят нервы в общении с коллегами,

84.Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

85.Работа плохо повлияла на меня, обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

86.Работа явно подрывает моё здоровье.

«Ключ» к методике

Код: +1(2).

Пример расшифровки: 2 балла за ответ «да» на 1 -й вопрос. Цифра перед скобкой со знаком «+» или «-» означает номер вопроса и характер ответа на вопрос: «+» — «да»; «-» — «нет». Цифра в скобках означает количество баллов, например (2) — это 2 балла.

Анализ итогов теста

Фаза 1. «Напряжение»

2. Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2), + 13 (3), +25 (2), - 37 (3), +49 (10), -61 (5), - 73 (5).

3. Неудовлетворенность собой: -2 (3), +14 (2), +26 (2), -38(10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27 (2), +39(2), +51 (5), +63 (1), -71 (5).

4. Тревога и депрессия: +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).

Фаза 2. «Резистенция»

- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование- +5 (5) -17 (3), +29 (10), +40 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).

1. Эмоционально - нравственная дезориентация-+6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), -78(5),

3. Расширение сферы экономии эмоций' +7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).

4. Редукция профессиональных обязанностей'+8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).

Фаза3. «Истощение»

1.Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69 (10), +81 (2).

2. Эмоциональная отстранённость: +10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).

3. Личностная отстраненность от проблем других людей + И (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения + 12 (13), +24 (2), +36 (50), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).

Показатель выраженности каждого из симптома в структуре фаз «эмоционального выгорания»:

9 и менее баллов - несложившийся симптом; 10-15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более баллов — сложившийся симптом.

Показатель сформированность фаз развития стресса:

— и менее баллов - фаза не сформировалась;

— - 60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома профессионального «выгорания».

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного по­ведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, прова­лы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей спе­циалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребнос­ти в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их роди­телей); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончае­мо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматичес­ких симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупе­ние, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. I la этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются:

—Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим коли­чеством людей;

—Непредсказуемые ситуации;

—Творческий характер работы;

—Необходимость контроля собственного эмоционального состояния.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгора­ния», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При «эмоциональном сгорании» налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственнос­ти, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими сим­птомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетво­ренность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоци­ональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, рас­ширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязан­ностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психичес­ких ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследс­твие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматичес­кие нарушения.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Дополнительный материал для самодиагностики Симптомы стресса

/. Одиночество

Мы чувствуем, что удаляемся от семьи и друзей, или же у нас возникает стойкое впечатление, что «мы затерялись в толпе».

2. Чувство неуверенности

Мы вдруг начинаем ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у нас раньше были прекрасные отношения. Нам кажется, что они поглядывают на нас не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием

Мы легко забываем содержание недавних разговоров, силимся вспом­нить, что нам нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Мы находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до нас доходит.

4. Нежелание общаться с людьми

У нас падает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к нашей персоне, нас это раздражает. Когда звонит телефон, мы думаем, брать труб­ку или не брать.

5. Усталость и расстройство сна

Мы постоянно чувствуем себя выжатыми, как лимон, и, тем не менее, нам часто трудно заснуть.

6. Колебания настроения

Настроение неустойчивое; периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Нам хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно харак­терны для состояния стресса.

7. Раздражение и вспыльчивость

Мы теряем самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу мы способны выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замеча­ние встречаем в штыки. Порой без повода «лезем в бутылку».

8. Беспокойство

Нам не сидится на месте: мы ерзаем, что-то перекладываем или тере­бим. Нас то и дело подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность

Нередко испытывая томительное внутренне беспокойство, мы с головой окунаемся в работу, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: мы упорно отклоняемся от насущных дел.

10. Навязчивые действия

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение - все это может быть вызвано стрессом. У женщин это порой принимает форму бес­конечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых вещей. Мы застреваем на своих привычках, оказываемся неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит

Мы теряем интерес к пище: или совсем отказываемся от нее или едим без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины

Нам неприятно, когда нас окружает тишина. Поэтому мы или непре­рывно говорим, или оставаясь в помещение одни, обязательно включаем радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противополож­ное явление: мы болезненно реагируем на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности

Когда люди слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы толь­ко сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Вы можете легко проверить уровень вашей тревожности при помощи теста «Субъективная минута».

Засеките время на часах секундной стрелкой и отведите взгляд от ча­сов. Мысленно фиксируйте течение времени. Как только минута пройдет, посмотрите на часы. Норма — 65 секунд. Легкая тревожность - 55-64 с. Тревога средней выраженности - 45-54 с; подумайте, что вас беспокоит. Выраженная тревожность - меньше 45 с — обратитесь к психотерапевту.

 

ГЛАВА2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.