Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры загадок






♦ Сам худ, а голова с пуд.

♦ Небывалой красоты в небе выросли цветы.

♦ Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

♦ Без окон, без дверей – полна горница людей.

♦ Сидит девица в темнице, а коса на улице.

♦ Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

♦ Висит груша – нельзя скушать.

Еще раз поясним, что задача участников – не отыскать или вспомнить «правильные», традиционные отгадки, а предложить как можно больше необычных, но логически непротиворечивых вариантов отгадок.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, они выбирают для работы по 3 загадки из предложенных (при желании могут добавить и собственные), и в течение 10 минут придумывают максимум вариантов «странных отгадок» каждой из них. Потом эти варианты зачитываются вслух. Упражнение довольно сложное, придумывание по 4–5 относящихся к разным смысловым категориям вариантов ответа на каждую из загадок следует считать весьма хорошим результатом.

Психологический смысл упражнения. Обучение поиску необычных ракурсов рассмотрения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд странных, однако вполне допустимых ее трактовок.

Обсуждение. Какие мысли, идеи, воспоминания, ассоциации помогали придумывать «странные отгадки»? Какие из предложенных вариантов, с точки зрения участников, наиболее интересны и чем? Что за умения развиваются в этом упражнении, в каких жизненных ситуациях они нужны?

Упражнение «Земля круглая»

Описание упражнения. «Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля – это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: «Круглая!», и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте другие варианты, как можно ошибочно, но с логической точки зрения непротиворечиво представить себе «круглость» Земли». Упражнение выполняется в подгруппах по 3–5 человек, время работы 6–8 минут.

Психологический смысл упражнения. Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

Обсуждение. Участникам предлагается сначала поделиться своими примерами того, как можно представить себе «круглую Землю», после чего предложить варианты других расхожих фраз и убеждений, которые толкуются логически непротиворечиво, но при этом неверно. Затем предлагается порассуждать о том, насколько уместно проявление креативности при трактовке подобных утверждений – ведь оригинальные варианты их понимания чаще всего оказываются ошибочными. Когда шаблонное мышление оправдывает себя, приводит к верным решениям, а когда, наоборот, ограничивает наши познавательные возможности?

 

Упражнение «Необычные ситуации»

Описание упражнения. Участникам предлагается несколько описаний странных, однако совершенно реальных, взятых из жизненного опыта ситуаций. Их примеры могут привести как ведущий, так и сами участники, выдвигая идеи, объясняющие, как возникает такая ситуация. Идеи должны быть правдоподобными; откровенно фантастичные варианты не принимаются. Упражнение выполняется в командах по 4–5 человек, время для обсуждения – 5 минут на ситуацию. Потом представители от каждой из команд рассказывают о выдвинутых идеях.

Примеры ситуаций ♦ «Мы гуляли по лесу, и на опушке наше внимание привлекло одно молодое дерево. Прямо на его верхушку была нацеплена алюминиевая банка из‑ под пива. Как ее туда надели? Высота дерева метров пять, но оно явно слишком тонкое, особенно у верхушки, чтобы выдержать вес залезающего на него человека…»

♦ «Я видел весьма странную дорожную аварию. У обочины стоит помятая легковая машина, а на крыше у нее еще одна машина, колеса в воздухе свисают. Вокруг суетятся гаишники. Поблизости только ровное шоссе, нет ни перекрестков, ни резких поворотов, ни каких‑ либо препятствий на дороге. Как же могла произойти такая авария?..»

♦ «Вернувшись с загородного пикника, мы стали рассматривать сделанные там фотографии. И вдруг обнаруживаем на одной из них что‑ то загадочное. В небе, на фоне закатного неба, явственно виден темный диск, напоминающий по форме «летающую тарелку». А за ним – яркая светлая полоса. Что же это такое?.. Неужели марсиане к нам пожаловали? Самое странное, что когда делался снимок, ничего подобного мы в небе не наблюдали, это появилось только на фотографии».

 

Психологический смысл упражнения. Помимо умения генерировать идеи, просто и понятно объясняющие необычные на первый взгляд ситуации, упражнение учит замечать такие ситуации: смотреть на окружающую действительность «открытыми глазами», обращать внимание на необычное.

Обсуждение. Какие варианты объяснений представляются наиболее творческими, с чем это связано? А какие варианты наиболее правдоподобны? Совпадает ли одно с другим? Вряд ли. В каких жизненных ситуациях важнее обращать внимание на оригинальное, необычное, а в каких – на более простое и очевидное?

Упражнение «Ошибки»

Описание упражнения. Упражнение подразумевает выдвижение, реализацию и систематизацию идей о том, как можно сделать ошибки в чем‑ либо. Участникам предлагается:

1. Сделать в чем‑ то как можно больше возможных ошибок.

2. Классифицировать способы получения этих ошибок.

3. Отыскать взаимосвязь ошибок с реальностью (например, найти аналогичные ситуации, где сделанные ошибки окажутся верными исключениями).

