Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А. Зубова.






Петр I вызывал граверов, преимущественно из Голландии. Среди них были Адриан Шхонебек и Питер Пикарт, сопровождавший царя в походах. Русские мастера, научившиеся граверному делу у голландцев, тоже были весьма искусны, недаром за высокое мастерство их называли «российскими голландцами».

Главным центром гравирования в России была Оружейная палата, а с 1711 г. он переместился в Петербург, где при Санкт-Петербургской типографии была открыта рисовальная школа. Именно там работал наиболее прославленный среди русских граверов Алексей Федорович Зубов (1682-1751). Его гравюры стоят в ряду лучших художественных произведений «петровского барокко». Недаром современники называли его «одним из искуснейших россиян» Зубов использовал в основном смешанную технику – офорт с резцом./8/ Зубов использовал в композиции приемы, свойственные голландским мастерам, раскрывал пространство как бы с «птичьего полета», так, чтобы ни один предмет не заслонял другой. Вместе с тем гравюры Зубова являлись отражением оригинального, чисто петербургского стиля, точно отразившего романтику петровского времени.

Для Зубова было очень важно показать то новое, что свидетельствовало об изменениях в общественной и частной жизни России. Он хотел быть по возможности точным, и достоверно передавал особенности зданий и садов. Умел развернуть глубокую и широкую перспективу Васильевского острова и северных окраин Петербурга позади нарядного здания дворца Меншикова в «Гангутском триумфе». Документально точно изображал различные предметы, сцены и события вплоть до мельчайших деталей. Лучшим из произведений Зубова по праву считается необычная по сложности и величине «Панорама Петербурга», которая составляла 8 объединенных листов и демонстрировала обширность и оживленность строившегося прекрасного города с «птичьего полета». До последнего времени исследователи не могли понять, какое место Петербурга изобразил Зубов, лишь недавно было доказано, что перед нами охват всех видимых с Выборгской стороны берегов Невы, очень точно передающий облик дворцов и домов, выстроившихся по Адмиралтейской набережной и набережным Васильевского и Петербургского островов. Все эти дома и сооружения вытянуты в одну линию, как бы выстроены художником в ряд. Зубов демонстрирует зрителю «фасад» города, его лицо. Над лентой зданий – огромное пространство неба, на нем изображен пышный картуш с названием. Впереди домов – Нева, на ней в красивом ритме выстроились военные корабли. Корабли и картуш придают гравюре праздничность и значительность. К большому виду города внизу приклеивалось одиннадцать видов «обретающихся при нем строений». Здесь самые значительные сооружения того Петербурга: Александро-Невская лавра, Адмиралтейство с верфью, Гостиный двор, Летний, Зимний и Меншиков дворцы и даже дворцы окрестностей Петербурга – Екатерингофский, Петергофский и Ораниенбаумский. Дворцы показаны «в першпективе», видны окружающие их парки, с фонтанами, павильонами и скульптурами. Внизу к гравюре приклеивалась еще одна полоса - «Слово митрополита Гавриила Бужинского в похвалу Санкт-Петербургу и его основателю императору Петру Великому». Такое многоэтажное сооружение наклеивалось на холст и вставлялось в рамку, одна из «Панорам» по приказу Екатерины I была послана Петру, находившемуся тогда в Голландии.

Мастер стремился со всей точностью дать представление о быте столицы, этому посвящена гравюра «Свадьба Петра I» и множество портретных гравюр. Рассказывал художник и о морских баталиях («Сражение у мыса Гангут», «Гангутский триумф», «Сражение при Гренгаме»).

Многие работы Зубова не сохранились, но в тех, что дошли до нас, мы видим Петербург Зубова с широкой гладью реки и гордо бегущими по ней кораблями, Петербург, вздымающий в небо шпиль Петропавловки, прекрасный и величественный.

Кроме гравюр А. Зубова нам известны работы его старшего брата И. Зубова, работавшего в Москве, и создавшего прекрасную «Панораму Измайлова», талантливого А. Ростовцева, который исполнил в 1715 году по своему рисунку гравюру «Осада Выборга», а в 1720-1722 гг. – сюиту фейерверков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.