Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. П. Антропов.






Не менее интересным и талантливым художником был Алексей Петрович Антропов (1716-1795). Антропов, так же как и Вишняков, очень тесно был связан с Канцелярией от строений. Его двоюродная сестра была замужем за А. Матвеевым, которого Антропов считал своим учителем. В 1739 году после смерти А. Матвеева художника зачисляют в живописную команду к И. Я. Вишнякову. Как и все члены живописной команды, Антропов был художником универсальным. Известны его работы в монументальном, иконописном и портретном жанрах. В 1752 году художнику поручается роспись стен и письмо икон в соборе Андрея Первозванного. Кисти Антропова принадлежит внушительная часть росписей и икон Андреевского собора. Среди сохранившихся икон наибольший интерес представляет запрестольная алтарная икона «Тайная вечеря». В этой иконе художник придает лицам апостолов портретные черты русских мужиков. И это неслучайно. Антропов, прежде всего – великолепный портретист, один из основателей нового жанра в русской живописи – камерного портрета/40/. «Живописцем стариков и старух» называли современники Алексея Антропова. Его влекли характеры зрелые, состоявшиеся, ясные и в хорошем, и в дурном. Антропов не умел льстить. Грузные старческие фигуры не пытался сделать легче и грациознее, увядающие лица – моложе и утонченнее. Больше всего художник ценил в человеке ум. Ум для него был гарантией благородных мыслей, достойных поступков. Художник создавал портреты-повествования, неторопливые, обстоятельные. В них тщательно выписанные детали помогают главному – созданию незаурядного характера много пожившего человека. Искусство Антропова отличает живой интерес к конкретному человеку, в нем наиболее полно воплотились особенности и тенденции времени. Портреты художника отличает объективность в отображении модели, в них дается яркая характеристика человека, которая заключает в себе и худшее и лучшее в его характере и внешности. Антропов смотрит на модель под своим углом зрения, который концентрируется на одних чертах и игнорирует другие. Портреты художника объединяет не физическое сходство людей, а характер вИдения художника, то, КАК и ЧТО именно видел он в этом человеке. Живописец передает характер в собственном толковании, выбирая те черты, которые соответствуют его собственному представлению о модели и о человеке вообще. Мастер как бы «прочитывает» человека, и свой вывод о нем предлагает зрителю.

Лучшими из камерных портретов Антропова являются изображения А. М. Измайловой (1759) и М. А. Румянцевой (1764). Для этих портретов характерна удивительная достоверность и убедительность образа. По-видимому, Антропов стремился работать по примеру иностранных художников, но он не мог отказаться ни и от красочности русской иконы, ни от строгости русской парсуны. Главное же, он решительно не умел льстить портретируемым, как это делали приезжие виртуозы. Поэтому, глядя на портреты Антропова, сразу можно понять, что они принадлежат кисти русского художника, писавшего не мудрствуя лукаво, как видел, как понимал. На портрете статс-дамы двора Елизаветы Петровны А. М. Измайловой мы видим одряхлевшую, обрюзгшую, смешно нарумяненную старуху с насурьмленными бровями и слегка слезящимися глазами. Грудь придворной дамы украшает громадный алмазный медальон. Художник сознательно пишет этот медальон, не считаясь с перспективой, стараясь сделать его как можно более заметным, подчеркивая тем самым социальный статус фрейлины императрицы. Но главное в этом портрете – лицо старой фрейлины. Лицо взято крупно, зритель сразу обращает на него внимание. Художник выделяет основное в характере Измайловой – самоуверенность и властность. По-видимому, физическое сходство было столь велико, что до сих пор портрет кажется весьма убедительным, при взгляде на Измайлову, кажется, слышен басок этого «гренадера в фижмах» - так называли Измайлову современники.

Особым обаянием полно умное волевое, немного насмешливое лицо старухи Румянцевой. Крупное, рыхлое лицо кажется еще более круглым в обрамлении полупрозрачного кружева чепца, а тяжелая накидка подчеркивает грузную фигуру. От всего облика Марии Андреевны веет милой непринужденностью. Женщина новых воззрений, приятельница Петра Великого, обладавшая остроумием и независимым характером, являла собой тот идеал матери, который искали русские просветители. Она воспитала незаурядного сына. Талантливый полководец, фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский прославил Россию в русско-турецкой войне.

Антропов всегда был потрясающе правдив, решительно не умел льстить модели, тщетно пытаясь навязать своему честному и грубоватому таланту новомодную лощеность. В 1762 году художник пишет парадный портрет Петра III (1762). Живописец искренне пытается написать портрет наподобие пышных портретов барокко, он не поскупился на изображение драгоценностей, горностаевой мантии, царских регалий, однако, среди этого пышного великолепия странно выглядит фигура с рыбьим туловищем, замершая в каком-то нелепом танцевальном па. Нездоровый цвет лица, бессмысленная улыбка, высокомерный взгляд крохотных глазок довершают портрет недоумка, попавшего на русский престол.

У портретов Антропова есть одна отличительная черта: все, что изображено на его полотнах отличает необычайная материальность. Если художник пишет шелк, то со всеми особенностями его фактуры и блеска, если кружева, то добивается отображения всей тонкости рисунка и прозрачности ажурного полотна, его драгоценности отличают все характерные признаки драгоценных камней и золота. Мир вещей существует в портретах Антропова на равных с миром чувств и мыслей, отраженных в человеческой наружности. При этом правдивость в передаче вещей неотделима у живописца от цвета. Цвета полнозвучного, почти всегда яркого, часто локального, взятого большими плоскостями. Антропов, как и Вишняков, своеобразно «выпячивает» фигуру на зрителя, плоскостно трактует произведение, но он, как никто из его современников, находит активную форму подхода к натуре, что сделало имя портретиста таким значительным в русском искусстве.

Деятели русской культуры середины XVIII века высоко ценили творчество живописца. И. И. Шувалов – основатель московского университета – предполагал сделать Антропова профессором факультета искусств (который так и не удалось создать). В Петербурге художник имел свою школу, в которой занималось много учеников. Среди них был замечательный русский портретист Д. Г. Левицкий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.