Вот несколько конкретных примеров заданий для этого упражнения:

♦ Сделать как можно больше ошибок в написании какого‑ либо сложного слова. Ошибки должны представлять собой именно нарушение правил орфографии, а не просто случайный пропуск или замену одной буквы другой, как при опечатках.

♦ Придумать как можно больше способов нарушить правила дорожного движения при проезде перекрестка. Для этого рисуется схема оборудованного светофорами сложного перекрестка, где пересекаются дороги с несколькими полосами движения, а также проложены трамвайные пути (чтобы адекватно провести такой вариант упражнения, ведущий должен сам знать правила дорожного движения и при необходимости разъяснить их участникам).

♦ Предложить ошибочные, но при поверхностном взгляде правдоподобные способы решения несложных математических задач. Пример задачи: цыган весной купил лошадь за 5500 руб., а осенью продал ее за 6000. Следующей весной он снова купил ту же самую лошадь за 8500 руб., а потом продал за 9000. Заработал он на этих сделках деньги или, наоборот, потерял, и сколько? [27]

♦ В группах, где участники знают какой‑ либо иностранный язык хотя бы на уровне средней школы, можно предложить для работы несколько несложных фраз на этом языке. Задание будет состоять в том, чтобы сделать как можно больше неверных переводов этой фразы (но входящие во фразу слова сами по себе должны быть переведены корректно, ошибки же могут касаться грамматических конструкций, выбора неадекватного значения из ряда синонимов и т. п.).

Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в микрогруппах.

Психологический смысл упражнения. Генерирование идей, расширение ракурсов рассмотрения проблем, отказ от категоричного разделения суждений на верные и неверные: при определенных условиях даже ошибочное на первый взгляд умозаключение вполне может оказаться адекватным. Кроме того, упражнение обучает воспринимать ошибки не как нечто случайное, а как следствие проявления закономерностей функционирования нашего восприятия и мышления.

Обсуждение. Легко ли было выполнять это упражнение? Если нет, то с чем связаны возникшие затруднения? Какие внутренние психологические барьеры препятствуют нам делать ошибки? Когда возникают ситуации, в которых мы считаем что‑ то «по умолчанию» ошибочным, а в результате теряем потенциально ценные идеи? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд ошибочные решения в конечном итоге оказывались наилучшими?

Упражнение «Кругом вода»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 3–4 человека, дается инструкция: «Считается, что вода может прекрасно передавать информацию. Например, в гомеопатии широко используются лекарственные вещества, разведенные водой чрезвычайно сильно, в сотни тысяч раз: считается, что при этом действует уже не само лекарство, а информация о его составе и структуре, «запечатленная» в воде и переданная с ее помощью. Не будем вдаваться в дискуссию, так ли это на самом деле… Но давайте предложим как можно больше способов передачи через воду информации в виде битов/байтов, так чтобы ее смог использовать компьютер. Ваши решения должны не противоречить законам физики/химии и быть принципиально реализуемыми с технической точки зрения». На работу отводится 8 минут.

Потом участникам дается дополнительная инструкция: классифицировать свои идеи на основе того, какие именно свойства воды в них задействованы (свето‑, тепло‑, электропроводность, механическая упругость, способность менять агрегатное состояние под действием температуры/давления и т. д.). На эту часть работы отводится еще 5 минут.

Психологический смысл упражнения. Оно учит генерировать и классифицировать идеи с опорой на знание свойств объектов, а также выступает хорошей иллюстрацией понятий «беглость», «гибкость» и «оригинальность» как качеств творческого мышления.

Обсуждение. Каждая из подгрупп поочередно выступает с представлением своих идей и поясняет, на каких свойствах воды основана каждая из них.

Упражнение «Кроссенс»

Описание упражнения. Кроссенс – интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3x2 или 3x3 соответственно), и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние из них.

Например, для работы можно предложить такой набор:

 

Вариант решения этого кроссенса приведен на с. 404.

Упражнение выполняется в микрогруппах по 2–3 человека или индивидуально, время работы – 10–12 минут. Потом участники делятся предложенными решениями.

Когда принцип данной игры понят, участникам предлагается придумать и нарисовать собственный кроссенс (10–15 минут), который потом дается для решения другой подгруппе. Важный момент: при придумывании кроссенса недостаточно просто изобразить любые предметы, после чего предложить другим участникам подумать, как они могут быть связаны; обязательно нужно иметь собственный вариант решения. Потом участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим каждый кроссенс, и тот, который подразумевался его создателями.

Психологический смысл упражнения. Отработка умения находить «общее в различном», объединять внешне несходные предметы, находить аналогии между ними. Демонстрация возможности существования разных взглядов на решения одних и тех же творческих задач и невозможности вынести однозначные суждения об их «правильности» или «неправильности».

Обсуждение. Насколько совпали варианты решений, предложенных создателями кроссенсов (или, при решении приведенного выше примера, автором книги) с теми, которые удалось найти участникам, решавшим кроссенсы? Если это разные варианты, то можем ли мы судить, какие из них верны, а какие – нет? По каким критериям можно оценивать верность/корректность/применимость разных вариантов решения креативных задач?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.